РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2018 года Чапаевский городской суд Самарской области в составе:председательствующего судьи Законова М.Н.,при секретаре Сергеевой О.Е.,рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-72/2018 по административному исковому заявлению МИФНС России №16 по Самарской области к Герасимовой ФИО6 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> обратился в суд к Герасимовой ФИО7 с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 712 рублей, за 2014 год в размере 712 рублей, за 2013 год в размере 712 рублей, за 2012 год размере 623 рубля, пени в размере 325 рублей 06 копеек.
В обоснование административного иска налоговым органом указано на то, что административный ответчик Герасимова Г.П. является налогоплательщиком транспортного налога, поскольку на ее имя зарегистрировано транспортное средство ВАЗ 21124 Н757ВЕ63. Герасимовой Г.П. направлялись налоговые требования <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате транспортного налога в размере 712 рублей, пени в размере 73 рубля 67 копеек до <Дата обезличена>, требование <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате транспортного налога в размере 623 рубля и пени в размере 11 рублей 33 копейки в срок до <Дата обезличена>, требование <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате транспортного налога в размере 712 рублей и пени в размере 240 рублей 80 копеек, требование <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате транспортного налога в размере 712 рублей и пени в размере 15 рублей 66 копеек в срок до <Дата обезличена>.
В связи с неоплатой задолженности, налоговый орган обратился в суд с требованиями о взыскании с Герасимовой Г.П. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 712 рублей, за 2014 год в размере 712 рублей, за 2013 год в размере 712 рублей, за 2012 год размере 623 рубля, пени в размере 325 рублей 06 копеек.
Впоследствии административный истец отказался от исковых требований в части и просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 712 рублей, по транспортному налогу за 2014 год в размере 712 рублей, пени в размере 15 рублей 66 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца - налогового органа – не явился, извещался судом надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик – Герасимова Г.П. – в судебное заседание не явилась, извещалась судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие и просила суд применить срок исковой давности, предусмотренный нормами КАС РФ – 3 месяца на обращение в суд за защитой своих прав.
Статьей 289 КАС РФ предусмотрено, что неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка сторон не была признана судом обязательной, суд, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Разрешая заявленные административные требования, суд исходит из следующего.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что Герасимова Г.П. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в качестве налогоплательщика.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Судом установлено, что административный ответчик Герасимова Г.П. является налогоплательщиком транспортного налога, на ее имя зарегистрировано ТС ВАЗ 21124 Н757ВЕ61.
Из материалов дела следует, что Герасимовой Г.П. направлялись налоговые требования №88082 от 17.12.2014 года об уплате транспортного налога в размере 712 рублей, пени в размере 73 рубля 67 копеек до 02.03.2015 года, требование №82986 от 21.12.2013 года об уплате транспортного налога в размере 623 рубля и пени в размере 11 рублей 33 копейки в срок до 20.01.2014 года, требование №101072 от 01.11.2015 года об уплате транспортного налога в размере 712 рублей и пени в размере 240 рублей 80 копеек, требование №1331 от 06.02.2017 года об уплате транспортного налога в размере 712 рублей и пени в размере 15 рублей 66 копеек в срок до 03.04.2017 года.
В связи с неисполнением в установленные сроки требований налогового органа МИФНС №16 обратилась в суд к Герасимовой Г.П. с административным иском о взыскании задолженности по налогам и пени.
Определением Мирового судьи судебного участка №122 Самарской области от 15.06.2017 года был отменен судебный приказ о взыскании с Герасимовой Г.П. задолженности по уплате транспортного налога.
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требования об уплате транспортного налога за 2014 и 2015 г.г. административный ответчик не исполнил, обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в установленный срок не исполнено.
В соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
Административным ответчиком Герасимовой Г.П. не представлено доказательств уплаты транспортного налога и пени за спорный период.
Вместе с тем, административный ответчик просит применить срок исковой давности.
С учетом положений ст. 409 КАС РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, и налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Административным истцом заявлены требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы, то есть в пределах срока исковой давности, в связи с чем оснований его применения у суда не имеется.
Одновременно с этим, суд полагает ошибочными доводы административного ответчика о сроках обращения в суд и считает, что налоговым органом не пропущены установленные сроки, поскольку в соответствии со ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах, требование МИФНС России №16 Самарской области о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2014 и 2015 г. подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ и ст.333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление МИФНС России №16 по Самарской области к Герасимовой ФИО8 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
Взыскать с Герасимовой ФИО9 задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 712 рублей, за 2014 год в размере 712 рублей, пени в размере 15 рублей 66 копеек, а всего взыскать 1439 рублей 66 копеек.
Взыскать с Герасимовой ФИО10 в доход государства госпошлину в размере 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд <Адрес обезличен> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Чапаевского городского суда М.Н. Законов