УИД 28RS0008-01-2021-000396-98
Дело №2-265/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2021 года г.Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием представителя истца Муратова Д.В., представителя ответчика МО МВД России «Зейский», третьего лица УМВД России по Амурской области Авдашовой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ши В. к МО МВД России «Зейский» о восстановлении регистрационного учёта транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ши В. обратился в суд с настоящим иском, в котором просит восстановить регистрацию транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты>, номер кузова отсутствует, принадлежащего ему на основании договора купли-продажи от 20 июня 2012 года, в обоснование иска указав, что он является собственником транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. Указанным транспортным средством он владеет с 20 июня 2012 года. 29 июля 2020 года он обратился в МО МВД России «Зейский» для восстановления свидетельства о регистрации транспортного средства, которое было утеряно. Со слов сотрудников полиции ему стало известно о том, что регистрационные документы на указанный автомобиль аннулированы УМВД России по Еврейской автономной области, однако никакого письменного уведомления об аннулировании регистрации ТС в его адрес не поступало. Он обратился в УМВД России по Еврейской автономной области с целью разъяснения причины аннулирования регистрации принадлежащего ему транспортного средства. Ответом из УМВД России по ЕАО №3/202705804406 от 17.11.2020 года сообщено, что основанием для аннулирования послужила служебная проверка УМВД России по ЕАО от 28 декабря 2012 года, по результатам которой было установлено, что основанием для внесения изменений в конструкцию указанного транспортного средства послужило представленное заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, которое было выдано органом по сертификации продукции машиностроения «ТЕСТ-МАШ» (ОС «ТЕСТ-МАШ»), исключённой приказом Ростехрегулирования от 21 апреля 2009 года №1473 из перечня организаций, уполномоченных выдавать данные заключения. Кроме этого, были установлены нарушения законодательства Российской Федерации по безопасности дорожного движения в части отсутствия документов, подтверждающих проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия. На основании этого ССКТС <Номер обезличен> от 01 декабря 2009 года, выданное ГИБДД УМВД России по ЕАО в нарушение ч.4 ст.15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995, также было признано недействительным и аннулировано. В соответствии с действующими на тот момент Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённых Приказом МВД России от 24.11.2008 №1001 «О порядке регистрации транспортных средств», в соответствии с п.3 и п.51 регистрационные действия, произведённые в МРЭО НИБДД УМВД России по ЕАО на основании представленного подложного документа и с нарушением требований действующего законодательства, признаны недействительными и аннулированы. Паспорт транспортного средства <Номер обезличен> от 07.05.2011 года, регистрационный знак ТРАНЗИТ <Номер обезличен> выставлены в федеральную базу утраченной и похищенной специальной продукции. По результатам аннулирования регистрационных действий собственник транспортного средства, производивший замену номерных агрегатов МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО был уведомлён в установленном порядке. Дополнительно сообщено, что 28 октября 2013 года информация об аннулировании ТС была направлена в ГИБДД Амурской области для принятия решения в соответствии с действующим законодательством. 14 января 2021 года он повторно обратился с заявлением в МО МВД России «Зейский» о предоставлении сведений по факту прекращения (аннулирования) регистрационных действий МО МВД России «Зейский» в отношении его транспортного средства. На указанное заявление получил ответ о том, что согласно базы ФИС ГИБДД-М регистрация спорного транспортного средства прекращена в связи с признанием регистрации недействительной, инициатор – ГИБДД УВД по ЕАО, основание прекращения регистрации ТС – заключение служебной проверки по рапорту врио начальника ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области ФИО2 С аннулированием регистрации автомобиля он не согласен. С момента приобретения и по настоящее время он является собственником спорного транспортного средства на основании договора купли-продажи от 20 июня 2012 года. 26 июля 2012 года спорный автомобиль был зарегистрирован в МО МВД России «Зейский». С момента приобретения он непрерывно эксплуатировал транспортное средство, оплачивал налоги, проходил технический осмотр, оформлял страховку, то есть данный автомобиль соответствовал требованиям технической безопасности, в связи с чем, прекращение (аннулирование) регистрационных действий спорного транспортного средства, нарушают его права как собственника. Считает, что на основании абз.2, 3 п.51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, отсутствовали основания для аннулирования регистрации МО МВД России «Зейский».
