Решение по делу № 3а-103/2019 ~ М-63/2019 от 01.03.2019

дело № 3а-103/2019

Решение

именем Российской Федерации

21 марта 2019 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Бурова А.И.,

при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,

с участием: представителя истца Сергеевой С.Н., представителя Правительства Удмуртской Республики Прозоровой А.А., представителя администрации муниципального образования «Завьяловский район» Жулдыбина Е.К., представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Ним И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «УдмуртВторПродукт» об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «УдмуртВторПродукт» (далее по тексту административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Росреестра по УР и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР с требованием о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ и об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является арендатором земельного участка.

Размер кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер арендной платы. Рыночная стоимость земельного участка ниже кадастровой.

Определением суда от 21.03.2019 года принят отказ административного истца от иска в части требования о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ . Производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.

Представители Правительства Удмуртской Республики Прозорова А.А., администрации муниципального образования «Завьяловский район» Жулдыбин Е.К., представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Ним И.Н. по существу спора возражений не высказали. От заявления ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы отказались.

Иные участники производства, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года».

Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2015 года.

Названный земельный участок вошел в перечень объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была утверждена указанным нормативным правовым актом.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость названного земельного участка определена на 8 декабря 2016 года и составляет <данные изъяты> копеек.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – ФЗ №135) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

Согласно статье 24.18 ФЗ №135, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с абз. 4 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 ФЗ №135, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 ФЗ №135, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

В рассматриваемом случае датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является 8 декабря 2016 года.

В связи с чем, суд признаёт, что кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно 8 декабря 2016 года.

Статья 24.18 ФЗ №135 в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как его арендатора, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст.3 ФЗ №135).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Общие требования к содержанию отчета приведены в ст.11 ФЗ №135.

При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст.15 ФЗ №135).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст.14 ФЗ №135).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 ФЗ №135).

Стандарты оценочной деятельности отражены в ст.20 ФЗ №135.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ст. 24.20 ФЗ №135).

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке (далее – отчет) от ДД.ММ.ГГГГ, составленный индивидуальным предпринимателем Б.А.В. (л.д. 26-66).

В соответствии с указанным Отчетом рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 08.12.2016г. составляет <данные изъяты> рублей.

Данный Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющим необходимое образование. При этом Отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд признает Отчёт достоверным, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим указанную в нём по состоянию на 08.12.2016г. величину рыночной стоимости спорного земельного участка.

В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.

Однако таких ходатайств не заявлено, поскольку размер рыночной стоимости спорного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, установленный в Отчёте, участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких-либо возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не заявили.

Абзацем 5 ст. 24.20 ФЗ №135 предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Административный истец обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию 25 декабря 2018 года, кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит установлению на период с 1 января 2018 года.

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Судом констатируется, что административным истцом названный пятилетний срок не пропущен.

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера арендной платы, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, является обоснованным.

Следует так же отметить, что в силу положений статей 37, 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Соответствующие разъяснения даны также в п.7 Постановления Пленума №28.

Как видно из материалов дела, результаты кадастровой оценки спорного объекта недвижимости утверждены решением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на основании показателей, определенных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года».

Таким образом, по Управление Росреестра по Удмуртской Республике не может быть признано надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «УдмуртВторПродукт» к Правительству Удмуртской Республики, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, поданное 25 декабря 2018 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 8 декабря 2016 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «УдмуртВторПродукт» к Управлению Росреестра по Удмуртской Республике по Удмуртской Республике об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 22 марта 2019 года.

Председательствующий     А.И. Буров

3а-103/2019 ~ М-63/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "УдмуртВторПродукт"
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра по УР
Управление Росреестра по УР
Правительство УР
Другие
Администрация МО "Завьяловский район"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Буров Андрей Иванович
01.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
04.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
21.03.2019[Адм.] Судебное заседание
22.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее