К делу №12-134/2020 (27RS0002-01-2020-000349-81)
РЕШЕНИЕ
г. Новороссийск 30 июня 2020 года
Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Чанов Г.М.,
при секретаре Селиховой И.В.,
с участием: заявителя Зиновьева Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе руководителя Новороссийского филиала ФГУП ГВСУ №7 Зиновьева Николая Сергеевича на постановление начальника 119 отдела ГАСН Туник С.С. № от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении Зиновьева Н.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – руководитель Новороссийского филиала ФГУП «Главное военно-строительное управление №7» Зиновьев Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Зиновьев Н.С. подал на него жалобу, в которой просит оспариваемое постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием события, состава административного правонарушения, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
В обоснование жалобы указано, что лицом, имеющим право на получение разрешения на строительство объекта капитального строительства, может являться только застройщик, которому на определенных правах принадлежит земельный участок, на котором ведется строительство. Действующим законодательством не предусмотрено, что в случае привлечения лица к осуществлению строительных работ обязанность по получению разрешения на строительство возлагается на это лицо. Между Государственным заказчиком (Министерство обороны РФ) и ФГУП «ГВСУ №7» (Генподрядчик) в целях выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт на выполнение полного комплекса работ по объекту: «Строительство и реконструкция аэродрома Степь», 1.2 этап 1-я очередь от ДД.ММ.ГГГГ. На основании п. 7.1.11 государственного контракта в обязанность государственного Заказчика, которым является Министерство обороны РФ, входит до начала производства строительно-монтажных работ передать Генподрядчику в установленном порядке на период строительства (реконструкции) объекта строительную площадку по Акту передачи строительной площадки, один экземпляр которого направляется Государственному заказчику в течение 3 дней со дня подписания, а также всю необходимую для строительства (реконструкции) объекта документацию (проектную документация, прошедшую государственную экспертизу, рабочую документацию, журнал производства работ, порубочный билет (в случае необходимости), технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство). Именно государственный заказчик является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ.
От представителя 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора поступил отзыв на жалобу, согласно которому жалоба является не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) от имени Российской Федерации, с одной стороны, и ФГУП «Главное военно-строительное управление №7 (Генподрядчик) заключили государственный контракт на выполнение полного комплекса работ по объекту: «Строительство и реконструкция аэродрома Степь», 1.2 этап 1-я очередь (шифр объекта П-28/13).
В соответствии с п. 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет разработку Проектной и Рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (возведение объекта «под ключ») (далее - Работы).
Согласно п. 2.2 Контракта Генподрядчик обязуется выполнить Работы в соответствии с условиями Контракта на свой риск собственными и (или) привлеченными силами и средствами.
В соответствии с п. 8.2.19 Контракта Генподрядчик обязан выполнить строительно-монтажные Работы в соответствии с Проектной и Рабочей документацией, условиями Контракта и требованиям нормативных документов в области строительства.
В соответствии с п. 8.2.34.2 Контракта Генподрядчик обязан обеспечить качество выполненных всех Работ в соответствии с требованиями качества, безопасности жизни и здоровья, а также иными требованиями сертификации, безопасности, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации и техническом регулировании, Проектной документацией, Рабочей документацией и условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта.
Согласно разделу 23 Контракта Генподрядчик обязан обеспечить строительство объектов 1-й очереди этапа 1.2 в составе комплексного здания с командно-диспетчерским пунктом.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что правонарушение обнаружено проведенной проверкой исполнения ФГУП «Главное военно-строительное управление №7» требований законодательства о градостроительной деятельности.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.
Приказом Генерального директора ФГУП «ГВСУ№7» №/д от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переименованием Новороссийского филиала ФГУП «ГУ СДА» Минобороны России в Новороссийский филиал ФГУП «ГВСУ№7» утверждено Положение о Новороссийском филиале ФГУП «ГВСУ№7».
Согласно п. 3.3 приоритетным направлением деятельности Новороссийского филиала ФГУП «ГВСУ№7» являются: строительство объектов социального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, войсковых частей.
На основании приказа Генерального директора ФГУП «ГВСУ№7» №-о/д от ДД.ММ.ГГГГ Новороссийский филиал ФГУП «Главное военно-строительное управление №7» назначен головным исполнителем строительно-монтажных работ по объекту «Строительство и реконструкция аэродрома Степь», 1.2 этап 1-я очередь (шифр объекта П-28/13).
Согласно приказу Генерального директора ФГУП «ГВСУ№7» руководителю Новороссийского филиала (ответчику) необходимо с ДД.ММ.ГГГГ приступить к выполнению строительно-монтажных работ на объекте, а именно комплексного здания с командно-диспетчерским пунктом.
Приказом Генерального директора ФГУП «ГВСУ№7» от ДД.ММ.ГГГГ №-м Зиновьев Н.С. назначен на должность руководителя Новороссийского филиала ФГУП «ГВСУ№7» с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 7.1 должностной инструкции руководитель филиала несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, определенных настоящей должностной инструкцией.
Согласно п.п. 4.12, 4.15 должностной инструкции в обязанности руководителя филиала входит обеспечение строгого соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации, государственных стандартов, отраслевых правил и норм; осуществление контроля за организацией строительства надлежащего качества.
В своей жалобе Зиновьев Н.С. ссылается на то, что правом на обращение в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство обладает только застройщик. Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, материалов административного дела и постановления по делу об административном правонарушении Зиновьеву Н.С. не вменятся неполучение разрешения на строительство и не возлагается обязанность по его получению. Ответчику вменено осуществление строительства объекта капитального строительства без разрешения на строительство.
Положения ст.51, 52 Градостроительного кодекса РФ устанавливают обязанность лица, непосредственно осуществляющего строительство иметь разрешение на строительство до его начала. При таких обстоятельствах, лицо, осуществляющее строительство, обязано удостовериться в наличии разрешения на строительство до начала его осуществления. Непринятие данных мер, осуществление строительства без разрешения, свидетельствует о недобросовестности лица, осуществляющего строительство, создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, угрозу причинения вреда окружающей среде и влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Зиновьев Н.С. является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, в действиях ответчика усматривается состав вменяемого административного правонарушения. У Зиновьева Н.С. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина должностного лица - Новороссийского филиала ФГУП «ГВСУ№7» Зиновьева Н.С. заключается в организации им строительства комплексного здания с командно - диспетчерским пунктом без соответствующего разрешения на строительство. Как усматривается из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, Зиновьев Н.С. вину в совершении административного правонарушения признал. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностное лицо, рассматривающее дело, пришло к выводу о необходимости назначения наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, в размере 20 000 рублей, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, не усматривается, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению требований законодательства, в том числе ч. 2 ст. 51 ГрК РФ.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал, жалобу просил удовлетворить, оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель заинтересованного лица – 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора, а также Врио военного прокурора Борзинского гарнизона в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Обсудив жалобу, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. Врио военного прокурора Борзинского гарнизона возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Согласно государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) от имени Российской Федерации, с одной стороны, и ФГУП «Главное военно-строительное управление №7 (Генподрядчик) заключили государственный контракт на выполнение полного комплекса работ по объекту: «Строительство и реконструкция аэродрома Степь», 1.2 этап 1-я очередь (шифр объекта П-28/13).
В соответствии с п. 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет разработку Проектной и Рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (возведение объекта «под ключ») (далее - Работы).
Согласно п. 2.2 Контракта Генподрядчик обязуется выполнить Работы в соответствии с условиями Контракта на свой риск собственными и (или) привлеченными силами и средствами.
В соответствии с п. 8.2.19 Контракта Генподрядчик обязан выполнить строительно-монтажные Работы в соответствии с Проектной и Рабочей документацией, условиями Контракта и требованиям нормативных документов в области строительства.
В соответствии с п. 8.2.34.2 Контракта Генподрядчик обязан обеспечить качество выполненных всех Работ в соответствии с требованиями качества, безопасности жизни и здоровья, а также иными требованиями сертификации, безопасности, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации и техническом регулировании, Проектной документацией, Рабочей документацией и условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта.
Согласно разделу 23 Контракта Генподрядчик обязан обеспечить строительство объектов 1-й очереди этапа 1.2 в составе комплексного здания с командно-диспетчерским пунктом.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что правонарушение обнаружено проведенной проверкой исполнения ФГУП «Главное военно-строительное управление №7» требований законодательства о градостроительной деятельности.
Приказом Генерального директора ФГУП «ГВСУ№7» №/д от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переименованием Новороссийского филиала ФГУП «ГУ СДА» Минобороны России в Новороссийский филиал ФГУП «ГВСУ№7» утверждено Положение о Новороссийском филиале ФГУП «ГВСУ№7».
Согласно п. 3.3 приоритетным направлением деятельности Новороссийского филиала ФГУП «ГВСУ№7» являются: строительство объектов социального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, войсковых частей.
На основании приказа Генерального директора ФГУП «ГВСУ№7» №-о/д от ДД.ММ.ГГГГ Новороссийский филиал ФГУП «Главное военно-строительное управление №7» назначен головным исполнителем строительно-монтажных работ по объекту «Строительство и реконструкция аэродрома Степь», 1.2 этап 1-я очередь (шифр объекта П-28/13).
Согласно приказу Генерального директора ФГУП «ГВСУ№7» руководителю Новороссийского филиала (ответчику) необходимо с ДД.ММ.ГГГГ приступить к выполнению строительно-монтажных работ на объекте, а именно комплексного здания с командно-диспетчерским пунктом.
Приказом Генерального директора ФГУП «ГВСУ№7» от ДД.ММ.ГГГГ №-м Зиновьев Н.С. назначен на должность руководителя Новороссийского филиала ФГУП «ГВСУ№7» с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 7.1 должностной инструкции руководитель филиала несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, определенных настоящей должностной инструкцией.
Согласно п.п. 4.12, 4.15 должностной инструкции в обязанности руководителя филиала входит обеспечение строгого соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации, государственных стандартов, отраслевых правил и норм; осуществление контроля за организацией строительства надлежащего качества.
В соответствии с ч.1 ст.9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 52 Градостроительного кодекса осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства может не только сам застройщик (технический заказчик), но и привлекаемое им на основании договора физическое или юридическое лицо, которому должно быть передано разрешение на строительство.
Согласно ч.6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Исходя из ч.ч. 1,2,4,5 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, может быть не только застройщик (технический заказчик), но и лицо, осуществляющее строительство, подрядчик.
При таких обстоятельствах, к доводу заявителя о том, что он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, следует отнестись критически.
По результатам проверки, проведенной военной прокуратурой Борзинского гарнизона совместно со 119 отделом государственного архитектурно-строительного надзора установлено, что в период с конца ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на объекте сотрудниками Новороссийского филиала ГВСУ №7 велись строительно-монтажные работы без соответствующего разрешения на строительство.
Установленное нарушение послужило основанием для возбуждения в отношении должностного лица Зиновьева Н.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами в их совокупности, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод начальника 119 отдела ГАСН о совершении Зиновьевым Н.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Зиновьеву Н.С. в пределах санкции части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо нарушений при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, влекущих отмену либо изменение оспариваемого постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника 119 отдела ГАСН Туник С.С. № от ДД.ММ.ГГГГ., которым должностное лицо – Зиновьев Николай Сергеевич привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу должностного лица – Зиновьева Николая Сергеевича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии.
Судья Г.М. Чанов