Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-586/2017 от 21.08.2017

Дело №...

РЕШЕНИЕ

<адрес>         19 октября 2017 года

Судья Волжского городского суда <адрес> ФИО1, рассмотрев единолично жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу <адрес> №... от "."..г. о назначении руководителю №... ФИО1 административного наказания по части 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности начальника Инспекции ФНС России по городу <адрес> ФИО1 №... от "."..г. №... признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей за неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Не согласившись с указанным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, ФИО1 обратилась в Волжский городской суд с жалобой, в которой просит постановление исполняющего обязанности начальника Инспекции ФНС России по городу <адрес> №... от "."..г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указав о незаконности и необоснованности принятого постановления. Она с №... к административной ответственности, возможность для реализации права на защиту на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, что не соответствует действительным фактическим обстоятельствам дела.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении доводы жалобы поддерживает и просит рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

В ходе судебного разбирательства защитник ФИО1ФИО1, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление начальника Инспекции ФНС России по городу №... в ее отсутствие, она не была надлежащим образом извещена о дате и месте составления протокола об административном правонарушении по месту жительства, копия протокола об административном правонарушении от "."..г. была направлена по месту нахождения юридического лица, а не по месту ее жительства. Кроме того, протокол составлен с нарушением требований ст. 28.5 КоАП РФ, а именно сроки его составления, в протоколе неверно указаны данные лица, привлекаемого к административной ответственности, а именно, что паспорт выдан УВД <адрес>, что неверно. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований КоАП РФ и не может являться надлежащим доказательством, в связи с чем, постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ИФНС России по городу <адрес> №... в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена в установленном законом порядке, заявлений и ходатайств не поступило.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав защитника ФИО1, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого постановления.

Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

Частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Согласно п.п. 1, 2 статьи 9 Федерального Закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если: должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

В силу статьи 2 Федерального Закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» неплатежеспособностью является прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.

На основании части 2 статьи 6 Федерального Закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника - физического лица - не менее размера, установленного пунктом 2 статьи 213.3 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога или сбора возникает у налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах
и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пункту 1 ст. 52 НК Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 ст. 80 НК Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что №... иными документами.

Согласно представленному <адрес>

По состоянию на <адрес>

Согласно представленному <адрес>

По состоянию на <адрес>

Согласно представленной №...

По состоянию на <адрес>

После истечения срока уплаты по требованию вынесено и направлено
налогоплательщику, на основании ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщикасборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента -организации, индивидуального предпринимателя в банках №... от "."..г.; №...
от "."..г.; №... от "."..г..

Как указано в обжалуемом постановлении, несмотря на наличие указанной задолженности №... банкротом.

Факт неисполнения №... течение длительного времени вышеуказанных денежных обязательств явился основанием в соответствии с ст. 47 НК РФ, направления в службу судебных приставов постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов)     - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя №... от "."..г.; №... от "."..г.; №... от "."..г..

По факту невыполнения директором №... был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ, копия которого направлена последней посредством почтовой связи.

По результатам рассмотрения дела и.о. начальника №... виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ей административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Как следует из материалов дела, вынося постановление в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности, должностное лицо, рассмотревшее дело, сослалось на доказательства, в том числе: уведомление о составлении протокола об административном правонарушении №..., (л.д.45), копии деклараций на доходы физических лиц, (л.д.50-59), требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов с "."..г."."..г. (л.д. 60-77), решения №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., (л.д.78-83), постановление №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г. (л.д.84-89), а также протокол об административном правонарушении №... от "."..г., составленным в отношении руководителя ООО «СтройИнвест-Юг» ФИО1 в ее отсутствие (л.д. 40-44).

Согласно части первой статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из смысла и содержания части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием привлекаемого к административной ответственности лица. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. При этом такому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении с целью обеспечения ему возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).

Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса, не может рассматриваться в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Исключение протокола об административном правонарушении из числа доказательств по делу об административном правонарушении влечет недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении лица к административной ответственности, и относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется, равно, как рассмотрение дела осуществляется, при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Основным условием правомерности составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и рассмотрения дела в его отсутствие, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте совершения указанных процессуальных действий, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные статьями 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

Однако, приведенные выше требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным на составление протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 ст. 14.13 КоАП РФ, не были выполнены.

"."..г. по адресу места нахождения юридического лица, расположенного по адресу: <адрес>, направлено уведомление о необходимости явки к №... В материалах дела отсутствуют доказательства извещения ФИО1, как лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола, по месту жительства. Так же отсутствуют сведения о получении данного уведомления по месту нахождения юридического лица.

Протокол об административном правонарушении по части 5 ст. 14.13 КоАП РФ в отношении ФИО1 был составлен "."..г. в ее отсутствие, копия данного протокола об административном правонарушении была направлены в адрес по месту нахождения юридического лица (л.д.46).

Из указанного следует, что ФИО1 была лишена возможности участвовать при составлении в отношении нее протокола об административном правонарушении, давать объяснения, знакомиться с протоколом, ей не были разъяснены ее процессуальные права, что свидетельствует о нарушении ее прав, как лица, в отношении которого ведется производство по делу, в том числе на защиту. Следовательно, протокол об административном правонарушении, который служит основным доказательством по делу, является недопустимым доказательством, и не мог быть использован при вынесении постановления.

Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и невосполнимым на стадии пересмотра постановления о назначении административного наказания.

Имеющиеся сомнения в виновности ФИО1 материалами дела опровергнуть не представляется возможным, ввиду отсутствия относимых и допустимых доказательств, а следовательно, необходимо применить положения ст. 1.5 КоАП РФ, по которым неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку при производстве по делу об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление исполняющего обязанности начальника Инспекции ФНС России по городу №... ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей за неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности начальника Инспекции ФНС России по городу <адрес> ФИО1, №... от "."..г. о признании руководителя №...» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, отменить.

Производство по делу в отношении ФИО1 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:                                 ФИО1

12-586/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Лиманская Оксана Евгеньевна
Другие
Дронова Александра Владимировна
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Бахтеева Нина Михайловна
Статьи

ст. 14.13 ч.5 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vol--vol.sudrf.ru
21.08.2017Материалы переданы в производство судье
21.08.2017Истребованы материалы
06.09.2017Поступили истребованные материалы
27.09.2017Судебное заседание
19.10.2017Судебное заседание
23.10.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2017Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
10.11.2017Вступило в законную силу
13.11.2017Дело оформлено
06.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее