РЕШЕНИЕ CУДА
Именем Российской Федерации09января 2018 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретареК.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.С.В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №36 по г.Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
П.С.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ № 36 по г. Москве и Московской области (далее ГУ-УПФ РФ №36) о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
В обоснование своих требований, уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ,П.С.В. ссылается на то, что 08 ноября2016 г. комиссией ГУ – УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку отсутствовал требуемый специальный стаж, установленный пп.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. – 30 лет. П.С.В. было засчитано только 29 лет 01 месяц 19 дней. Однако истица не согласна с решением пенсионного органа в виду следующего.
В период с 01.01.2005 г. по 18.12.2007 г. истица работала в должности медицинской сестрыотделения «Хоспис на дому» в Государственном учреждении Московской области «Дубненский центр социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник». Ответчиком данные периоды в специальный стаж не включены по причине того, что управление социальной защиты не относится к лечебным учреждениям. Поименованным в Постановлениях Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года и № 781 от 29.10.2002 года. Хотя истица выполняла функции медицинской сестры, в ее непосредственные обязанности входило медицинское обслуживание престарелых граждан и инвалидов на дому. Таким образом, истице в специальный стаж должно быть включено время работы в отделении «Хоспис на дому» Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник», т.е. 2 года 11 месяцев и 17 дней.
Кроме того, истица просила включить в специальный стаж следующие периоды:
- нахождения на курсах повышения квалификации с 08.01.1991 г. по 22.01.1991 г., с 17.04.1995 г. по 28.04.1995 г., – общей продолжительностью 27 дней в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев;
- периоды донорских дней сдачи крови в период с 05.08.1990 года по 26.02.1999 года общей продолжительностью 1 месяц 13 дней.
Таким образом, на момент обращения в пенсионный орган специальный стаж П.С.В. составлял 32 года 04 месяца 00 дней, что говорит о возникновении права на досрочную страховую пенсию по старости. В связи с чем, с 04.10.2016 г., т.е. с момента обращения, истице должна быть назначена досрочная страховая пенсия по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Истица П.С.В. и ее представитель Д.А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении и в уточненных исковых требованиях.
Представитель ответчика - ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №36 по г.Москве и Московской области по доверенности М.Н.В. исковые требования не признала по следующим основаниям.
Истица 04.10.2016 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением комиссии было отказано в назначении такой пенсии из-за отсутствия необходимого стажа.
- периоды с 01.04.2000 г. по 31.12.2004 г. и с 01.01.2005 г. по 18.12.2007 г. не включены в специальный стаж, поскольку действующее на тот момент пенсионное законодательство не относило управление социальной защиты, мэрию и центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, т.е. «Дубненский Центрсоциального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник» не отнесен к учреждениям здравоохранения. Кроме того, истицей с 01.11.1999 г. не представлены документы, подтверждающие выполнение нормы рабочего времени. Работодатель также не подтверждает право на досрочное пенсионное обеспечение. Работа истицы проходила в учреждениях, которые относятся к социальным службам, не осуществляла лечебную деятельность. Кроме того, лечебная деятельность подлежит лицензированию, а материалы дела не содержат доказательств того, что учреждения, в которых работала истица, имели лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, у П.С.В. не возникло право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Дни сдачи крови по ранее действовавшему законодательству подлежали включению в стаж работы с особыми условиями труда (статья 12 Закона РФ от 20.11. 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации) и не предусматривались для включения в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет ( статьи 80-82 указанного закона). В связи с чем, донорские дни не подлежат включению в стаж работы истицы.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), статьям 30 и 31 Федерального Закона «О страховых пенсиях», а также Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды нахождения на курсах повышения квалификации отсутствуют в числе периодов, подлежащих включению в специальный стаж работы истицы.
Выслушав позицию сторон,исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу с 01.01.2015 г.(далее - Закон), установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч.8 ст. 13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 30Закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до днявступления в силунастоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Закона).
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» устанавливается, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из материалов дела следует, что 04октября 2016 года П.С.В. обратилась в ГУ-УПФР №36 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.е. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением комиссии ГУ – УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 08.11.2016 г. истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку необходимого для досрочного назначения пенсии специального стажа у П.С.В. не имеется (л.д. 20-21), к зачету принято 29лет 01 месяц 19 дней при необходимом специальномстаже 30 лет.
