п.Октябрьский 21 октября 2015 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Плясуновой О.С.,
с участием представителя истца ФИО21,
третьих лиц ФИО6 А.Х., ФИО22,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации ФИО17 сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> об установлении факта признания отцовства и о признании права собственности в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации ФИО17 сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> об установлении факта признания отцовства и о признании права собственности в порядке наследования по закону.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО27 Дания, которые были зарегистрированы и проживали на день своей смерти по адресу: <адрес>. Брак между родителями зарегистрирован не был. Начиная с января 1959 года родители проживали вместе и вели общее хозяйство до смерти отца. При её рождении мать записала её на свою фамилию ФИО27, но отчество дала отца ФИО6 Х.Г., согласно действующего в тот момент законодательства в свидетельстве о рождении в графе отец стоит прочерк. Кроме неё у родителей были еще дети: ФИО23, ФИО22, ФИО6 А.Х., которые отказались от принятия наследства после смерти отца. Вместе с тем ФИО6 Х.Г. признавал её своей дочерью, заботился о ней как материально, так и духовно, занимался её воспитанием, в том числе совместно с её матерью ФИО26, проявлял отцовскую заботу, поддерживали близкие семейные отношения. ФИО6 Х.Г. называл себя её отцом при людях. После смерти отца открылось наследство, для принятия которого ей необходимо установить факт признания отцовства. На момент смерти ФИО20 ему принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а также расположенный на участке 1-этажный дом с надворными постройками. Однако, оригинал свидетельства о праве собственности на землю у ФИО6 Х.Г. не сохранился и в 2001 году ему был выдан дубликат данного свидетельства. В данном свидетельстве имеются неточности, а именно неверно указано отчество отца - ФИО16, тогда как в свидетельстве о смерти отчество указано ФИО15. Установление факта признания отцовства и признание права собственности в порядке наследования необходимо для того, чтобы оформить на нее право собственности на наследство по закону. Просит установить факт признания отцовства ФИО3 в отношении нее ФИО1; обязать отдел ЗАГС администрации Октябрьского муниципального района <адрес> внести изменения в актовую запись свидетельства о рождении ФИО1, сведения об отце; признать за ней право собственности в порядке наследования на земельный участок и жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, на заявленных требованиях настаивала. Просила допустить в качестве её представителя ФИО21.
Представитель истца ФИО21 на требованиях истца настаивал, по существу изложил требования содержащиеся в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации ФИО17 сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен.
Третьи лица ФИО6 А.Х., ФИО22 исковые требования истца поддержали в полном объеме и по существу пояснили, что ФИО1 приходится им старшей сестрой, брак между отцом и матерью заключен не был. После смерти матери фактически наследство приняла ФИО1, смотрела за домом, вела хозяйство. Отец ФИО6 Х.Г. при жизни признавал её своей дочерью, заботился о ней.
Третье лицо ФИО23 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело без её участия, с требованиями истца согласна.
Заслушав пояснения представителя истца, третьих лиц, показания свидетелей, изучив документы дела, суд считает, что требования истца ФИО1 являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Установление факта признания отцовства необходимо истцу для принятия наследства открывшегося после смерти ФИО6 Х.Г..
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Согласно свидетельства о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.8).
Согласно свидетельства о смерти ФИО27 Дания умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.9).
Согласно Свидетельства о праве собственности на землю № выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на основании решения ФИО5 сельского ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 0,20 га по адресу <адрес> (л.д. 10).
Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 59:27:0331001:192, расположенного по адресу: <адрес> края, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 4502 кв.м., правообладателем значится ФИО2 на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 11).
Согласно кадастрового и технического паспорта, жилой дом, расположенный в <адрес> края, с инвентарным номером 1-2751, общей площадью 47,7 кв. м. принадлежит ФИО2, правоустанавливающие документы не указаны (л.д. 12-13, 51-55).
Согласно справки ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» Октябрьского филиала ГУП ЦТИ по <адрес> жилой дом, расположенный по адресу <адрес> состоит на техническом учете, правоустанавливающих документов в деле нет (л.д. 56).
Согласно справки администрации ФИО17 сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> домовладение, находящееся по адресу: <адрес> принадлежит ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Основание: похозяйственные книги № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57).
Согласно справок администрации ФИО17 сельского поселения <адрес>, ФИО27 Дания ДД.ММ.ГГГГ года рождения на день смерти ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на день смерти ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес> края (л.д.17,18).
Согласно справки администрации ФИО17 сельского поселения <адрес> после смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ фактически в права наследования вступила дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и распорядилась его имуществом (л.д.19).
Согласно справки администрации ФИО17 сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> на территории поселения проживал и был зарегистрирован ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории поселения никогда зарегистрировано не было и такой не проживал (л.д. 20).
Согласно свидетельства о рождении ФИО7 родилась ДД.ММ.ГГГГ в д.<адрес>, в сведениях о родителях в графе отец стоит прочерк, мать - ФИО27 Дания (л.д. 21).
Согласно свидетельства о заключении брака ФИО7 после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ присвоена фамилия ФИО1 (л.д.21).
