Дело № 1-108
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
с. Завьялово 31 августа 2017 года
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Метелягина Д.А., при секретаре судебного заседания Самариной Е.Ю., с участием:
государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Завьяловского района УР Гулящих О.А.,
подсудимого Негматова И.И., его защитника – адвоката Галимовой Э.М.,
переводчика Муртозаева А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Негматова И.И., <данные изъяты>, ранее судимого:
приговором Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 п. «б» ч. 3 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ, к 11 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, имеющего неотбытую часть наказания в виде 27 дней 5 месяцев 7 лет лишения свободы,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 207 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Негматов И.И. сделал заведомо ложное сообщение об акте терроризма при следующих обстоятельствах.
09 октября 2016 года, в период времени с 10 часов 03 минут по 10 часов 49 минут, у Негматова И.И., находившегося по месту отбывания им наказания в ФКУ ИК№ УФСИН России по УР по адресу: <адрес>, с целью привлечения к себе внимания сотрудников правоохранительных органов, возник преступный умысел, направленный на заведомо ложное сообщение о готовящееся взрыве и нарушение общественного порядка, а именно введение в заблуждение сотрудников полиции <адрес> и <адрес>, связанное с готовящемся взрывом на территории школы полиции на территории <адрес>.
Реализуя свои преступные намерения, 09 октября 2016 года с 10 часов 03 минут по 10 часов 49 минут, Негматов И.И., находясь по месту отбытия наказания в ФКУ ИК№ УФСИН России по УР по адресу: УР, <адрес>, воспользовавшись мобильным телефоном с абонентским номером №, позвонил оператору «02» в отдел полиции № Управления министерства внутренних дел по <адрес> УР, и, действуя умышленно, изложив заведомо ложные анкетные данные, представившись Х.Б.Х., чем скрыл свои личные данные, осознавая что передаваемые им сведения не соответствуют действительности, сообщил оператору «02» заведомо ложные сведения о готовящемся взрыве, а именно то, что работая таксистом, посадил в автомобиль такси трех неизвестных лиц, от которых узнал о готовящемся взрыве на территории школы полиции на территории <адрес>, создающем опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба.
Данное сообщение было зарегистрировано в книге учета преступлений и сообщений Отдела полиции № Управления министерства внутренних дел по <адрес> УР, воспринято реально. После чего сотрудники полиции обследовали территорию <данные изъяты>, расположенную по адресу<адрес> территорию <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, а также территорию <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, территорию <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, территорию средней общеобразовательной школы №, расположенной по адресу: <адрес>. Принятыми мерами безопасности взрывные устройства обнаружены не были, что указало на ложность сообщения о готовящемся взрыве, заявленного Негматовым И.И.
В судебном заседании подсудимый Негматов И.И. вину в совершенном преступлении признал и показал, что в связи с его обращением в правоохранительные органы по поводу совершения рядом осужденных на территории исправительного учреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, у него осужденные начали вымогать крупную денежную сумму, в связи с чем на протяжении нескольких лет он подвергался психическому и физическому насилию со стороны осужденных. По этому поводу он многократно обращался в разные инстанции. Ввиду данных конфликтных ситуаций он дважды переводился в другие исправительные учреждения: из ИК№ в ИК-№, а затем из ИК№ в ИК№ УФСИН России по УР, однако и в ИК-№ с него продолжили вымогать денежные средства, установив ему последний срок оплаты 10 октября 2016 года. Не имея возможности выплатить данные денежные средства, находясь в безвыходном положении, в октябре 2016 года он обращался к сотрудникам исправительного учреждения с просьбами «закрыть» его в изолированное помещение – в штрафной изолятор, на что получил отказ. Тогда он решил совершить какое-либо нарушение режима, а также привлечь внимание правоохранительных органов к своей проблеме, после чего при указанных в предъявленном обвинении обстоятельствах 09 октября 2016 года находясь в ИК№ УФСИН России по УР с мобильного телефона, который ему передал другой осужденный, он позвонил в полицию, представился таксистом с вымышленным именем Х.Б.Х., и рассказал что якобы подвозил мужчин-террористов, у которых были при себе сумка с проводами, боевым автоматом и пистолетами, и что они, общаясь между собой, говорили о готовящемся взрыве в <данные изъяты>
Показания подсудимого являются достоверными, поскольку нашли свое полное подтверждение материалами уголовного дела и другими исследованными судом доказательствами.
Как следует из рапорта оперативного дежурного отдела полиции № Управления МВД России по <адрес> 09 октября 2016 года в 10 часов 49 минут от оператора «02» в дежурную часть ОП № УМВД России по <адрес> от неустановленного лица, представившегося Х.Б.Х., 1975 года рождения, по телефону поступило сообщение о готовящемся взрыве в <данные изъяты> в <адрес> края /том 1 л.д. 14/.