Пенсионным органом не были засчитаны в специальный стаж истицы следующие периоды:
- с 01.04.2000 г. по 31.12.2004 г. в должности медицинской сестры Управления социальной защиты Мэрии г. Дубны, с 01.01.2005 г. по 18.12.2007 г. – в должности медицинской сестры отделения «Хоспис на дому» в Государственномучреждении Московской области «Дубненский центр социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник»,т.к. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 учреждения «мэрия», «управление социальной защиты» не предусмотрены. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие выполнение нормы рабочего времени; в выписке ИЛС отсутствуют сведения о льготном стаже;
-с 08.01.1991 г. по 22.01.1991 г., с 17.04.1995 г. по 28.04.1995 г. – общей продолжительностью 27 дней – в связи с нахождением на курсах повышения квалификации;
- с 05.08.1990 г. по 26.02.1999 г. (суммарно 1 месяц 13 дней) по причине предоставления донорских дней.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с оспариваемыми периодами, при проверке законности требований истца, подлежат применению:
- Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Из трудовой книжки истицы следует, что с 07.07.1989 г. по 10.02.1997 г. она работала в должности медицинской сестры хирургического отделения Медсанчасти № 166 (с 21.07.1993 года МСЧ № 166 переименована в Муниципальную Дубненскую центральную городскую больницу) Указанный период пенсионным органом принят к зачету в специальный стаж в льготном исчислении.
Суд не может согласиться с отказом пенсионного органа о включении в стаж работы периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации. При этом суд считает, что указанный период должен быть зачтен в льготном исчислении по следующим основаниям.
На основании пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", применявшимся для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывался за один год и 6 месяцев.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), применялся для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации является обязательной частью трудовой деятельности истца, что следует из положений ст. ст. 72, 73 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также ранее действовавших Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ч. 1 ст. 54).
Указанные выше периодыявляются периодами с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Суд считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации следует включить в подсчет стажа истца в льготном исчислении, так как в эти периоды истица, обязанная, в силу ее должностных обязанностей, проходить данные курсы, осуществляла работу, предусмотренную Перечнем, предоставляющим право на включение периодов работы в подсчет специального стажа в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 06 мес..
Следовательно, период нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от работы - с 08.01.1991 г. по 22.01.1991 г., с 17.04.1995 г. по 28.04.1995 г. подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении (как один год за один год и 6 месяцев).
Рассматривая периоды работы истицы с 01.01.2005 г. по 18.12.2007 г. в должности медицинской сестрыотделения «Хоспис на дому» в Государственном учреждении Московской области «Дубненский центр социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник», суд считает надлежащим в удовлетворении иска в данной части отказать.
Из трудовой книжки истицы П.С.В. видно, что 01.01.2005 г. она была принята в Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» в отделение «Хоспис на дому» на должность медицинской сестры.
08.07.2005 г. Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» переименовано в Государственное учреждение Московской области «Дубненский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник».
18.12. 2007 г. истица уволена по соглашению сторон по п.1 ст. 77 ТК РФ.
Суд учитывает, что Списками №464, №1066 и №781 предусмотрены должность медицинской сестры, однако для того, чтобы работа в качестве медицинской сестры засчитывалась в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, необходимо, чтобы она осуществлялась в учреждениях, предусмотренными названными Списками.
В Списке №781 в пункте 31 приведен перечень учреждений социального обслуживания, работа в которых в должностях, предусмотренными данными Списками, засчитывается в специальный стаж. Ни Управления социальной защиты населения, ни центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в указанный перечень не включены.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=201219&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=9№&lst=0&REFDST=141&rmark=1медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.В данный перечень учреждений здравоохранения центры социального обслуживания населения не включены.
Положениями Федерального закона №195-ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (действовавшим в момент спорных периодов работы истицы и утратившим силу с 01.01.2015 г.) закреплялось, что центры социального обслуживания относятся к учреждениям социального обслуживания и их основной деятельностью является оказание населению социальных услуг.
Законодателем закреплено, что http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=165953&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=16193148750099010669&lst=0&REFDST=1&rmark=1социальными услугами являются действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. №532-ст утвержден ГОСТ 52495-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения».
В п. 2.2 ГОСТ 52495-2005 указаны виды социальных услуг: социально-экономическая услуга; http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=163008&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_MAIN_BACKREFS&ts=12259148750146324863&lst=0&REFDST=100060социально-медицинская услуга; http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=163008&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_MAIN_BACKREFS&ts=1812814875014728096&lst=0&REFDST=100062социально-психологическая услуга; социально-педагогическая услуга; социально-бытовая услуга; социально-правовая услуга; срочная социальная услуга; консультирование; социальный патронаж.
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=163008&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_MAIN_BACKREFS&ts=32528148750166329493&lst=0&REFDST=100100Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - это учреждение социального обслуживания, предназначенное для осуществления организационной, практической и координационной деятельности по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (п. 2.3.3.14 ГОСТ 52495-2005).
Согласно Уставу Государственного учреждения Московской области «Дубненский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник» отделение «Хоспис на дому» создано для оказания социально-бытовой, социально-медицинской, психологической помощи.
Согласно Уставу Государственного учреждения Московской области «Дубненский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник» Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства социальной защиты населения Московской области.
