Решение по делу № 2-1767/2017 от 28.06.2017

Дело <номер>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2017 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего – судьи Чернышовой Т.В.,

при секретаре – Меликян М.С.,

при участии истцов Куцеваловой М.А., Куцевалова С.С., его представителя адвоката Сахно Е.В.,

представителя Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Дубининой Н.А.,

представителя Правительства Ставропольского края – Меркушовой Е.А.,

представителя Министерства финансов Ставропольского края – Ершовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по исковому заявлению Куцевалова С.С., Куцеваловой М.А. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Куцевалов С.С., Куцевалова М.А. обратились с исковыми требованиями к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края об установлении юридического факта их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу:<адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа с марта 2017 по настоящее время, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа села Левокумка, и обязании администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском городском округе селе Левокумка в мае 2017 года.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

В обоснование исковых требований истцы сослались на то, что они обратились в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края с заявлением о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском городском округе Ставропольского края в мае 2017 года, поскольку жилой дом, в котором они проживают, расположенный по адресу: <адрес>, и принадлежащий Куцевалову С.С. на праве собственности, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, однако им в этом было отказано (письменные отказы от 14.06.2017 <номер> и <номер>), ввиду отсутствия у них регистрации по месту жительства по указанному адресу, одновременно им предложено обратиться в суд для защиты своих прав. Согласно акту обследования имущества, пострадавшего (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 на территории Минераловодского городского округа, от 28.05.2017 они признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 в Минераловодском городском округе Ставропольского края в селе Левокумка, и нуждающимися в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. В жилом доме по адресу: <адрес>, они проживает постоянно с марта 2017 года, однако зарегистрироваться по месту жительства в данном доме не успели, поскольку приобрели его в ноябре 2016 года, делали в нем ремонт и в марте 2017 года вселились для совместного проживания в связи с созданием семьи (брак между ними зарегистрирован <дата>). Поскольку они постоянно проживают в доме, который подвергся затоплению, а само по себе отсутствие регистрации по месту жительства при доказанности ими в судебном порядке факта постоянного проживания в домовладении не является основанием для отказа в получении единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, просят установить юридический факт постоянного проживания в вышеуказанном жилом доме, что повлечет для них правовые последствия в виде признания их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включения их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании Куцевалов С.С., Куцевалова М.А. исковые требования поддержали, пояснили, что состоят в зарегистрированном браке с <дата>, жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Куцевалову С.С., который приобретен им до брака по договору купли-продажи от <дата>. С января 2017 они стали проводить ремонт в доме, а в марте 2017 въехали в дом и живут там постоянно. Куцевалов С.С. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит его родной сестре, а Куцевалова М.А. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, у своей матери. В результате наводнения их имущество первой необходимости повреждено частично, поврежден котел и водяной насос, указанные в акте обследования имущества (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации от 28.05.2017. Иное указанное в акте имущество: холодильник и шкаф не являлись для них предметами первой необходимости, поскольку находились в подвале и ими они не пользовались по их предназначению (холодильник и шкаф, указанные в акте, были старые и стояли в подвале). В этой связи, не смотря на то, что в акте обследования имущества (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации от 28.05.2017, указано на полную утрату имущества первой необходимости, ими заявлены требований о включении их в списки граждан на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. При составлении акта обследования имущества (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации от 28.05.2017 они не обратили внимания на указание в нем полной степени утраты имущества. У них сейчас есть и холодильник, и мебель, и телевизор, и вся необходимая мебель, и бытовая техника. Другого жилья в собственности у них нет.

Представитель истца Куцевалова С.С. – Сахно Е.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, поскольку отсутствие у истцов регистрации по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления, не может являться препятствием для признания их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и получения единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

От ответчика - администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края письменного отзыва на исковое заявление не поступило. Ее представитель Черненький Ю.В. в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик - Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края в письменном отзыве на исковое заявление, ссылаясь на нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок осуществления выплат пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также положения Закона РФ от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации», просит учесть, что место жительства гражданина определяется местом его регистрации; а также то, что при разрешении спора правовое значение имеет установление факта полной или частичной утраты имущества первой необходимости, от чего зависит размер финансовой помощи.

