дело №2-481/2014
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
03 апреля 2014 года г. Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе: председательствующего - судьи Катчиевой З.И.,
при секретаре судебного заседания Байрамуковой А.К.,
с участием: представителя заявителя - администрации Усть-Джегутинского городского поселения - Гербекова Н.Х,, представившего доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена),
судебного пристава-исполнителя Усть-Джегутинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике - Тамбиева Т.М.,
а также представителя Усть-Джегутинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике - Тлисовой Э.А., представившей доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена),
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по заявлению администрации Усть-Джегутинского городского поселения об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Усть-Джегутинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Тамбиева Т.М. о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрация Усть-Джегутинского городского поселения обратилась в Усть-Джегутинский районный суд с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В своем заявлении администрация Усть-Джегутинского городского поселения указала, что (дата обезличена) было возбуждено исполнительное производство (номер обезличен) на основании решения Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) о признании несоответствующим ГОСТу 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятому постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. №221, состояние автомобильной дороги по улице Колхозная города Усть-Джегута от улицы Курортная-Колхозная до улицы Колхозная-Калинина; обязании администрацию Усть-Джегутинского городского поселения привести покрытие дорожного полотна по улице Колхозная города Усть-Джегута от улицы Курортная-Колхозная до улицы Колхозная-Калинина в соответствие с п.п. 3.1-3.1.4 ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221, а именно устранить имеющиеся повреждения, ямы, выбоины, просадки; обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года №120-ст, установить на пересечении улиц Колхозная-Дружбы дорожный знак «Главная дорога» в количестве 2 штук и дорожный знак «Уступи дорогу» в количестве 1 штуки; на пересечении улиц Колхозная-Калинина дорожный знак «Главная дорога» в количестве 1 штуки и дорожный знак «Уступи дорогу» в количестве 2 штук, изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 Национальный Стандарт РФ «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года №121-ст.; обязании администрацию Усть-Джегутинского городского поселения установить тротуары по улице Колхозная города Усть-Джегута от улицы Курортная-Колхозная до улицы Колхозная-Калинина в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. №270-ст.
В ходе исполнения требований решения суда от (дата обезличена) по исполнительному производству (номер обезличен) постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Усть-Джегутинскому району Тамбиевым Т.М. от (дата обезличена) был установлен исполнительский сбор в размере (данные изъяты) рублей.
Администрация Усть-Джегутинского городского поселения обращалась в Усть-Джегутинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике с письмом (номер обезличен) от (дата обезличена) о частичном исполнении и просьбой приостановить исполнительное производство в связи с тем, что не располагает достаточными средствами для исполнения исполнительного производства.
На текущий год, постановлением Правительства КЧР №34 от 13.02.2014 года «О распределении субсидий на 2014 год и остатков субсидий за 2013 год из средств дорожного фонда КЧР, выделяемых бюджетам муниципальных образований» было перечислено (данные изъяты) руб.
Исходя из вышеперечисленного, является возможным исполнение исполнительного производства до (дата обезличена).
Также администрация Усть-Джегутинского городского поселения обратилась в Усть-Джегутинский районный суд с заявлением (номер обезличен) от (дата обезличена) об отсрочке исполнения решения суда, в котором просит отсрочить исполнения решения суда до (дата обезличена).
Согласно ч.4 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.
Таким образом, администрация Усть-Джегутинского городского поселения просит отменить постановление судебного пристава-исполнителя Тамбиева Т.М. от (дата обезличена) о взыскании исполнительского сбора в размере (данные изъяты) рублей по исполнительному производству (номер обезличен).
В ходе судебного заседания представитель заявителя Гербеков Н.Х. поддержал заявленные требования и добавил, что (дата обезличена) судебным приставом-исполнителем Тамбиевым Т.М. было вынесено постановление о взыскании с должника - администрации Усть-Джегутинского городского поселения исполнительского сбора в размере (данные изъяты) рублей. Считает, что администрация Усть-Джегутинского городского поселения сообщила о частичном исполнении решения суда, но поскольку не располагает достаточными денежными средствами для исполнения, не может полностью исполнить решение суда. В связи с чем, просил приостановить исполнительное производство, а потому отменить постановление судебного пристава-исполнителя Тамбиева Т.М. о взыскании исполнительского сбора в размере (данные изъяты) рублей.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по КЧР - специалист-эксперт группы правового обеспечения Тлисова Э.А. требования администрации Усть-Джегутинского городского поселения не признала, просила в их удовлетворении отказать.
В ходе судебного заседания судебный пристав-исполнитель Тамбиев Т.М. показал, что администрацией Усть-Джегутинского городского поселения не представлено доказательств того, что решение суда не исполнено вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Просил в удовлетворении заявления администрации Усть-Джегутинского городского поселения отказать.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, согласно ч.1 ст.441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей (часть 3 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу ч.4 ст.258 ГПК РФ следует, что для признания постановления должностного лица службы судебных приставов недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие постановления закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующее исполнительное действие - взыскивать исполнительский сбор.
Согласно ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, взыскание исполнительского сбора является мерой публично-правовой ответственности должника за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Судом установлено, что (дата обезличена) Усть-Джегутинским районным судом Карачаево-Черкесской Республики был выдан исполнительный лист, в котором указано:
- Обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения привести покрытие дорожного полотна по улице Колхозная города Усть-Джегута от улицы Курортная-Колхозная до улицы Колхозная-Калинина в соответствие с п.п. 3.1-3.1.4 ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221, а именно устранить имеющиеся повреждения, ямы, выбоины, просадки.
- Обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года №120-ст, установить на пересечении улиц Колхозная-Дружбы дорожный знак «Главная дорога» в количестве 2 штук и дорожный знак «Уступи дорогу» в количестве 1 штуки; на пересечении улиц Колхозная-Калинина дорожный знак «Главная дорога» в количестве 1 штуки и дорожный знак «Уступи дорогу» в количестве 2 штук, изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 Национальный Стандарт РФ «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года №121-ст.
- Обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения установить тротуары по улице Колхозная города Усть-Джегута от улицы Курортная-Колхозная до улицы Колхозная-Калинина в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года №270-ст.
Судом так же установлено, что с соблюдением сроков, предусмотренных частями 7, 8 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель Абазалиев Н.А. (дата обезличена) вынес постановление о возбуждении исполнительного производства (номер обезличен). (дата обезличена) Байрамуков К.Х. - глава администрации Усть-Джегутинского городского поселения, был ознакомлен с указанным постановлением.
(дата обезличена) судебный пристав-исполнитель Тамбиев Т.М. объявил предупреждение руководителю Усть-Джегутинского городского поселения Байрамукову К.Х. о том, что в случае неисполнения вступившего в законную силу решения суда, может быть привлечен к уголовной ответственности.
(дата обезличена) судебным приставом-исполнителем Тамбиевым Т.М. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которое было этого же числа вручено представителю администрации Усть-Джегутинского городского поселения.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация Усть-Джегутинского городского поселения обратилась в суд, полагая, что постановление подлежит отмене.
Из объяснений представителя заявителя, следует, что администрация Усть-Джегутинского городского поселения сообщением от (дата обезличена) уведомила судебного пристава-исполнителя Абазалиева Н.А. о невозможности исполнения судебного постановления полностью, так как ремонт дороги был произведен частично, и приобретены дорожные знаки, а также, что в проекте бюджета 2014 год предусмотрены денежные средства на дальнейший ремонт автодорог и тротуаров, который не успели провести в 2013 году из-за отсутствия бюджетных средств.
Судом установлено, что документов, подтверждающих факт получения (дата обезличена) ОСП по Усть-Джегутинскому району сообщения администрации Усть-Джегутинского городского поселения от (дата обезличена), в материалах данного дела не имеется.
Так же установлено, что вышеуказанное сообщение администрации Усть-Джегутинского городского поселения от (дата обезличена) поступило в Усть-Джегутинский РО УФССП России по КЧР лишь (дата обезличена).
Данное обстоятельство подтверждается штампом приема Усть-Джегутинским РО УФССП России по КЧР с входящим номером и датой получения - (дата обезличена).
Следовательно, каких-либо документов, подтверждающих невозможность исполнения судебного постановления в срок, установленный для добровольного исполнения, а также - уважительности причин неисполнения в срок решения суда судебному приставу-исполнителю представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что в данном случае у судебного пристава-исполнителя Тамбиева Т.М. имелись основания для взыскания с администрации Усть-Джегутинского городского поселения исполнительского сбора.
В связи с тем, что проверка законности постановления о взыскании исполнительского сбора непосредственным образом связана с законностью постановления о возбуждении исполнительного производства, суд считает возможным дать суждение в отношении постановления о возбуждении исполнительного производства.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа по гражданскому делу по иску Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выданного Усть-Джегутинским районным судом (дата обезличена), судебный пристав-исполнитель Абазалиев Н.А. (дата обезличена) вынес постановление о возбуждении исполнительного производства (номер обезличен). (дата обезличена) глава администрации Усть-Джегутинского городского поселения Байрамуков К.Х. был ознакомлен с указанным постановлением.
Следовательно, оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства по делу не установлено, заявитель на такие обстоятельства не ссылался.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от (дата обезличена) администрацией Усть-Джегутинского городского поселения не оспаривалось, следовательно, является законным.
Представителем заявителя, по сути, не оспаривалось, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требования исполнительного документа не были исполнены, не представлены судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Анализируя вышеизложенное, суд считает, что обращаясь с подобным заявлением в суд представитель заявителя, соблюдая требования гражданского процессуального законодательства и ФЗ «Об исполнительном производстве» должен был доказать, тот факт, что постановление судебного пристава-исполнителя не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также указать какие права и законные интересы администрации были нарушены, однако такие доказательства представлены не были.
Таким образом, суд считает, что администрация уклонилась от добровольного исполнения требований исполнительного документа, поэтому постановление судебного пристава-исполнителя от (дата обезличена) является законным и обоснованным.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с положениями ч.6 ст.112 Закона №229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в рамках рассмотрения которого подлежат проверке указанные должником обстоятельства, об отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При таких обстоятельствах заявление администрации Усть-Джегутинского городского поселения об отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Усть-Джегутинскому району Тамбиева Т.М. о взыскании исполнительского сбора от (дата обезличена) удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления администрации Усть-Джегутинского городского поселения об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Усть-Джегутинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Тамбиева Т.М. о взыскании исполнительского сбора - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.
Резолютивная часть решения отпечатана на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий-судья подпись Катчиева З.И.
Мотивированное решение составлено 08 апреля 2014 года
Председательствующий-судья подпись Катчиева З.И.