2-1145/5
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд в составе председательствующего судьи Овчинниковой О.В., с участием старшего помощника прокурора Ивановой Н.В., при секретаре Сабуровой С.В., с участием представителей ответчиков, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Эссойльского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, чтов результатепроверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что в квартале 27 выдел 30 Эссойльского участкового лесничества ГУ РК «Пряжинское центральное лесничество» расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Карельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, просит обязать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрацию Эссойльского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 27 выдел 30 Эссойльского участкового лесничества ГУ РК «Пряжинское центральное лесничество».
В судебном заседании старший помощник прокурора Иванова Н.В. иск поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации Эссойльского сельского поселения, действующий на основании временного удостоверения, иск не признал.
Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК по доверенности Барабашова О.А. иск не признала.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что в квартале 27 выдел 30 Эссойльского участкового лесничества ГУ РК «Пряжинское центральное лесничество» расположена несанкционированная свалка бытовых отходов.
Из содержания п.п.7 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с точки зрения сопоставления полномочий позволяет утверждать, что их реализация обеспечивается фактически совместной деятельностью двух уровней публичной власти -регионального и муниципального.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В статье 4 указанного выше Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
Согласно требованиям статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Согласно пункта 1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010 №206-П, Министерство по природопользованию и экологии РК осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
В соответствии со статьей 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Статья 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. №414 (далее - Правила), предусматривает, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Согласно подпункту «б» части 3 Правил, санитарно - оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что мерами, направленными на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки должны осуществляться администрацией Эссойльского сельского поселения и Министерством природопользования и экологии РК.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, так как наличие несанкционированных свалок повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию в бюджет Петрозаводского городского округа госпошлина в сумме 200 рублей, по 100 рублей с каждого ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Эссойльского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки отходов удовлетворить.
Обязать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрацию Эссойльского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 27 выдел 30 Эссойльского участкового лесничества ГУ РК «Пряжинское центральное лесничество».
Взыскать с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Эссойльского сельского поселения в бюджет Петрозаводского городского округа госпошлину по 100 рублей с каждого.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение десяти дней.
Судья Овчинникова О.В.
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ
составлено 16 февраля 2011 года.