Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2020 года
Дело № 2-1867/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2020 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.
при секретаре Ткач Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Вертикаль» о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (далее – КРГХ Администрации ЗАТО г. Североморск) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Вертикаль» о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что управление многоквартирным домом № 26 по улице Сафонова в г. Североморске на основании соответствующего договора управления осуществляет ООО «УК «Вертикаль».
На основании поступившего обращения в отношении ООО «УК «Вертикаль» проведена внеплановая выездная проверка с целью выявления фактов нарушения Правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома. По итогам проведенной проверки установлен ряд нарушений, в связи с чем 27 января 2020 года ООО «УК «Вертикаль» выдано предписание № 28 с требованием об их устранении в срок до 01 июня 2020.
Истец, проведя 24 сентября 2020 проверку исполнения предписания, установил, что оно не исполнено, что свидетельствует о нарушении требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать ООО «УК «Вертикаль» в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить предписание № 28 от 27 января 2020 года в отношении дома № 26 по ул. Сафонова в г. Североморске: Пункт 1. Восстановить работоспособность датчиков дыма на лестничных площадках; Пункт 2. Краны внутреннего противопожарного водопровода в пожарных шкафах укомплектовать пожарными рукавами, стволами и вентилями, а пожарный рукав присоединить к пожарному крану и пожарному стволу; Пункт 3. Восстановить функционирование системы обнаружения пожара; Пункт 4. Восстановить шлейфы пожарной сигнализации; Пункт 5. Восстановить работоспособность указателей «выход» на всех этажах.
В судебное заседание представитель истца не прибыла, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск.
Представитель ответчика ООО «УК «Вертикаль» в судебное заседание не прибыл, в представленном заявлении ходатайствовал рассмотрении дела без своего участия и снижении размера подлежащей взысканию государственной пошлины.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.
Пунктом 1.1. Положения о КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск (далее - Положение о Комитете), утвержденного решением Совета депутатов от 10 июля 2018 года № 410 определено, что Комитет является уполномоченным органом администрации ЗАТО г. Североморск и входит в структуру администрации ЗАТО г. Североморск. Пунктом 4.24 Положения о Комитете предусмотрено, что Комитет осуществляет муниципальный жилищный контроль на территории ЗАТО г. Североморск.
Как следует из статьи 3 Закона Мурманской области от 18 декабря 2012 года №1553-01-ЗМО «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Мурманской области» муниципальный жилищный контроль осуществляется в соответствие с Федеральным законом от 26 декабря 2006 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Судом установлено, что с 26 июня 2019 года ООО «УК «ВЕРТИКАЛЬ» (ранее - ООО «Североморскжилкомхоз») на основании договора управления многоквартирным домом приняло на себя обязательство по заданию собственника в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме № 26 по ул. Сафонова в г.Североморске, предоставлять коммунальные услуги собственнику и иным пользователя путем заключения соответствующих договоров и соглашений, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании поступившего обращения Комитетом проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 2670; Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
27 января 2020 года ООО «УК «Вертикаль» выдано предписание № 28 с требованием об устранении нарушений, срок исполнения 01 июня 2020.
Сведений об обжаловании выданного ответчику предписания материалы гражданского дела не содержат, доказательств обратному суду не представлено.
24 сентября 2020 года в ходе проверки установлено, что предписание исполнено не в полном объеме.
До настоящего времени требования предписания № 28 от 27 января 2020 года не исполнены, что следует из акта проверки исполнения предписания от 30 ноября 2020 и стороной ответчика не оспаривалось.
Вместе с тем, в силу положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Нормами пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме определяется состав общего имущества.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 2670. Указанные Правила являются обязательными для организаций, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах предусмотрены виды работ, которые должны быть включены в перечень работ по содержанию и техническому обслуживанию дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор управления, заключенный с управляющей организацией.
Согласно п. 2.1.1. Правил плановые осмотры жилых зданий следует проводить: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона). Рекомендуемая периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий приведена в приложении N 1. После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Пунктом 3.2.6. Правил предусмотрено, что освещенность искусственным светом лестничных клеток должна приниматься по установленным нормам.
Также, в силу пунктов 3.3.3. и 3.3.4. Правил чердачные помещения должны иметь ходовые доски и приставные лестницы для выхода на крышу, а также двери и люки с плотно пригнанными притворами. Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
Согласно п. 5.6.2. Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Пунктом 5.6.6. Правил предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей; обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования; контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности; немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии; принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры.
В соответствии с п.п. «а, б, г» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 42 Указанных Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение неудовлетворительное состояние общего имущества многоквартирного дома № 26 по ул. Сафонова в г. Североморске, доказательств обратному ответчиком в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК Российской Федерации не представлено, как и не представлено доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений в содержании общего имущества по предписанию органов муниципального контроля в период действия договора управления.
Принимая во внимание установленный факт ненадлежащего исполнения ООО «УК «Вертикаль» обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома № 26 по ул. Сафонова в г. Североморске, уклонения от выполнения предписания в полном объеме Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, вынесенного в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии со статьей 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание необходимость осуществление ряда мероприятий, направленных на непосредственное выполнение работ, в целях реального исполнения судебного акта, суд устанавливает срок исполнения решения суда – в течение 20 дней со дня вступления решения в законную силу, полагая, что установленный срок является разумным.
В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой в силу положений пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден, размер который суд полагает возможным снизить в порядке пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации до 300 рублей.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом статьи 56 ГПК Российской Федерации и в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК «Вертикаль» в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования предписания Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск от 27 января 2020 года № 28, а именно, произвести ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, дом 26:
Пункт 1. Восстановить работоспособность датчиков дыма на лестничных площадках;
Пункт 2. Краны внутреннего противопожарного водопровода в пожарных шкафах укомплектовать пожарными рукавами, стволами и вентилями, а пожарный рукав присоединить к пожарному крану и пожарному стволу;
Пункт 3. Восстановить функционирование системы обнаружения пожара;
Пункт 4. Восстановить шлейфы пожарной сигнализации;
Пункт 5. Восстановить работоспособность указателей «выход» на всех этажах.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК «Вертикаль» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения.
Председательствующий А.Н. Курчак