Таким образом, наличие у МУ «Дубненский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник»» отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истицы в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дают основания считать, что указанные учрежденияотносились и относятся к учреждениям здравоохранения, поскольку они осуществляют лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной (уставной) деятельностью.
Отнесение тех или иных учреждений к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, является исключительной компетенцией Правительства РФ, осуществляется дифференцировано с учетом условий и характера профессиональной деятельности, воздействия неблагоприятных факторов и т.п. Отсутствие «Управления социальной защиты населения» и «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» в Списке №781 означает то, что условия труда в них не являются тождественными условиям труда в других учреждениях социального обслуживания, которые поименованы в указанных Списках.http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=88180&rnd=244973.3161719369&dst=100501&fld=134http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=88180&rnd=244973.53615553&dst=100501&fld=134А в Список №464 учреждения социального обслуживания вообще включены не были.
В этой связи, работа истицы П.С.В. в Управлении социальной защиты при мэрии города Дубны Московской области, МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (в последствии переименованный в ГУ Московской области «Дубненский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник») не свидетельствует о том, что П.С.В. занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, т.к. сами учреждения не являлись медицинскими лечебными учреждениями.
Необходимо отметить, что из справки, уточняющей характер работы истицы, выданной ГБУСО МО «Дубненский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник», право на досрочное пенсионное обеспечение работодателем не подтверждается.
Таким образом, периоды работы истицы с 01.01.2005 г. по 18.12.2007 г. в должности медицинской сестры Государственного учреждения Московской области «Дубненский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник» включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не подлежат.
Суд соглашается с тем, что периоды донорских дней правомерно включены в общий стаж работы, но не засчитаны в специальный стаж в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Согласно ст. 6 Закон РФ от 09.06.1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
В соответствии со ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Аналогичные положения содержались в ранее действующем до 1 февраля 2002 года законе - ст. 114 КЗоТ РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 26 января 2010 г. N 59-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в Письме ПФ РФ от 07.12.1998 года N 06-28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж "донорских" дней" работникам, являющимся донорами (статья 114 КЗоТ Российской Федерации), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку N 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Таким образом, с учетом системного толкования приведенных выше положений трудового законодательства, правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений, содержащихся в Письме Пенсионного Фонда РФ, дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха подлежат включению в специальный стаж в связи с особыми условиями труда (в том числе по Спискам № 1 и 2), к которым медицинская деятельность не относится.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается работа, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В связи с принятием Правительством РФ Постановления от 11.07.2002 N 516 изменились правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, донорские дни перестали учитываться при исчислении специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.
В соответствиисо статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Из анализа положений данной нормы закона следует, что назначение пенсионного обеспечения носит заявительный характер.
Как установлено в судебном заседании, истец П.С.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда - 04октября 2016 года, ответчиком право истца на социальное обеспечение было оценено на указанную дату, требуемый для назначения пенсии специальный стаж (30 лет), отсутствовал, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований о назначении пенсии с04октября 2016 года не имеется.
В то же время, в судебном заседании установлено, истица с 09.01.2008 года и по настоящее время продолжает работать в Государственном автономном учреждении здравоохранения Московской области «Дубненская городская больница» в должности медицинской сестры (палатной) терапевтического отделения, что подтверждается справкой от 09.01.2018 года №.
26.09.2017 года истице назначена пенсия в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 30Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
С учетом удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации –27 дней, что в льготном исчислении составляет 41 день, суд приходит к выводу, что право на пенсионное обеспечение у истицы возникло ранее даты ее фактического назначения пенсионным органом (26.09.2017 года), а именно с момента достижения специального 30-ти стажа медицинской деятельности.
Таким образом, требования истца к ответчику о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости подлежат частичному удовлетворению, а именно с момента наступления срока страхового стажа продолжительностью 30 лет.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требованияП.С.В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №36 по г.Москве и Московской областио включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ № 36 по г. Москве и Московской области включить П.С.В. в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 08.01.1991 по 22.01.1991 года и 17.04.1995 года по 28.04.1995 года продолжительностью 41 день, что является льготным исчислением указанного периода.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ
№ 36 по г. Москве и Московской областиназначить П.С.В. страховую пенсию по старости с даты возникновения права – с момента достижения продолжительности специального стажа дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения – 30-ти лет.
В удовлетворении исковых требованийП.С.В. ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №36 по г.Москве и Московской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы в должности медицинской сестры Государственного учреждения Московской области «Дубненский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник» (с 01.01.2005 г. по 18.12.2007 г.), дней сдачи донорской крови продолжительностью суммарно 01 месяц 13 дней, назначении пенсии с момента обращения- с 04 октября 2016 года- отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 18января 2018 года.
Судья