В ходе проверки данного сообщения сотрудниками полиции согласно материалам настоящего дела осуществлялось обследование территории <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, средней общеобразовательной школы №, в ходе которого взрывные устройства обнаружены не были.
Из содержания имеющихся в материалах уголовного дела аудиозаписей данных телефонных разговоров лица, представившегося Х.Б.Х., и сотрудников полиции, следует, что мужчина, представившийся данным именем, сообщил о том, что на автомобиле такси он подвозил неизвестных ему лиц, назвав их террористами, до <адрес>, видел у них оружие и узнал от них, что в течение 2 дней они собираются произвести взрывы <данные изъяты> /том № 1 л.д. 175-182/.
Мобильный телефон и СИМ-карта, с использованием которых осуществлен данный звонок, как следует из акта /том 1 л.д. 32/, обнаружен внутри матраца Негматова И.И. в помещении отряда для осужденных.
Голос и речь данного мужчины принадлежит, как следует из заключения проведенной по делу фоноскопической судебной экспертизы /том № 1 л.д. 193-207/, Негматову И.И..
Основываясь на изложенных представленных суду доказательствах, суд полагает, что их совокупность является достаточной для вывода о виновности Негматова И.И. в совершении данного преступления.
Оценивая доводы Негматова И.И. о мотивах совершения им данного преступления суд приходит к следующему.
Как следует из копий обращений Негматова И.И. и ответов на них /том № 1 л.д. 129-140/, в период с 2015 года Негматов И.И. неоднократно обращался в правоохранительные органы с заявлениями о совершении в отношении него вымогательства денежных средств осужденными, отбывающими совместно с ним наказание.
Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля Ф.Л.А., осуществлявшей общественную деятельность в сфере защиты прав осужденных, в этот же период времени она оказывала помощь Негматову И.И. по его жалобам о вымогательстве у него денежных средств и избиении Негматова И.И. другими осужденными, в связи с чем Негматов И.И. дважды переводился в другие исправительные учреждения в пределах Удмуртской Республики.
О жалобах Негматова И.И. указанного характера сообщил также свидетель Колосов О.В., занимающий должность старшего оперуполномоченного ФКУ ИК№ УФСИН России по УР.
В этой связи указанные подсудимым причины совершения данного преступления и мотивы, которые побудили его к совершению данного преступления, суд оценивает как достоверные и учитывает их при определении наказания.
Тем не менее, указанные мотивы действий подсудимого не устраняют опасность совершенного им преступления в сфере общественной безопасности и не исключают уголовную ответственность Негматова И.И. за содеянное.
Действия Негматова И.И. не могут рассматриваться как совершенные в условиях крайней необходимости, поскольку заведомо ложное сообщение об акте терроризма не являлось единственным средством устранения опасности, которая в свою очередь являлась лишь возможной и вероятной.
Действия подсудимого таким образом суд квалифицирует по ч. 1 ст. 207 УК РФ как заведомо ложное сообщение об акте терроризма, то есть заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, создающем опасность гибели людей и причинения значительного имущественного ущерба.
Оснований сомневаться в возможности подсудимого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а равно руководить ими, с учетом данных о его личности, его поведения как во время совершения преступления, так и после, не имеется.
Суд не усматривает оснований для освобождения подсудимого от уголовной ответственности и от наказания.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, влияние назначенного наказания на его исправление.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает наличие у подсудимого малолетних детей, а также на основании ч. 2 ст. 61 УК РФ его состояние здоровья.
В качестве отягчающего наказание обстоятельства суд учитывает наличие в действиях Негматова И.И. рецидива преступлений, в связи с чем при назначении наказания руководствуется требованиями ч. 2 ст. 68 УК РФ.
Совершенное подсудимым преступление относится к категории небольшой тяжести.
С учетом обстоятельств совершения данного преступления – его мотивов, суд оснований для назначения строгого наказания не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Негматова И.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 207 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 1 года лишения свободы.
По совокупности приговоров на основании ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания, назначенного приговором Индустриального районного суда г. Перми от 14 октября 2014 года, окончательно назначить Негматову И.И. наказание в виде 7 лет 7 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислять с 31 августа 2017 года.
Меру пресечения осужденному до вступления приговора в законную силу избрать в виде заключения под стражу.
Вещественные доказательства: мобильный телефон, 2 сим-карты, 3 оптических диска уничтожить.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
Ходатайство осужденного об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции в силу ч. 3 ст. 389.6 УПК РФ должно содержаться в тексте его апелляционной жалобы, либо в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.
Судья Д.А. Метелягин