Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «10» декабря 2014 года
Емельяновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новичкова Николая Николаевича к ФКУ ИК-5 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным действий администрации по водворению в помещение камерного типа и содержания в нем, поданного в порядке ст. 25 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Новичков Н.Н. обратился в суд с заявлением о признании действий администрации по водворению в помещение камерного типа и содержания в нем, ссылаясь на то, что в связи с переводом на строгие условия отбывания наказания постановлением административной комиссии от 11.03.2014 г. был переведен из общих условий содержания в строгие, однако вместо запираемого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 123 УИК РФ был помещен в помещение камерного типа, поскольку данные условия отбывания наказания идентичны условиям отбывания наказания особого режима. Просит признать незаконными указанные действия.
Дополнительно в подтверждение своих доводов указал, что помещение № 10, в котором он отбывает наказание, закрыто круглые сутки, не оборудовано коммунально-бытовым помещением по приему пищи, пищу принимают непосредственно в спальном помещении, как это предусмотрено для помещений камерного типа. Кроме того, камера обеспечена видеонаблюдением, хотя видеонаблюдение во время сна, приема пищи и туалета запрещена. Телевизор включают с ограничениями. Данные обстоятельства могут подтвердить другие осужденные (приведен список из 6 человек).
В судебное заседание Новичков Н.Н. с места отбывания наказания не доставлялся, был уведомлен о месте и времени судебного разбирательства. Вместе с тем неявка заявителя в судебное заседание согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению искового заявления, поскольку с учетом существа спора суд считает возможным рассмотреть дело без перемещения истца из колонии в суд по месту рассмотрения дела, все требования Новичкова Н.Н. изложены в его письменном иске, и дополнениях к нему, каких-либо дополнительных пояснений не требуют, не явка осужденного в судебное заседание не препятствует рассмотрению его искового заявления.
В судебном заседании представитель лица, чьи действия обжалуются, ФКУ ИК-5 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю Лисовицкий Д.В., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения требований осужденного, пояснив, что последний 11.03.2014 года был привлечен к дисциплинарной ответственности, был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, был переведен в строгие условия отбывания наказания. Осужденный отбывает наказание в запираемом спальном помещении, оборудованном полным комплексом коммунально-бытовых объектов, имеется мебель в предусмотренном количестве, санузел, раковина, телевизор, норма жилой площади также соответствует нормативам.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении заявленных требований суд исходит из требований ч.1 ст.249 ГПК РФ, согласно которых обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Конституция Российской Федерации, закрепляя, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в то же время устанавливает, что осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, части 1 и 3) и что они могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Такие ограничения могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Согласно ч.2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Согласно ч.1 ст.82 УИК РФ в ИУ действует режим, т.е. установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала. Частью третьей названной статьи УИК установлено, что в ИУ действуют Правила внутреннего распорядка (ПВР) исправительных учреждений.
В соответствии с ч.3 ст. 123 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.
Согласно гл. ХХII Приказа Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (с последующими изменениями) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (рег. в Минюсте РФ 14.11.2005 N 7161) (далее ПВР ИУ) помещения, в которых проживают осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. Лица, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и на курсах профтехподготовки, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания исправительных колоний на занятия не выводятся. Им предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями. Культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в пределах помещений, в которых они проживают. Пользование библиотекой и магазином обеспечивается в условиях изоляции от других осужденных. Трудоиспользование, прием пищи, медицинский осмотр, санитарная обработка, амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от осужденных, отбывающих наказание в других условиях содержания (п.144-147).
Порядок применения к осужденным к лишению свободы дисциплинарных взысканий регламентирован ч.1 ст.117 УИК РФ, согласно которой при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Как установлено в судебном заседании, по постановлению начальника ИК-5 ОИК-36 от 11.03.2014 года осужденный Новичков Н.Н. был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, и был переведен в строгие условия отбывания наказания, за нарушения установленного порядка отбывания наказания. Так, 04.03.2014г. в 19ч. 41мин. при обходе отряда №7 ИК-5 ОИК-36 в коридоре отряда у туалета был задержан осужденный Новичков Н.Н., который в нарушение распорядка дня, во время ужина осужденных отряда № 7 (согласно распорядка дня ужин для не привлеченных у труду с 19:30 до 20:00 час.), без уважительных причин, находился в отряде № 7 ИК-5 ОИК-36, чем нарушил требования п. 14 гл. 3 ПВР ИУ (осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный ИУ).