В судебное заседание истец не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, обеспечил явку представителя.
Представитель истца Муратов Д.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика МО МВД России «Зейский», третьего лица УМВД России по Амурской области Авдашова Л.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что МО МВД России «Зейский» является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку аннулирование регистрационных действий автомобиля <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты> было произведено МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО на основании заключения УМВД России по Еврейской автономной области по материалам проведённой служебной проверки законности совершения регистрационных действий, в ходе которой установлено, что основанием для внесения изменений в конструкцию транспортного средства послужило заключение не аккредитованной организации «ТЕСТ-МАШ». На основании этого ССКТСТБ было признано также недействительным и аннулировано.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УМВД России по Еврейской автономной области о дне слушания дела извещён надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.ч.3, 4 ст.15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции, действовавшей на дату регистрации транспортного средства) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе, в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В соответствии с ч.1 ст.16 данного Федерального закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Исходя из изложенного, восстановление регистрационного учёта транспортного средства допускается при условии их соответствия установленным требованиям безопасности дорожного движения и возможности их идентификации. Подтверждение соответствия установленным требованиям безопасности возможно только в отношении транспортного средства, имеющего нанесённый организацией-изготовителем идентификационный номер, позволяющий его идентифицировать.
Судом установлено, что истец является собственником транспортного средства марки <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, двигатель <данные изъяты>, шасси <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, на основании договора купли-продажи от 20 июня 2012 года. Указанное транспортное средство зарегистрировано 26 июля 2012 года РЭО ГИБДД ГУ МО МВД России «Зейский.
Как следует из карточек учёта транспортного средства <данные изъяты>, 09 июня 2004 года МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО на данный автомобиль выдан дубликат ПТС <Номер обезличен> взамен ПТС <Номер обезличен>.
08 декабря 2009 года на основании заявления ФИО5 и заключения организации «ТЕСТ-МАШ» о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства исх №<Номер обезличен> от 26.11.2009 года МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО произведена регистрация – замена номерного агрегата, выдан СКТСТБ <Номер обезличен> от 01 декабря 2009 года.
07 мая 2011 года МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО на основании заявления собственника указанного автомобиля ФИО6 произведена регистрация постановки автомобиля на учет с выдачей государственных регистрационных знаков <данные изъяты>.
26 июля 2012 года МРЭО ГИБДД МО МВД России «Зейский» на основании заявления собственника указанного автомобиля Ши В. произведена регистрация постановки автомобиля на учет с выдачей государственных регистрационных знаков <данные изъяты>
13 августа 2013 года УМВД России по Еврейской автономной области на основании заключения по материалам проведённой служебной проверки законности совершения регистрационных действий в МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО на основании заключений не аккредитованной организации «ТЕСТ-МАШ» от 28 декабря 2012 года, произведено аннулирование регистрационных действий, в том числе, аннулирование регистрации транспортного средства, принадлежащего истцу, - автомобиля <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, двигатель <данные изъяты>, шасси <данные изъяты>.
Как следует из указанного заключения, в период с 21 апреля 2009 года по 14 сентября 2010 года неустановленным лицом от имени органа по сертификации продукции машиностроения «ТЕСТ-МАШ» незаконно были выданы 804 заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкции транспортных средств, на основании которых руководителем и должностными лицами ГИБДД УМВД России по ЕАО выдавались свидетельства о соответствии конструкции транспортных средств требованиям безопасности.
Согласно п.784 указанного заключения, основанием для внесения изменений в конструкцию транспортного средства истца послужило заключение о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства исх №<Номер обезличен> от 26.11.2009 года, начальником ГИБДД УВД по ЕАО выдано ССКТС <Номер обезличен> на автомобиль г/н <Номер обезличен> «<данные изъяты>», ПТС <Номер обезличен> от 09.06.2004 г, принадлежащий ФИО5, на котором 08.12.2009 г в МРЭО ГИБДД УВД по ЕАО произведено регистрационное действие - замена агрегатов.
Указанные обстоятельства также отражены в заключении служебной проверки о проведении дополнительной проверки по факту выдачи 804 свидетельств ССКТСТБ в МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО на основании заключений не аккредитованной организации «ТЕСТ-МАШ», утверждённом 31 октября 2013 года, на основании которого признаны недействительными и аннулирована выдача 804 свидетельств СКТСТБ, выданных в МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО на основании заключений не аккредитованной организацией «ТЕСТ-МАШ», в том числе СКТСТБ <Номер обезличен> на автомобиль г/н <Номер обезличен> «<данные изъяты>», ПТС <Номер обезличен> от 09.06.2004 г.
В обоснование исковых требований истец ссылается на срок давности 5 лет, предусмотренный абз.3 п.51 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утверждённых приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года №1001.
Так, в целях упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года было утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, предусматривающее, в том числе, требования к их оформлению, действовавшее на момент спорных правоотношений и утратившее силу с 01 января 2020 года).
Пунктом 6 Положения было установлено, что таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС (одобрения типа транспортного средства) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ (одобрения типа шасси).
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (п. 9 Положения).
Выданный паспорт признаётся недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными). При этом паспорт подлежит сдаче в указанное подразделение Госавтоинспекции. Несданные паспорта выставляются в розыск (пункт 72 Положения).
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД на период возникновения спорных правоотношений был установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утверждёнными приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 года №1001 (в ред. 29.08.2011).
Согласно п.3 указанных Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Пунктом 51 названных Правил предусмотрено, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств.
В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что изменения в конструкцию транспортного средства, принадлежащего истцу (замена номерных агрегатов) были внесены на основании свидетельства о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности (ССКТСТБ) <Номер обезличен> от 01 декабря 2009 года в МРЭО ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области, которое на основании заключения служебной проверки от 28 декабря 2012 года было признано недействительным и аннулировано 13 августа 2013 года, в связи с тем, что данное свидетельство было выдано не аккредитованной организацией «ТЕСТ-МАШ».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прекращение (аннулирование) регистрации в отношении транспортного средства, принадлежащего истцу, произошло в пределах 5-тилетнего срока с момента выдачи свидетельства (ССКТСТБ) <Номер обезличен> и признания его недействительным и аннулировании его выдачи, то есть в рассматриваемом случае указанный срок не истёк.
В соответствии с п.73 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 №1764, восстановление государственного учёта транспортного средства в случае признания действий, связанных со снятием транспортного средства с государственного учёта, незаконными или необоснованными осуществляется регистрационным подразделением, снявшим транспортное средство с государственного учёта, без представления документов, взимания государственной пошлины и проведения осмотра транспортного средства.
Суд, установив вышеуказанные обстоятельства, считает, что орган ГИБДД обоснованно аннулировал регистрацию транспортного средства, поскольку регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается, такое транспортное средство не могло и не может участвовать в дорожном движении, в связи с чем, действия регистрирующего органа по аннулированию регистрационных действий на транспортное средство, ССКТС на которое признано недействительным, являются законными.
Вместе с тем, суд отмечает, что аннулирование регистрации спорного транспортного средства не влечет прекращения права собственности истца на автомобиль, регистрационный учет может быть восстановлен при условии устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации. Таким образом, истец не лишен возможности вновь поставить на государственный учет принадлежащее ему транспортное средство после оформления надлежащего документа, подтверждающее проведение сертификации автомобиля и соответствия требованиям Технического регламента.
Поскольку доказательств соответствия транспортного средства требованиям Технического регламента истцом не представлено, действия органов ГИБДД по аннулированию регистрации транспортного средства признаны законными, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Ши В. к МО МВД России «Зейский» о восстановлении регистрационного учёта транспортного средства отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Мотивированное решение составлено 12 мая 2021 года.
Судья