Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-382/2013 ~ М-297/2013 от 27.03.2013

Мотивированное решение

составлено <дата> дело № 2-382/13     

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<дата> г. Полярный

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Храмых Е.А.,

при секретаре судебного заседания Масловой Е.В.,

с участием:

истца Антиповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антиповой Натальи Владимировны к филиалу № 1 управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области (далее – филиал № 1 УФО МО РФ) о взыскании доплаты материальной помощи за 2006-2012 год,

у с т а н о в и л:

Антипова Н.В. обратилась в суд с иском к филиалу № 1 УФО МО РФ по Мурманской области о взыскании доплаты материальной помощи за 2006-2012 год.

В обоснование требований указала, что состоит в трудовых отношениях с войсковой частью №... в должности главного инженера с <дата>. Начисление заработной платы гражданскому персоналу указанной части производится на основании приказа Минобороны РФ от 2 марта 2001 года № 90. В январе 2012 года заявление Антиповой Н.В. о выплате материальной помощи удовлетворено и ответчиком осуществлена данная выплата на основании приказа командира войсковой части №.... Однако, истец полагает, что выплата материальной помощи без учета процентной надбавки и районного коэффициента противоречит законодательству, основываясь на положениях приказа Минобороны РФ № 90 и Постановления Правительства РФ от <дата> №..., которые предусматривают при формировании фонда оплаты труда материальную помощь и выплаты районного коэффициента и процентной надбавки гражданскому персоналу войсковых частей.

Антипова Н.В. просит произвести начисление процентной надбавки и районного коэффициента к выплаченной материальной помощи за 2006-2012 год.

Истец в судебном заседании требования иска поддержала. Антипова Н.В. полагает, что фонд оплаты труда формирующейся по приказу Минобороны РФ 90 является системой оплаты труда установленной в войсковой части №..., следовательно, на такой вид выплаты как материальная помощь, должны производиться начисление гарантированной процентной надбавки и районного коэффициента.

Ответчик филиал № 1 УФО Минобороны РФ по Мурманской области представил отзыв, в котором указывает на необоснованность заявленных требований Антиповой Н.В. Ссылаясь на приказ Минобороны РФ № 90, ответчик считает, что материальная помощь не входит в состав заработка, поскольку не обусловлена системой оплаты труда и следовательно, оснований для начисления районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи не имеется. Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса РФ, за обращением в суд о разрешении индивидуального трудового спора.

Определением суда от <дата> к участию в деле привлечена в качестве третьего лица войсковая часть 36070-А. Командир войсковой части просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, отзыва по существу требований не представил.

Изучив позиции сторон, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет оплату труда как систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Работникам организаций, финансируемых из бюджета, заработная плата устанавливается соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от <дата> №... «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» для гражданского персонала отдельных органов Минобороны России введены новые условия оплаты труда.

Приказ Министра обороны РФ от 2 марта 2001 года № 90 издан во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> №....

Абзацами 6 подпункта «а» и 5 подпункта «в» пункта 2 приказа Минобороны РФ № 90 установлено, что при утверждении ежегодных фондов оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации предусматривать сверх суммы средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, средства на выплату (в расчете на год), в том числе материальную помощь (с <дата>).

Данные положения соответствуют пункту 3 и абз. 5 подпункта «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от <дата> №... «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства».

При этом в приведенных нормативных актах определен размер материальной помощи, закладывающийся в ежегодный фонд оплаты труда в размере двух должностных окладов.

Как установлено судом, истец состоит с войсковой частью 36070-А в трудовых отношениях, работает в должности главного инженера отдела планирования и координации.

Из материалов дела следует, что условия трудового договора и дополнения к нему не содержат особенной установления системы оплаты труда работника Антиповой Н.В.. Пункт 11 договора предусматривает размеры должностного оклада, процентной надбавки и районного коэффициента.