Согласно паспортных данных, истец значится как ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженка <адрес> (л.д.22).
Согласно свидетельства о рождении ФИО8 родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес>, в данных о родителях указаны: отец - ФИО9, мать - Шангареева Дания (л.д. 39).
Согласно свидетельства о рождении ФИО10 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в сведениях о родителях в графе отец стоит прочерк, мать - ФИО27 Дания (л.д. 40).
Согласно заявления, ФИО6 А.Х. известно о наследстве, оставшемся после смерти ФИО6 Х.Г., отказывается от наследства в пользу ФИО1 (л.д. 14).
Согласно заявления, ФИО22 известно о наследстве, оставшемся после смерти ФИО6 Х.Г., отказывается от наследства в пользу ФИО1 (л.д. 15).
Согласно заявления, ФИО23 известно о наследстве, оставшемся после смерти ФИО6 Х.Г., наследство она не принимала и не претендует и оформлять наследственные права не желает (л.д. 16).
Согласно сведений нотариусов Октябрьского нотариального округа <адрес>, наследственное дело к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО27 Дании, не заводилось (л.д. 29,30).
Согласно уведомления Росреестра, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированные права на объект недвижимого имущества - земельный участок по адресу <адрес> края, площадью 1000 кв.м. отсутствуют (л.д. 31).
На л.д. 58-60 имеются фотоизображения ФИО6 Х.Г. совместно с семьей, а также истцом ФИО1
Свидетели ФИО24 и ФИО25 суду пояснили, что хорошо знали родителей истца, отца звали ФИО2, мать- ФИО27 Дания. Родители жили вместе, вели совместное хозяйство, брак не был зарегистрирован, у них было четверо детей. ФИО6 Х.Г. называл себя отцом ФИО1, заботился о ней, воспитывал и содержал материально. После смерти ФИО6 Х.Г. осталось имущество: земельный участок и жилой дом, наследство фактически приняла ФИО1, постоянно приезжала следила за имуществом. Между наследниками спора по поводу наследства не имеется.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых, содержатся в других собранных по делу доказательствах.
Рассматривая требования истца об установлении факта признания отцовства, суд исходит из следующего: поскольку правоотношения возникли до 1996 года - момента введения СК РФ в действие, суд не вправе руководствоваться положениями ст. 50 СК РФ.
Согласно ст. 3 Закона об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и ст. 9 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 1969 г. "О порядке введения в действие Кодекса о браке и семье РСФСР", суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, однако, лишь при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25.03.1982 N 2 (ред. от 18.06.1987) "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов на детей и других членов семьи" установление в судебном порядке факта признания отцовства в отношении детей, родившихся до введения в действие Основ законодательства о браке и семье (до 1 октября 1968 года) от лиц, не состоящих между собой в браке, в силу ст. 3 Закона об утверждении Основ законодательства о браке и семье допускается в случае смерти лица, на иждивении которого находился ребенок и которое признавало себя его отцом. Суд не вправе отказывать в принятии заявления об установлении факта признания отцовства лицом, умершим после введения в действие Основ законодательства о браке и семье. Указанный факт может быть установлен судом как в случае, когда ребенок находился на иждивении лица к моменту его смерти, так и ранее, если это лицо признавало себя его отцом.
Пленум Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» в п.4 разъяснил, что в отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г. от лиц, не состоявших в браке между собой, суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее (ст. 3 Закона об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, ст. 9 Указа Президиума Верховного ФИО13 РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ.).
Судом установлено, что ФИО6 Х.Г. и ФИО26 совместно проживали без регистрации брака по день смерти, вели общее хозяйство. В период совместного проживания у них родились дети: ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 А.Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО6 Х.Г. при жизни признавал себя отцом истца, занимался её воспитанием и содержанием. Проанализировав все имеющиеся доказательства в их совокупности, суд считает, что, имеются основания для установления факта признания ФИО6 Х.Г. отцовства в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, судом установлен факт признания отцовства ФИО2 умершего ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>. Также, судом установлено, что жилой дом, общей площадью 47,7 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 59:27:0331001:192, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 4502 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>, принадлежали на праве собственности ФИО2, умершему ДД.ММ.ГГГГ, истец фактически приняла наследство, оставшееся после смерти отца в течение 6 месяцев со дня его смерти. Другие наследникина наследственное имущество не претендуют, поэтому суд считает, что имеются основания для признания за ФИО1 право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> края.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Установить юридический факт признания ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем д. <адрес> Республики Башкортостан, умершим ДД.ММ.ГГГГ отцовства в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения отделом ЗАГС администрации Октябрьского муниципального района <адрес> изменений в актовую запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> сведений об отце: фамилия - ФИО6, имя - ФИО11, отчество - ФИО14, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ, место рождения - д.<адрес>, гражданство - Российская Федерация.
Признать за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом, общей площадью 47,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> края.
Признать за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок с кадастровым номером 59:27:0331001:192, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 4502 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: подпись Савченко С.Ю.
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда <адрес> и подшит в деле 2-697/2015