Дело № 2-2799/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2018 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Панове А.А.
с участием представителя истца - Козько Н.Н., действующего на основании доверенности;
представителя ответчика Правительства города Севастополя – Кабаковой В.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по иску Богатырёвой В.А. к Правительству города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - нотариуса Коннова А.Е., о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Истец Богатырёва В.А. обратилась в суд с исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование требований указала, что является наследником по закону после смерти супруга ФИО1., умершего ДД.ММ.ГГГГ. При жизни ФИО1 решением XIII сессии от 15.10.2013 № Севастопольского городского Совета «О даче согласия гр. ФИО1 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного по <адрес> для обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)» было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <адрес> га, расположенного по <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). В нотариальном порядке истец не имеет возможности оформить наследственные права, поскольку право собственности на спорное имущество не было зарегистрировано за наследодателем. Данные обстоятельства стали основанием для обращения с настоящим иском в суд, в котором истец просит признать за ней право собственности на указанный земельный участок.
В судебное заседание истец Богатырёва В.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель истца – Козько Н.Н., действующий на основании нотариальной доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Правительства Севастополя - Кабакова В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что истец не обращался в уполномоченные органы по вопросу предоставления земельного участка, в связи с чем рассмотрение в судебном порядке вопроса о признании права собственности за истцом на земельный участок преждевременно.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке.
Третье лицо нотариус Коннов А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Богатырёвой В.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ст. 28 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, бесплатно либо согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ на праве аренды.
Основанием возникновения права собственности на земельный участок является решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятое в рамках их компетенции (ст. 29 ЗК РФ).
Судом установлено, что решением XIII сессии от 15.10.2013 № Севастопольского городского Совета «О даче согласия гр. ФИО1 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес> для обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», ФИО1 дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты><данные изъяты> га, расположенного по <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного сообщения нотариуса Коннова А.Е. следует, что нотариусом заведено наследственное дело № к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1
Наследником по закону после смерти ФИО1 является супруга Богатырёва В.А. – истец по настоящему делу. Наследственная масса состоит из ФИО21 доли в праве собственности на квартиру, по <адрес>
Также нотариусом Конновым А.Е. отказано Богатырёвой В.А. в совершении нотариальных действий, поскольку документы, подтверждающие регистрацию права собственности на строение по <адрес>, не представлены, т.е. отсутствует правоустанавливающий документ о принадлежности имущества наследодателю.
Согласно ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Статьей 1141 ГК РФ установлено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 данного кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
Для приобретения наследства, наследник должен его принять (ч.1 ст.1152 ГК РФ).
В соответствии со ст.ст. 1154, 1113, 1114 ГК РФ наследство должно быть принято в течение шести месяцев после открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст.1153 ГК РФ).
Способы принятия наследства закреплены в ч.2 ст.1153 ГК РФ, где признается, что пока не доказано иное, считается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно статье 12 Закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Решения органа местного самоуправления и решения о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятые до 21 марта 2014 года местными Советами Севастополя в период действия права Украины, не отнесены статьей 12 Закона № 6-ФКЗ к категории документов, которые действуют без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя.
Суд полагает, что исходя из исследованных судом документов, согласно ранее действовавшему на территории Республики Крым и города Севастополя законодательству Украины, право собственности на вышеуказанный земельный участок у наследодателя не возникло, поскольку им не получен документ, удостоверяющий право собственности (ст.ст. 125, 126 Земельного кодекса Украины 2001 года).
Решение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность наследодателя, являлось основанием для бесплатной приватизации земельных участков гражданами Украины, что предусмотрено статьей 118 Земельного кодекса Украины, ранее действовавшего на территории города Севастополя.
Приватизация, исходя из положений ст.ст. 217, 218 ГК РФ, является одним из способов приобретения гражданами или юридическими лицами права собственности на имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, соответственно, во-первых, как и по любому другому основанию, право собственности на имущество в порядке приватизации приобретается гражданином только при наличии у него правоспособности, которая в соответствии с пунктом 2 статьи 17 ГК РФ возникает в момент его рождения и прекращается смертью, а, во-вторых, учитывая положения ст.ст. 15, 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности на земельный участок по приватизации возникает исключительно в порядке и по основаниям, установленным Главой V ЗК РФ.