На основании приказов командира войсковой части №... от <дата> №..., от <дата> №..., от <дата> №..., от <дата> №..., от <дата> №..., от <дата> №..., от <дата> №..., а также командира войсковой части 036070-А от <дата> №... и от <дата> №... Антиповой Н.В. выплачена материальная помощь (л.д.8-16).

Размер выплаченной материальной помощи, исходя из двух должностных окладов, истцом не оспаривается. Вместе с тем, истец полагала, что если фонд оплаты труда формируется с учетом материальной помощи, то ответчик обязан производить выплату материальной помощи работнику с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

В соответствии с частью 2 статьи 146, статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу статьи 316 этого же Кодекса размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из вышеуказанных положений закона следует, что начисление районного коэффициента и процентной надбавки производится на фактический заработок работника, полученный в соответствующем месяце за выполнение своих трудовых обязанностей.

Анализ локальных актов действующих у работодателя показывает, что система заработной платы и выплат стимулирующего, компенсационного и поощрительного характера установлена в строгом соответствии с приказом Минобороны РФ от 2 марта 2001 года № 90 (раздел 5 коллективного договора).

При таких обстоятельствах требование истца Антиповой Н.В. о начислении районного коэффициента и процентной надбавки на выплаченную ранее материальную помощь не подлежит удовлетворению.

Материальная помощь по своей природе не относится к тем выплатам, которые предусмотрены системой оплаты труда у истца. Размер выплаты материальной помощи определен приказом Минобороны № 90 - два должностных оклада работнику из числа гражданского персонала войсковых частей.

Включение материальной помощи при формировании фонда оплаты труда свидетельствует лишь об источнике финансирования расходов на данный вид выплаты, и не является составной частью системы заработной платы истца, поскольку материальная помощь носит разовой характер в отличие от заработка.

Кроме того, суд признает, что истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Истец в судебном заседании пояснила, что о нарушенном праве узнала только лишь в конце прошлого года, когда вопрос о законном начислении материальной помощи без учета процентной надбавки и районного коэффициента стал предметом массового обсуждения работников войсковой части, а также после ознакомления с судебными решениями, которыми аналогичные требования удовлетворены. До этого периода Антиповой Н.В. известно о том, что кто-то из сотрудников обращался в устной форме к ответчику о правильности начисления материальной помощи, но получив отказ, посчитали, что он соответствует закону.

Исходя из положений статей 21 и 352 Трудового кодекса Российской Федерации, работник вправе защитить свои трудовые права в суде в случае, если он полагает, что работодатель допускает нарушение таких прав.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалами дела подтверждено, что в спорный период истец ежегодно получала материальную помощь в размере двух должностных окладов. Факт ознакомления с приказами о выплате материальной помощи истцом не оспаривался, а, следовательно, каждый раз получая материальную помощь, Антипова Н.В. имела возможность обратиться в суд за разрешением требований о начислении к такому виду выплаты процентной надбавки и районного коэффициента.

Как видно из материалов дела, Антипова Н.В. обратилась в суд <дата>.

Доводы истца о том, что ранее полученное разъяснение от ответчика не вызвало сомнений в правильности начислений материальной помощи, не убедительны.

Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд Антипова Н.В. не представила, какого- либо оказания давления со стороны работодателя с целью пресечь факты обращения в суд не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Антиповой Н.В. пропущен срок обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении иска Антиповой Натальи Владимировны к филиалу № 1 управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области о взыскании доплаты материальной помощи с учетом начисления районного коэффициента и процентной надбавки за 2006-2012 год – отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Храмых

2-382/2013 ~ М-297/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антипова Наталья Владимировна
Ответчики
Филиал №1 УФО МО РФ
Другие
Войсковая часть 36070-А
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Храмых Елена Александровна
Дело на странице суда
pol--mrm.sudrf.ru
27.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2013Передача материалов судье
29.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2013Подготовка дела (собеседование)
16.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2013Судебное заседание
23.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее