Дело № 2-285/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Киюциной Н.А.,
при секретаре Авдеевой И.М.,
с участием представителя истца Выдыш Я.С. (по доверенности 24АА 2872682 от 21.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санягиной О.М. к Администрации города Шарыпово Красноярского края о включении имущества в состав наследства, установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследуемое имущество,
Установил:
Истец Санягина О.М обратилась в суд с иском к Администрации города Шарыпово Красноярского края об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследуемое имущество в виде жилого помещения - квартиры, расположенной по <адрес>, и банковской социальной карты №, выданной Шарыповским отделением Головного отделения по Красноярскому краю Восточно-Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» на имя М.
В обоснование исковых требований истец сослалась на то, что её отец М 10 апреля 2015 года заключил договор на передачу указанной квартиры в собственность, но зарегистрировать переход права собственности не успел, умер 01 мая 2017 года. Санягина О.М. является дочерью наследодателя М, вторая его дочь - М Н.М. от принятия наследства отказалась. На момент смерти М. в браке не состоял. ДД.ММ.ГГГГ у истца Санягиной О.М. родился ребенок, поэтому к нотариусу по поводу принятия наследства истец обратилась за рамками установленного законом срока.
После обращения в суд истец Санягина О.М. изменила исковые требования, дополнительно просила включить квартиру <адрес> в состав наследства, открывшегося после смерти М.
В судебном заседании представитель истца Выдыш Я.С. (по доверенности) поддержала исковые требования по тем же основаниям и пояснила, что истец как наследник по закону первой очереди претендует не на банковскую карту, а на денежные средства, находящиеся на счете банковской социальной карты. После смерти отца истец несет расходы по содержанию квартиры, в которой проживал наследодатель, производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Представитель ответчика Администрации города Шарыпово Красноярского края, представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрение дела в их отсутствие, возражений по иску не представили.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, М Н.М. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав представителя истца Выдыш Я.С., исследовав предоставленные в суд доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование - это универсальное правопреемство, в результате которого имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
По наследству переходят не только уже существующие права и обязанности, но в случаях, предусмотренных законом, также права, которые наследодатель при жизни не успел юридически оформить, но предпринял необходимые меры для их получения. При разрешении вопроса о включении данного имущества или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что отсутствие регистрации права собственности на имущество в учреждении юстиции по регистрации прав само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследника, если наследодатель выразил при жизни волю на оформление правоустанавливающих документов в установленном порядке, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления указанных документов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч. 1 ст. 1153 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Согласно свидетельству о смерти № от 10 мая 2017 года М, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер 01 мая 2017 года (л.д.10).
При жизни М. состоял в браке с М Г.Н., брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Как установлено судом и следует из данных свидетельства о рождении №, свидетельства о заключении брака № Санягина О.М. (ранее М О.М. является дочерью М., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.9,12).
Младшая дочь наследодателя М. – М Н.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, от принятия наследства после смерти М. отказалась, что следует из нотариально удостоверенного заявления от 30 января 2018 года (л.д.13).
Из сообщения нотариуса Шарыповского нотариального округа Козар Г.П. от 27.03.2018 следует, что наследственное дело после смерти М. не заводилось, наследники умершего за принятием наследства в нотариальную контору не обращались.
С учетом приведенных доводов истец Санягина О.М. после смерти наследодателя М. является единственным наследником в силу закона первой очереди.
Как предусмотрено статей 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 приведенного Закона РФ граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 7 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения (доли в праве собственности) в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела, является установление факта подачи наследодателем в установленном порядке в уполномоченный орган заявления о приватизации занимаемого им по договору социального найма жилого помещения вместе с необходимыми документами, а также того, что данное заявление не было отозвано.
Как следует из договора социального найма жилого помещения № от 07 апреля 2008 года, М. при жизни являлся нанимателем жилого помещения – однокомнатной квартиры общей площадью 35,8 кв.м, в том числе жилой 18,6 кв.м, по <адрес>. В качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны Санягина О.М. и М Н.М. (л.д.17-19).
Согласно данным выписки из домовой книги, М. проживал по указанному адресу и был зарегистрирован по месту жительства с 15 октября 2008 года (л.д.30).
10 апреля 2015 года между Муниципальным образованием город Шарыпово Красноярского края и М был заключен договор на передачу указанной квартиры в собственность М. в порядке приватизации жилья (л.д.20).
Договор в судебном порядке оспорен не был.
Право собственности на приватизированную квартиру М. в установленном законом порядке зарегистрировано не было, вместе с тем, М. при жизни выразил свою волю, предоставил необходимые для приватизации документы, заявление о приватизации отозвано не было.
При таких обстоятельствах квартира по <адрес> подлежит включению в состав наследства, открывшегося после смерти наследодателя М.
Истцом суду представлены квитанции, кассовые чеки, согласно которым Санягина О.М. в период шестимесячного срока после смерти М. и позже производила оплату коммунальных услуг, оказываемых по <адрес> (л.д.42-47), что свидетельствует о фактическом принятии Санягиной О.М. наследства в виде указанной квартиры.
Как следует из справки ПАО «Сбербанк России» от 07 марта 2018 года, остатка денежных средств на открытой на имя М. банковской карте не имеется (л.д. 63).
Кроме того, Муниципальное образование город Шарыпово Красноярского края в лице Администрации города Шарыпово в силу положений п.2 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащим ответчиком по искам о наследовании выморочного имущества в виде денежных средств на банковских счетах и во вкладах не является.
Оценив доказательства по делу в совокупности, с учетом приведенных доводов суд приходит к выводу о возможности частичного удовлетворения исковых требований Санягиной О.М.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Санягиной О.М. удовлетворить частично.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти М, умершего 01 мая 2017 года, однокомнатную квартиру, расположенную по <адрес>, кадастровый №, общей площадью 35,8 кв. м.
Установить факт принятия наследства в виде указанной квартиры Санягиной О.М..
Признать за Санягиной О.М. право собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по <адрес>, кадастровый №, общей площадью 35,8 кв. м, в порядке наследования по закону.
В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)