В силу статьи 1112 ГК РФ в состав в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В пункте 8 Постановления № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» Пленум Верховного суда Российской Федерации указал, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Правоприменительной практикой категорично не исключается возможность отнесения к наследственному и того имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности и было передано из соответствующих оснований в пользование наследодателя, при условии, что этот гражданин при жизни обратился с таким требованием (при жизни им была начата приватизация этого имущества, подано заявление о приватизации и необходимые документы), и при этом в приватизации такого имущества гражданину, выполнившему все формальные предписания, не могло быть отказано.
В частности, подобная позиция выражена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», содержащем разъяснения о необходимости включения в состав наследственного имущества жилых помещений, находившихся при жизни наследодателя в его пользовании по договору социального найма, на приватизацию которых им была в надлежащей форме выражена воля, однако до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности наследодатель умер, поскольку в соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях.
Вместе с тем, из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1,7,9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за её эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель: и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.
Пунктом 1.1. Постановления Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Богатырёва В.А. просит признать право собственности на земельный участок, расположенный по <адрес>. По мнению истца, принадлежность спорного имущества наследодателю подтверждается решением XIII сессии от 15.10.2013 № Севастопольского городского Совета «О даче согласия гр. ФИО22 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного по <адрес> для обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».
На основании п.1 ст.25 и ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Спорный земельный участок, расположенный по <адрес> - не сформирован, не поставлен на кадастровый учет.
Следовательно, данный земельный участок не может быть предметом споров, потому как не является объектом гражданских правоотношений, земельный участок не определен в качестве индивидуально-определенной вещи, существование данного земельного участка не подтверждено надлежащим образом. Кроме того, в материалах дела представлены в качестве доказательств документы, в которых указана различная площадь испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, спорный земельный участок отсутствует как объект земельных правоотношений согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания права собственности на данный земельный участок.
Кроме того, в силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит только нарушенное право.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Таким образом, судебной защите подлежит только нарушенное или оспоренное право и законный интерес. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, и этот выбор является правомерным только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Из искового заявления и объяснений стороны истца не усматривается, в чем именно, по мнению истца, заключается нарушение его прав со стороны ответчика, которое должно быть устранено избранным истцом способом.
Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству.
Согласно данного Порядка земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости. Заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 года, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка.
Истцом не представлено относимых и допустимых доказательств того, что она обращалась в уполномоченный орган по вопросу завершения оформления земельного участка, предоставив необходимый пакет документов, в том числе позволяющих индивидуализировать земельный участок, однако, в предоставлении спорного земельного участка ей было отказано.
Как следует из материалов дела, пояснений представителя ответчика, истцом в порядке, предусмотренном вышеприведенными нормативными актами, не начата процедура оформления права собственности на спорный земельный участок, не подано заявление в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Кроме того, истцом суду не представлен отказ нотариуса в признании спорного земельного участка наследственным имуществом, поскольку из сообщения нотариуса от 26.02.2018 № следует о невозможности выдачи свидетельства о праве на наследство на строение, расположенное по <адрес>, а не на земельный участок по данному адресу.
Изложенное свидетельствует, что одним из необходимых оснований отнесения в состав наследственного имущества государственной или муниципальной собственности, в отношении которого наследодатель при жизни инициировал процедуру приватизации, является нахождение этого имущества в его титульном пользовании (постоянное пользование, наследуемое владение и т.п.).
В иных случаях, когда не завершена процедура приватизации имущества, которое в пользовании наследодателя не находилось, за наследниками может быть признано только право требовать завершения приватизации, поскольку такое право, как имущественное по своей сути, входит в состав наследства.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает отсутствующими основания для отнесения этого имущества- земельного участка, в состав наследственного и соответственно для признания за наследником права собственности.
Таким образом, с учетом отсутствия обоснования со стороны истца предъявленных к ответчикам требований, суд приходит к выводу об отсутствии материально-правовых оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.12.2018.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –