Дело № 5-136/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 апреля 2021 года г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при секретаре Баландиной Р.А. дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Степанова Александра Владимировича, ОГРНИП 304594212000011, ИНН 594200105859,
у с т а н о в и л:
31 марта 2021 года главным специалистом-экспертом Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении индивидуального предпринимателя Степанова А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из протокола следует, что 25 марта 2021 года с 12 часов 10 минут до 12 часов 35 минут ИП Степанов А.В., осуществляющий деятельность в магазине, расположенном по адресу: Пермский край, г. Нытва, ул. Осипенко,15, допустил нарушение пунктов 1.1, 1.13, 1.14 Постановления главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 11.04.2020 № 2326 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», пунктов 1.1, 1.9, 1.10, 1.11 Постановления главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13.04.2020 № 2397 «О дополнительных противоэпидемических мероприятиях в организациях, предоставляющих услуги населению», а именно:
- не организовал ежедневный перед началом рабочей смены «входной фильтр» с проведением контроля температуры тела каждого работника с применением аппаратов для измерения температуры бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательной дезинфекцией приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами (журнал контроля термометрии сотрудников не представлен);
- не обеспечил проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия с дезинфекцией с кратностью каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, прилавков, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, лотков для продуктов, выключателей, поручней, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники и т.д. (график уборки не представлен);
- не обеспечил регулярное проветривание (каждые 2 часа) помещений магазина (график проведения не представлен);
- не обеспечил соблюдение социального дистанцирования на расстоянии не менее полутора метров, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в помещении (разметка нанесена в прикассовой зоне, в зале разметка отсутствует).
- не обеспечил проведение обеззараживания воздуха с применением соответствующего оборудования согласно инструкции (рециркулятор отсутствует).
В судебном заседании Степанов А.В. с протоколом об административном правонарушении согласился частично. Пояснил, что графики термометрии тела, уборки и проветривания помещения фактически ведутся, но не были представлены на момент проверки по причине отсутствия на рабочем месте бухгалтера, у которого они хранятся. Рециркулятор в настоящее время установлен, хотя полагал, что норма о его наличии в помещении носит рекомендательный характер. Также дополнительно нанесена разметка по всей площади магазина.
Заслушав Степанова А.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарные правила 3.1.3597 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Пунктом 4.4 указанных СП предусмотрены мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, в том числе обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Пунктами 1.1, 1.13, 1.14 Постановления главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 11.04.2020 № 2326 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», пунктами 1.1, 1.9, 1.10, 1.11 Постановления главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13.04.2020 № 2397 «О дополнительных противоэпидемических мероприятиях в организациях, предоставляющих услуги населению», на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности по обороту пищевых продуктов, непродовольственных товаров, лекарственных средств и изделий медицинского назначения возложена обязанность организовать ежедневный перед началом рабочей смены «входной фильтр» с проведением контроля температуры тела каждого работника с применением аппаратов для измерения температуры бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательной дезинфекцией приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами; обеспечить проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия с дезинфекцией с кратностью каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, поверхности столов, спинок стульев, оргтехники; обеспечить регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений; обеспечить соблюдение социального дистанцирования на расстоянии не менее полутора метров, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Согласно пункту 2.8 МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1 «Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020, в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 25 марта 2021 года с 12 часов 10 минут до 12 часов 35 минут ИП Степанов А.В., осуществляющий деятельность в магазине, расположенном по адресу: Пермский край, г. Нытва, ул. Осипенко,15, допустил нарушение перечисленных выше санитарных правил и гигиенических нормативов, действующих в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 31 марта 2021 года (л.д. 7-9); протоколом осмотра принадлежащего индивидуальному предпринимателю помещения магазина от 25 марта 2021 года (л.д. 10); видеозаписью осмотра (л.д. 31); выпиской из ЕГРИП (л.д. 36-42).
Довод Степанова А.В. о том, что Методические рекомендации 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1 носят рекомендательный характер и не соблюдение изложенных в них правил не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, не основан на законе, поскольку данный нормативный акт, утвержденный Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, является частью законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Также не может быть принят во внимание довод Степанова А.В. о том, что им ведутся графики термометрии тела, уборки и проветривания помещений, поскольку на момент осмотра принадлежащего ему магазина, как следует из видеозаписи осмотра, он не представил должностным лицам Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ни журнал контроля термометрии сотрудников, ни графики уборки и проветривания помещений магазина, пояснив, что они не ведутся. Кроме того, своей подписью в протоколе осмотра Степанов А.В. подтвердил факт отсутствия у него указанных документов.
В связи с изложенным, представление Степановым А.В. должностным лицам Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю журналов контроля термометрии сотрудников, графиков уборки и проветривания помещений магазина после проверки расцениваются как недостоверные доказательства, которые не существовали на момент обнаружения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о наличии в действиях ИП Степанова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, то есть нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенного в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является частичное признание вины, устранение выявленных нарушений, что подтверждается представленными административному органу перед составлением протокола об административном правонарушении документами (л.д. 11-27).
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Поскольку выявленные нарушения посягают на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создают угрозу для жизни и здоровья людей, поэтому оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.
Вместе с тем, при назначении наказания нахожу возможным применить положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которым, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Учитывая данные о личности Степанова А.В., ранее не привлекавшегося к административной ответственности, его имущественное положение, считаю возможным назначить ему административное наказание в виде административного штрафа с применением положений частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, то есть в размере 25 000 рублей.
При указанных обстоятельствах назначенное наказание будет соответствовать целям предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
признать индивидуального предпринимателя Степанова Александра Владимировича, ОГРНИП 304594212000011, ИНН 594200105859, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам: УФК по Пермскому краю (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю), ИНН 5904122386, КПП 590401001, р/счет 03100643000000015600 в Отделение Пермь г. Пермь, ОКТМО 57727000, БИК 015773997, КБК 14111601061010003140, наименование платежа: административный штраф по постановлению № 5-136/2021 от 27 апреля 2021 года в отношении ИП Степанова А.В.
Документ, подтверждающий уплату административного штрафа, должен быть представлен в Нытвенский районный суд Пермского края.
Неуплата административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Спиридонов