Правительство Ставропольского края в отзыве также ссылается на порядок осуществления выплат пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также положения Закона РФ от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации», просит учесть, что место жительства гражданина определяется местом его регистрации. Также указывает, что истцы не зарегистрированы по месту жительства по указанному им адресу в <адрес>, соответственно, данное жилое помещение не может быть признано местом их постоянного проживания. Отказ администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края истцу во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, является законным. Требования истца о возложении на орган местного самоуправления обязанности включить истца в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации выходит за рамки полномочий судебной юрисдикции.

Министерство финансов Ставропольского края в письменном отзыве просит в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, аналогичным указанным в отзывах Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Правительства Ставропольского края.

Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Дубинина Н.А. в судебном заседании против удовлетворения требований истцов об установления юридического факта их постоянного проживания в жилом помещении в <адрес> и признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2017 года в Минераловодском районе в селе Левокумка, не возражала, полагая представленные ими доказательства фактического постоянного проживания в жилом помещении по указанному адресу достаточными для подтверждения их доводов. В остальной части исковых требований просила отказать, поскольку требования истцов о возложении на орган местного самоуправления обязанности включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, выходят за рамки полномочий судебной юрисдикции.

Представитель Правительства Ставропольского края – Меркушова Е.А. в судебном заседании не возражала против частичного удовлетворения требований истцов в части установления юридического факта постоянного проживания истцов в жилом помещении в <адрес>, и признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2017 года в Минераловодском районе в селе Левокумка, и возражала относительно требований истцов в части возложении на орган местного самоуправления обязанности включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации по аналогичным основаниям.

Представитель Министерства финансов Ставропольского края – Ершова О.М. в судебном заседании пояснила, что в первоначальном отзыве Министерство финансов Ставропольского края просило в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку отзыв был основан на представленном изначально исковом материале, однако сейчас полагает, что истцами представлено достаточно доказательств в подтверждение факта их проживания в жилом помещении в <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2017 года в Минераловодском районе в селе Левокумка, в связи с чем не возражает против частичного удовлетворения требований истцов в части установления юридического факта постоянного проживания истцов в жилом помещении в <адрес> и признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2017 года в Минераловодском районе в селе Левокумка. В остальной части исковых требований о возложении на орган местного самоуправления обязанности включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации просит отказать, со ссылкой на то, что разрешение данного вопроса выходит за пределы полномочий суда.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Ульянников В.А. в своем заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указал, что возражений относительно заявленных исковых требований не имеет.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 12, 38, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 статьи 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее – Закон № 19-кз), целью которого согласно ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (пункт 3 Порядка).

Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2017 № 287-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 № 84-П «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной Войны», которое вступило в силу на следующий день после дня его официального опубликования (опубликовано 27.07.2017 на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru), то есть с 28.07.2017, и распространяется на правоотношения, возникшие с 20.05.2017, в Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат, утвержденный Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2017 № 287-п внесены изменения, согласно которым право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено (далее соответственно - пострадавшие граждане, жилые помещения). Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости (п. 3).

В настоящее время действуют Методические рекомендации МЧС России от 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации (далее - Методические рекомендации). Согласно главе 2 Методических рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.

Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утвержден Приказом МЧС России от 29.08.2014 № 470 (далее - Порядок № 470), согласно пункту 7 которого на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями № 10 и № 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).

Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.

Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и утратившим имуществом первой необходимости является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества. Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.

В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.

Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 № 1216 с 10 час. 00 мин. 24.05.2017 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края.

Законом Ставропольского края от 28.05.2015 № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края», утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа, в число которых входит и село Левокумка.

Постановлением Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.07.2017 № 1910 утвержден перечень домовладений на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации – выпадение значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24.05.2017, в новой редакции, в который вошло домовладение, расположенное в <адрес>.

Согласно акту обследования имущества, пострадавшего (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 на территории Минераловодского городского округа (далее – акт обследования пострадавшего имущества), от 28.05.2017, жилой дом по адресу: <адрес>, признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, собственником имущества указан Куцевалов С.С., а Куцевалова М.А. указана в качестве члена его семьи, совместно с ним проживающего, в перечне пострадавшего имущества указаны: котел, холодильник, насос водяной, шкаф, вода в подвале дома, степень утраты имущества – полная.

В ходе судебного разбирательства Куцевалов С.С. и Куцевалова М.А. уточнили, что фактически ими частично утрачено имущество первой необходимости, описанное в вышеуказанном акте, только котел и водяной насос. Иное описанное в акте имущество: холодильник и шкаф не являлись для них имуществом первой необходимости, поэтому оно находилось в подвале.

Куцевалов С.С., Куцевалова М.А. обратились в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края за включением его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 24.05.2017 в Минераловодском городском округе Ставропольского края.

Письмами администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 14.06.2017 <номер> и <номер> им отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате указанной чрезвычайной ситуации с указанием на то, что граждане, у которых отсутствуют необходимые документы, подтверждающие право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства, отсутствие правоустанавливающих документов на жилое помещение), включаются в списки на основании принятых судебных решений.

Данные основания послужили основанием для обращения Куцевалова С.С., Куцеваловой М.А. в суд с настоящим исковым заявлением.

Как установлено судом, жилой дом, площадью <иные данные> кв.м, с кадастровым номером <номер>, и земельный участок из земель населенных пунктов – под индивидуальное жилищное строительство, площадью <иные данные> кв.м, с кадастровым номером <номер>, расположенные в Минераловодском районе в <адрес>, принадлежат на праве собственности истцу Куцевалову С.С., что подтверждается представленным в материалы дела по запросу суда Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в лице Минераловодского отдела делом правоустанавливающих документов на указанный жилой дом, сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от 10.07.2017.

Согласно сведениям паспортов Куцевалова С.С., Куцеваловой М.А., а также сведениям ОМВД России по Минераловодскому городскому округу от 11.08.2017, полученным по запросу суда, Куцевалов С.С. зарегистрирован по месту жительства с <дата> в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое, со слов истца, принадлежит его родной сестре, а Куцевалова М.А. - в жилом помещении по адресу: <адрес>, со слов истца, у своей матери.

По смыслу Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, Закона Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз и Постановления Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 № 84-п, к пострадавшим гражданам, имеющим право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, отнесены как собственники этих помещений, так и члены их семей (супруга (супруг), дети, родители, лица, находящиеся на иждивении) при условии наличия у них постоянного проживания в жилом помещении расположенном в зоне чрезвычайной ситуации.

При этом обязательным условием реализации названными категориями граждан права на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости является обращение этих граждан в орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по предоставлению такой выплаты с соответствующим заявлением и приложением к нему соответствующих документов.

Таким образом, выплата единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости, является мерой социальной поддержки, адресованной пострадавшим вследствие этой ситуации гражданам, реализуется в заявительном порядке, носит персональный характер и предоставляется гражданам, включенным в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Согласно свидетельству о заключении брака от <дата>, между Куцеваловым С.С. и Г.М.А. зарегистрирован брак, жене присвоена фамилия Куцевалова.

Справкой руководителя Левокумского территориального отдела по работе с населением управления по делам территорий администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 07.07.2017 <номер>, подтверждается тот факт, что домовладение по адресу:<адрес>, находится в зоне чрезвычайной ситуации (затопления).

По сообщению архивного отдела администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 10.07.2017 <номер> в приложениях к постановлению главы города Минеральные Воды и Минераловодского района <номер> от 30.05.2003 «списки семей граждан, проживающих на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края, лишившихся жилья (или части жилья) в результате наводнения, произошедшего в июне – июле 2002 года на территории Южного федерального округа» отсутствуют сведения в отношении домовладения <дата>.

