№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2017 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием истца Фролова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фролова М.С. об установлении факта нахождения на иждивении
у с т а н о в и л:
Фролов М.С. обратился в суд с заявлением к ГУ-УПФ РФ в г.Кондопога (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец Ф., у которого заявитель находился на иждивении, что подтверждается свидетельством о рождении, сведениями об обучении. Установление факта нахождения на иждивении необходимо ему для назначения пенсии по утрате кормильца. Заинтересованные лица возражений по его заявлению не имеют. Просил установить факт его нахождения на иждивении Ф.
В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал по доводам заявления. Также сообщил, что обучается в Петрозаводском государственном университете с ДД.ММ.ГГГГ. Находился в академическом отпуске в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в этот период проходил службу в вооруженных силах РФ. По возвращению из армии заявитель продолжил обучение, в период обучения проживает в общежитии, предоставленном учебном заведением. Своего дохода не имеет. Родители, и в основном отец, ежемесячно передавали ему денежные средства в размере <данные изъяты> руб., а также продукты для проживания в период обучения. На момент смерти отца оба родителя заявителя являлись пенсионерами.
Представитель заинтересованного лица - ГУ-УПФ РФ в г.Кондопога в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения гражданского дела.
В отзыве заинтересованное лицо просило рассматривать дело в свое отсутствие. При этом указало, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). К нетрудоспособным лицам относятся также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Если Фролов М.С. обучается по очной форме в образовательном учреждении, не достиг 23-летнего возраста, не находился на полном иждивении матери или иного лица, не имеет заработка, дохода, являющегося самостоятельным источником средств к существованию, если помощь отца являлась основным и постоянным источником средств к существованию, то правовые основания для установления факта нахождения на иждивении имеются.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции РФ устанавливаются законом.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в соответствии с положениями ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установил, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). При этом к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца отнесены, в том числе дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч.3 ст.10).
При этом иждивение детей умерших родителей презюмируется и не требует доказательств. Однако дети, объявленные полностью дееспособными или достигшие возраста 18 лет, должны подтвердить факт нахождения на иждивении умершего кормильца (ч.4 ст.10).
Презумпция нахождения ребенка до достижения возраста 18 лет на иждивении родителей следует из норм семейного права. Согласно Семейному кодексу РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п.1 ст.54), родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (п.1 ст.80). Следовательно, до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители, что освобождает детей, не достигших 18 лет, от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия: в соответствии с трудовым законодательством лица, достигшие возраста 16 лет, вправе вступать в трудовые отношения в качестве работников (ч.3 ст.20 Трудового кодекса РФ); труд лиц, достигших 18 лет, может использоваться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (ч.1 ст.265 Трудового кодекса РФ).
По достижении 18 лет у гражданина в полном объеме возникает гражданская дееспособность, т.е. он может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п.1 ст.21 Гражданского Кодекса РФ). В частности, совершеннолетние граждане вправе, учредив юридическое лицо или зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В свою очередь, законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца только тем детям, достигшим возраста 18 лет, которые состояли на иждивении кормильца и могут подтвердить этот факт, в полной мере соответствует правовой природе этой выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью родителя (родителей).
Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет, в том числе лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2428-О "По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности пункта 4 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", положения закона, предусматривающие необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как нарушающие право граждан на социальное обеспечение и не согласующиеся с конституционным принципом равенства.
Отнесение к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках очной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности.
Следовательно, юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи умершего.
Как разъясняется в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21.06.1985г. N9 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение", установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение, в том числе для возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал стипендию, пенсию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 30.09.2010 N1260-О-О, факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим супругом, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Таким образом, само по себе наличие у нетрудоспособного лица, каковым является заявитель (студент очного отделения университета), получавшего материальную помощь от другого лица, иного дохода (стипендии) не исключает возможности признания его находящимся на иждивении.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Как следует из свидетельств ОЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Карелия, родителями Фролова М.С., ДД.ММ.ГГГГр., являются Ф. Л.И. и Ф., который умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» заявитель обучается на 1 курсе данного учебного заведения по очной форме обучения. Срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из трудовых книжек родителей заявителя, а также информации ГУ-УПФ РФ в г.Кондопога (межрайонное), они оба ко дню смерти Ф. не были трудоустроены, являлись получателями пенсии по старости.
Каких-либо сведений о том, что в течение года до дня смерти отца заявителя Фролов М.С. являлся получателем каких-либо постоянных доходов от трудовой или иной экономической деятельности, в материалах дела не имеется и заинтересованным лицом об этом не заявлялось.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Ф., Т. показали, что Ф. до своей смерти оказывал помощь заявителю, передавал ему денежные средства и продукты, необходимые для проживания в г.Петрозаводске.
Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта нахождения заявителя на иждивении своего отца, поскольку Фролов М.С. является студентом образовательного учреждения на очной форме обучения, собственных постоянных доходов не имеет, что свидетельствует о его нахождении на полном иждивении отца, от которого он получал материальную помощь, являвшуюся для него постоянным и основным источником средств к существованию. В силу особенности обучения по очной форме Фролов М.С. не имел возможности к получению собственного заработка или дохода, как постоянного источника средств к существованию, который мог бы обеспечить все его нужды, связанные с проживанием, питанием, иные личные нужды, а также расходы, связанные с обучением.
При таких обстоятельствах, заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 264, 268 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление удовлетворить.
Установить факт нахождения Фролова М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на иждивении его отца – Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Точинов С.В.