Согласно представленным материалам по заявлению осужденного Новичкова Н.Н., последний содержится в спальном помещении № 10 отряда № 4 ИК-5 ОИК-36, оборудованном полным комплексом коммунально-бытовых объектов, в спальном помещении имеется мебель, санузел, раковина, телевизор. Указанное помещение № 10 предназначено для проживания 3 осужденных, площадью 17 м2, при норме жилой площади на одного осужденного не менее 2 м2, согласно требований ч. 1 ст. 92 УИК РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются представленной видеозаписью от 05.11.2014 г. помещения № 10, исследованной в ходе судебного заседания. В частности, на данной видеозаписи видно, что санитарное помещение раздельное от жилой зоны, оборудовано дверью, имеется телевизор, кровати, полки, тумбочки, помещение хорошо освещено, имеется большое окно.
Доводы осужденного Новичкова Н.Н., о нарушении его прав круглосуточным видеонаблюдением, использованием телевизора в ограниченное время, приемом пищи в спальном помещении, судом не могут быть приняты как обстоятельства, доказывающие нахождение осужденного в помещении камерного типа, поскольку не противоречит требованиям уголовно-исполнительного законодательства, предъявляемым к запираемым помещениям. В этой связи, суд не находит необходимым дополнительно допрашивать других осужденных на предмет условий содержания заявителя, а в заявленном осужденным ходатайстве о допросе шестерых свидетелей по делу отказать, поскольку данные условия ответчиком не отрицаются, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, подтверждены видеозаписью состояния помещения № 10, представленной на обозрение в судебном заседании.
В силу ст. 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Как следует из материалов дела, заявитель – осужденный Новичков Н.Н. был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, в связи с чем, был помещен в строгие условия отбывания наказания, нуждается в дополнительном контроле со стороны администрации ИУ, нежели другие осужденные, в связи с чем видеоконтроль осужденных оправдан не только с точки зрения законности, но и с точки зрения обоснованности безопасности режима отбывания наказания. При этом видеонаблюдение проводится непосредственно в помещении, туалетная комната от которого изолирована дверью.
Как указывалось выше, п. 147 ПВР ИУ предусмотрено, что прием пищи осужденных организуется отдельно от осужденных, отбывающих наказание в других условиях содержания. Данное требование с необходимостью не предполагает наличия отдельного помещения для приема пищи лиц, содержащихся в запираемых помещениях. Площадь помещения позволяет также принимать пищу, поскольку жилые нормы помещения значительно выше минимальной жилищной норма. Как видно из представленных материалов дела, норма санитарной площади на одного осужденного, санитарно-гигиенические требования были соблюдены, условия уединения при пользовании туалетом имелись, нарушений прав осужденного не допущено.
В силу п. 145 ПВР ИУ Лица, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и на курсах профтехподготовки, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания исправительных колоний на занятия не выводятся. Поскольку заявитель не работает, соответственно, все время он находится в запираемом помещении, за исключением времени прогулок, что заявителем не обжалуется.
Учитывая отсутствие нарушений уголовно-исполнительного законодательства при применении взыскания к осужденному Новичкову Н.Н. оснований для удовлетворения требований не имеется.
Указанные выше обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, не позволяют суду сделать вывод, что действиями администрации ИК-5 ОИК-36 были нарушены права и свободы осужденного, либо созданы какие-либо препятствия к осуществлению его прав и свобод. С учетом изложенного заявленные требования Новичкова Н.Н. необоснованные и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 256, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Новичкова Николая Николаевича к ФКУ ИК-5 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным действий администрации по водворению в помещение камерного типа и содержания в нем, – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента вынесения решения.
Судья: Лукашёнок Е.А.