Согласно сведениям Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 10.08.2017, полученным по запросу суда, в списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, представленных муниципальным образованием Минераловодского городского округа для выплаты в министерство, Куцевалов С.С., Куцевалова М.А., члены их семей, а также иные лица, зарегистрированные либо проживающие по адресу:<адрес>, не значатся, выплаты министерством вышеуказанным гражданам не осуществлялись.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

Поскольку в данном случае последствием установления юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, является право истцов на предусмотренную законом соответствующую социальную помощь, то данные требования подлежат разрешению в порядке искового производства.

В соответствии с Конституцией РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 ч. 1).

ГК РФ признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (п. 1 ст. 150).

Применительно к данным положениям в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон) указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно /абзац седьмой/, а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2).

Согласно абз. 1, 2 и 3 ст. 3 Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При этом как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления от 04.04.1996 № 9-П и от 02.02.1998 № 4-П, Определения от 13.07.2000 № 185-О, от 05.10.2000 № 199-О, от 06.10.2008 № 619-О-П и д.р.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 04.10.2016 № 18-П, под постоянным проживанием гражданина понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату и установление данного факта осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.

Поэтому отсутствие регистрации по месту жительства в спорном жилом помещении не является препятствием истцам для защиты своих прав путем установления юридического факта постоянного проживания в данном жилом помещении, поскольку право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих в жилом помещении, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства в нем на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания.

В обоснование факта постоянного проживания по адресу: <адрес>, истцами представлены следующие доказательства:

- акт о проживании от 30.05.2017, заверенный руководителя Левокумского территориального отдела по работе с населением управления по делам территорий администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, согласно которому Г.А.Н., проживающий в <адрес>, а также Ч.А.Л., проживающий по адресу: <адрес>, подтверждают, что Куцевалов С.С. и Куцевалова М.А. действительно проживает по адресу: <адрес>, с марта 2017 по настоящее время;

- справка <иные данные> <номер> от 11.08.2017, а также личная каточка работника формы Е-2, согласно которым Куцевалов С.С. работает в <иные данные> в должности <иные данные> с <дата> (приказ о приеме на работу <номер> от <дата>) по настоящее время, в личной карточке формы Е-2, пункт 12 «адрес места жительства», имеется запись о регистрации по адресу: <адрес>, в марте 2017 внесены изменения и сделана запись о проживании по адресу: <адрес>;

- справка ООО <иные данные> <номер> от 11.08.2017, а также личная каточка работника формы Е-2, согласно которым Куцевалова М.А. работает в <иные данные> в должности <иные данные>, трудовой договор <номер> от <дата>, по настоящее время, в личной карточке формы Е-2, пункт 12 «Адрес места жительства», имеется запись о регистрации по адресу: <адрес>, в марте 2017 внесены изменения и сделана запись о проживании по адресу: <адрес>;

- заверенная медицинским учреждением – ГБУЗ СК «Минераловодская районная больница» (городская поликлиника) копия медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, на имя Куцеваловой М.А., дата заполнения карты 16.05.2017, где ее место регистрации указано, как <адрес> (указанная медицинская карта была представлена по запросу суда 25.08.2017 и обозрена в судебном заседании);

- квитанции об оплате коммунальных услуг (электро-, водо- и газоснабжение) по адресу: <адрес>;

- договор купли-продажи натяжных потолков от 10.03.2017, в котором в качестве заказчика указана Куцевалова М.А., и ее адрес: <адрес>;

- договор оказания транспортных услуг от 17.03.2017 и акт выполненных работ от 24.03.2017, согласно которым Куцеваловой М.А. были оказаны автотранспортные услуги по перевозке домашних вещей по маршруту: <адрес>;

- договор оказания услуг по доставке товара <номер> от 23.03.2017 квитанция об оплате приобретенных товаров от 23.03.2017, товарный чек на приобретение товаров от 15.05.2017, в которых в качестве заказчика указана Куцевалова М.А., и ее адрес: <адрес>.

Согласно сведениям ОМВД России по Минераловодскому району, полученным по запросу суда 13.07.2017, по результатам проверки уполномоченным участковым сведений о фактическом проживании истцов Куцевалова С.С. и Куцеваловой М.А. по адресу: <адрес>, на основании опроса граждан, проживающих по соседству, установлено, что Куцевалов С.С. и Куцевалова М.А. с марта 2017 проживают по указанному адресу. По адресу регистрации, согласно объяснениям, полученным от граждан, проживающих по соседству, Куцевалов С.С. и Куцевалова М.А. не проживают с марта 2017 года.

Оценив представленные истцами доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, применительно к приведенным правовым нормам, суд приходит к выводу о том, что на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место в период в мае 2017 года на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края села Левокумка, истцы Куцевалов С.С. и Куцевалова М.А. действительно постоянно проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>, семьей, Куцевалов С.С. является собственником указанного жилого помещения, а Куцевалова М.А. его супругой, что свидетельствует о наличии оснований для отнесения его к категории граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение соответствующих выплат (единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате указанной чрезвычайной ситуации).

Представленные в материалы дела доказательства отвечают принципам относимости, допустимости и достоверности, и являются достаточными для установления судом юридического факта постоянного проживания Куцеваловой М.А. и Куцевалова С.С. на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащего истцу Куцевалову С.С. на праве собственности.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования истцов об установлении юридического факта постоянного их проживания в жилом помещении, расположенном по адресу:<адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, признании их пострадавшими в результате указанной чрезвычайной ситуации, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, заявленные истцами требования о возложении на администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края обязанности включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском городском округе Ставропольского края в мае 2017 года, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Статьей 12 Конституции РФ гарантируется, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Из смысла вышеприведенных норм Конституции РФ и положений ст.ст. 2, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений.

Поскольку решение вопроса о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления, понуждение администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края как органа местного самоуправления к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Суд также учитывает, что из содержания отказов администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 14.06.2017 <номер> и <номер> во включении истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации следует, что единственным основанием для отказа послужило отсутствие у них регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу:<адрес>, попавшем в зону чрезвычайной ситуации.

Поскольку настоящим решением установлен факт постоянного проживания истцов по указанному адресу на момент чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории чрезвычайной ситуации в селе Левокумка Минераловодского городского округа Ставропольского края в период с 24.05.2017, они признаны пострадавшими в результате указанной чрезвычайной ситуации, истцы не лишены права на повторное обращение в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края с приложением к перечню необходимых документов копии вступившего в законную силу решения по настоящему делу для включения их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Куцевалова С.С., Куцеваловой М.А. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить частично.

Установить юридический факт постоянного проживания Куцевалова С.С., <дата> года рождения, Куцеваловой М.А., <дата> года рождения, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с марта 2017 года по настоящее время;

Признать Куцевалова С.С., <дата> года рождения, Куцевалову М.А., <дата> года рождения, пострадавшими результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района села Левокумка.

В удовлетворении требований об обязании администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края включить Куцевалова С.С., <дата> года рождения, Куцевалову М.А., <дата> года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения на территории Минераловодского района села Левокумка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 01.09.2017.

Председательствующий Т.В. Чернышова

2-1767/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Куцевалова Мадина Али Кызы
Куцевалов Сергей Сергеевич
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Другие
Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю
Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю
Суд
Минераловодский городской суд
Судья
Чернышова Тамара Владимировна
28.06.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2017[И] Передача материалов судье
29.06.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
25.07.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
25.07.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2017[И] Судебное заседание
28.08.2017[И] Судебное заседание
01.09.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2017[И] Дело оформлено
03.10.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее