Дело №2-714/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2013 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд в составе:
председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре Т.А.Савкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Короткова Е.А., Одинокова А.Г., Бигдана С.И. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Коротков Е.А., Одиноков А.Г., Бигдан С.И. обратились с исками по тем основаниям, что хх.хх.хх г. каждых из истцов обратился с заявлением в администрацию Прионежского муниципального района, в котором возражал против выделения земельного участка в аренду в кадастровом квартале №. Их заявления были рассмотрены на комиссии по контролю и эффективностью управления земельными ресурсами от хх.хх.хх г. В последующем хх.хх.хх г. истцы обратились с заявлениями в администрацию района, в котором каждый просил предварительно согласовать место размещения земельного участка площадью... га для использования его в рекреационных целях. хх.хх.хх г. администрация района, рассмотрев указанные заявления, отказала предварительно согласовать место размещения земельных участков со ссылкой на постановление администрации района № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и отказе в утверждении акта выбора земельного участка, о чем каждому из истцов было направлено письмо от хх.хх.хх г. (Короткову Е.А. за №, Одинокову А.Г. за №, Бигдану С.И. за №). Истцы считают данные им в указанных письмах отказы администрации района незаконными, так как постановление администрации района № обжаловано в суде. Также ответы администрации района не содержит оснований и ссылок на нормы закона, в соответствии с которыми истцам не может быть предварительно согласованы места размещения земельных участков. Истцы просят признать незаконным отказ решение ответчика от хх.хх.хх г. и обязать администрацию района рассмотреть заявление повторно в соответствии с нормами ст.ст. 29,31-34 Земельного кодекса РФ.
Определением Прионежского районного суда от хх.хх.хх г. указанные иски были объединены в одно производство.
Истцы в судебное заседание не явились, представитель истцов по доверенности Пасальский В.В., поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить. Считал, что в судебном заседание нашло свое подтверждение наличие возможности формирования на испрашиваемой территории земельных участков по всем имеющимся заявлениям.
Представитель администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия по доверенности Захаренкова И.А., возражала по заявленным требованиям, пояснила, что испрашиваемый истцами земельный участок ранее был испрошен Карпиным В.С. На основании судебного постановления на администрацию района возложена обязанность выполнить по заявлению Карпина В.С. действия, предусмотренные ст. 34 ЗК РФ. Формирование участков по заявлениям истцов в пределах территории, испрошенной Карпиным В.С. не представляется возможным.
Третье лицо Карпин В.С. не согласился с заявленными требованиями, считал, что все вопросы относительно испрашиваемой им и истцами территории уже рассмотрены судом, о чем имеются вступившие в законную силу судебные акты.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии со ст. 29 ЗК РФ органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися на территории Прионежского муниципального района, является администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.
Согласно положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Во исполнение названных положений Земельного кодекса РФ решением ХХХV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района № 13 от 02.04.2009 г. утверждено положение «О предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством».
Решением ХХVII сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района № 10 от 25.06.2009 года, решением ХVII сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района № 6 от 09.02.2012 года в указанное выше положение были внесены изменения.
Согласно указанному Положению предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством предоставляется гражданам в собственность или в аренду после осуществления процедуры выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедуры согласования в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (п.3.1, 3.2 Положения).
В силу п. 1.5 Положения предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется без проведения торгов в соответствии с нормами предоставления, установленными законодательством Республики Карелия.
Судом установлено, что истцы, каждый в отдельности хх.хх.хх г. обратились в администрацию района с заявлениями о предварительном согласовании места размещения земельного участка, расположенного в районе... , кадастровый квартал №, площадью... га, категория земель - земли поселений, для использования в рекреационных целях.
Указанные заявления были оставлены ответчиком без удовлетворения со ссылкой на то, что обозначенный заявителями на фрагменте кадастрового плана территории участок ранее был испрошен гражданином для рекреационных целей. Также было указано, что постановлением администрации района № от хх.хх.хх г. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой к акту о выборе земельного участка и отказе в утверждении акта о выборе земельного участка. С учетом данного постановления администрация района на невозможность осуществления выбора земельного участка по заявлениям истцов.
Судом также установлено, что решением Прионежского районного суда от хх.хх.хх г., вступившим в законную силу, хх.хх.хх г., признано незаконным постановление администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью... га, прилагаемой к акту о выборе земельного участка под рекреационные цели от хх.хх.хх г. и об отказе в утверждении акта о выборе земельного участка в кадастровом квартале № в... от хх.хх.хх г.; признано незаконным решение администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. № об оставлении без рассмотрения заявления Карпина В.С. от хх.хх.хх г. о технической ошибке расчета ориентировочной площади испрашиваемого земельного участка.
Судом на администрацию Прионежского муниципального района возложена обязанность выполнить действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ, определяющей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством в отношении земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № ориентировочной площадью... кв.м. по заявлению Карпина В.С. от хх.хх.хх г. с учетом заявления Карпина В.С. от хх.хх.хх г. о технической ошибке расчета ориентировочной площади испрашиваемого земельного участка.
В ходе рассмотрения данного дела было установлено, что истцы, каждый в отдельности хх.хх.хх г. обратились в администрацию района с заявлениями о предоставлении в аренду или в собственность земельных участков, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности земельным участкам, расположенным в кадастровом квартале № для благоустройства и озеленения.
Вместе с тем судом было установлено, что Карпин В.С. испрашивал земельный участок, имеющий одно и то же местоположение с участками, испрашиваемыми Коротковым Е.А., Одиноковым А.Г. и Бигданом С.И. При этом Карпин В.С. подал заявление в администрацию района первым (хх.хх.хх г. с уточнениям от хх.хх.хх г.).
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что хх.хх.хх г. Карпиным В.С. в администрацию района взамен ранее поданного заявления от хх.хх.хх г. подано заявление с просьбой, в связи с технической ошибкой расчета ориентировочной площади испрашиваемого земельного участка в заявлении от хх.хх.хх г., считать ориентировочную площадь испрашиваемого земельного участка в заявлении от хх.хх.хх г. равной... кв.м.
К указанному заявлению прилагалась схема с обозначением испрашиваемого Карпиным В.С. земельного участка.
Из указанной схемы и схем, приложенных к заявлениям истцов от хх.хх.хх г., усматривается, что истцами и третьим лицом испрашиваются земельные участки в одном и том же месте расположения.
Также установлено, что администрация района приступила к процедуре выбора земельного участка по заявлению Карпина В.С., о чем свидетельствует то обстоятельство, что администрацией района хх.хх.хх г. был направлен в Министерство культуры РК акт о выборе земельного участка под рекреационные цели в... от хх.хх.хх г. №, заказчик Карпин В.С., для согласования.
Таким образом, поскольку земельный участок, о предоставлении которых заявлено истцами ранее уже был испрошен иным лицом, по заявлению которого началась процедура выбора этого земельного участка, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные стороной истцов в ходе разбирательства дела о том, что площадь территории, на которой испрашиваются земельные участки позволяет разместить несколько участков; что истцами и третьим лицом испрашивается не один и тот же участок, в связи с чем по всем заявлениям возможно проведение процедуры выбора участков и заявления истцов должны быть повторно рассмотрены, суд находит необоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям земельного законодательства.
Из имеющихся в материалах дела схем следует, что истцы испросили тот же земельный участок, что и третье лицо. При этом действующий на момент подачи заинтересованными лицами заявлений порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предполагал возможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, исходя из очередности поступивших заявлений, которая определялась по дате регистрации соответствующих заявлений. Преимущественное право на испрашиваемый земельный участок при наличии на него нескольких заявлений имел гражданин, чье заявление зарегистрировано ранее. При этом возможность проведения аукциона в рамках процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством не была предусмотрена.
Таким образом, при установленных обстоятельствах правовые основания для возложения на администрацию района обязанности по выполнению действий, предусмотренных ст. 34 ЗК РФ, по заявлениям истцов до окончания рассмотрения заявления Карпина В.С. по существу, по мнению суда, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Короткова Е.А., Одинокова А.Г., Бигдана С.И. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение составлено 28 ноября 2013 года.