Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-11/2018 (2-2378/2017;) ~ М-2152/2017 от 21.08.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2018 года                                                                           <адрес>

Волжский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Свиридовой О.А.

при секретаре Баландиной М.Е.

с участием помощника прокурора <адрес> Цыгановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Митину А. Н., Митиной С. Н., ФИО 1, ФИО 2 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение, встречному исковому заявлению Митина А. Н., Митиной С. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2 к Министерству Обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, обязании восстановить в реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к ответчикам о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение, мотивируя свои требования тем, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, было предоставлено Митину А.Н. и членам его семьи на период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ. В результате установления отсутствия законных оснований на проживание в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков направлено уведомление о добровольном освобождении занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,данное уведомление было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ. На добровольное освобождение указанного жилого помещения ответчикам был дан месяц. В связи с не предоставлением необходимых документов, либо иных доказательств подтверждающих законность оснований для проживания в занимаемом жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование с целью установления фактического проживания граждан в жилом помещении, по результатам которого составлен акт, в котором отражено, что жилое помещение по адресу: <адрес> занято Митиным А.Н. и членами его семьи. Указанное жилое помещение было предоставлено заместителю командира по воспитательной работе отдельного радиорелейно-кабельного батальона Митину С.Н., уволенному по п.п. «б» п.1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока контракта о прохождении военной службы. Митин С.Н. исключен из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения в соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. . Общая продолжительность военной службы в ВС РФ составляет в календарном исчислении 15 лет 11 месяцев, в льготном 20 лет 11 месяцев. Прав на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации военнослужащий не приобрел. Спорное жилое помещение из служебного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации было предоставлено Митину А.Н. временно, в настоящее время, ни он, ни члены его семьи не проходят военную службу, не состоят в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, таким образом, не имею законных снований для пользования спорным жилым помещением, в виду чего, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, снятию с регистрационного учета и обязаны сдать занимаемое жилое помещение в установленном порядке.

Митин А.Н., Митина С.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 1 обратились в суд со встречным иском к Министерству Обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, обязании восстановить в реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований на то, что контракт о прохождении военной службы Митин А.Н. заключил до 1998 года, а именно ДД.ММ.ГГГГ., он и члены его семьи в установленном законом порядке были поставлены и состояли в очереди на предоставление постоянного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, сняты с очереди в связи с получением служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается данными КЭЧ района. Поскольку Митин А.Н. заключил контракт о прохождении военной службы до 1998 года и состоял на учете для получения жилых помещений по договору социального найма, то в соответствии с действующим законодательством при обеспечении его служебными жилым помещением должен был остаться на указанном учете. Митин А.Н. обладал правом на получение жилого помещения для постоянного проживания, т.е. по договору социального найма, в период военной службы по истечении ее первых пяти лет, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ, он относился к категории военнослужащих, которым гарантируется право на предоставление жилых помещений по договору социального найма. Для военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, сохраняется возможность обеспечения жилыми помещениями из фондов социального использования по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации, в связи с изложенным, Митин А.Н. проходивший службу в закрытом военном городке, после предоставления служебного жилого помещения не может считаться обеспеченным жилым помещением и имеются все основания для оставления его в списках.

Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство, согласно которому, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, по основаниям, в иске изложенным.

Ответчик Митин А.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще.

Представитель ответчика Митина А.Н. исковые требования не признала, встречные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Ответчик Митина С.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 1 в судебное заседание не явилась о времени и месте слушания дела извещена надлежаще.

Некуш К.Б., действующая в качестве представителя третьего лица ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», а также представителя третьего лица 1 отдела (город Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель третьего лица ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором заявленные требования просил удовлетворить, а также провести судебное разбирательство в его отсутствие.

Выслушав явившихся лиц, заключение помощника прокурора Волжского района Самарской области Цыгановой Е.А., полагавшей, исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что <адрес> включена в число служебной жилой площади и в реестр федерального имущества.

В связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ по контракту Митин А.Н. совместно с членами семьи Митиной С.Н., Д.А., Д.А. приобрел право на проживание в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ему <данные изъяты> был выдан служебный ордер .

Согласно выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. майор Митин А.Н. уволен с военной службы приказом командующего 2 гвардейской общевойсковой армии от ДД.ММ.ГГГГ. с зачислением в запас по п.п. «б» п.1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока контракта о прохождении военной службы. Исключен из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения. Общая продолжительность военной службы в ВС РФ составляет в календарном исчислении 15 лет 11 месяцев, в льготном 20 лет 11 месяцев.

Согласно ст.ст. 93, 99 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны РФ, предоставляются военнослужащим, как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям.

Согласно п. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ и т.д.

Помимо иных оснований, в соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ст. 101 ЖК РФ, договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.

Аналогичные положения содержались и в ст.ст. 105, 107 ЖК РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения Митину С.Н.

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время Митин С.Н. не проходит действительную военную службу, с момента увольнения с военной службы утратил право пользования спорным жилым помещением, и не имеет права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.

Судом установлено, что до настоящего времени ответчики из спорной квартиры не выехали, квартиру не сдали, что сторонами не оспаривалось, и подтверждается актом установления фактического проживания граждан в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статья 13 указанного Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, при одновременном наличии следующих условий: указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР; такой статус указанные лица должны были приобрести до ДД.ММ.ГГГГ; эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете как на момент принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на момент разрешения спора в суде.

При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность
выселения граждан из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 Жилищного
кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

Вопреки указанным требованиям, ответчиками не представлено каких-либо допустимых доказательств отнесения их к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации к категории лиц, указанных в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР.

Исходя из норм материального права, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от прав самого нанимателя, в связи с чем, у членов семьи нанимателя, самостоятельного права пользования спорной квартирой не возникло.

Тот факт, что ответчики иным жилым помещением не обеспечены, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований Министерства обороны Российской Федерации.

В адрес ответчиков 1 отделом (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ было направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения, которое до настоящего времени не исполнено.

Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчики не имеют права пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, поскольку ответчики утратили его с момента увольнения Митина С.Н. с военной службы.

В соответствии с п. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Как следует из положений ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст. 102 Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

На основании вышеуказанных установленных по делу обстоятельств, а также перечисленных правовых норм, ответчики подлежат выселению из спорного жилого помещения.

Также в соответствии с п. п. 3, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ N 713 от ДД.ММ.ГГГГ) ответчики подлежат снятию с регистрационного учета по данному адресу.

На основании изложенного также являются обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика Митина С.Н. обязанности сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ».

Как уже указывалось выше, судом установлено, что спорное жилое помещение принадлежит к специализированному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации. При этом Министерство обороны РФ самостоятельно распоряжением специализированным жилищным фондом не осуществляет, а именно таковые функции возложены на соответствующие казенный учреждения, такие как ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, 1-й отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, как на учреждения, созданные для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а так же контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ.

Таким образом, решения о признании права на обеспечение жилым помещением, восстановлении в реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения принимается именно этим учреждением.

Исходя из указанных положений, Министерство обороны РФ не может являться по данному делу надлежащим ответчиком.

Обращение с иском не к тому лицу, которое должно по нему отвечать, то есть к ненадлежащему ответчику, является основанием для отказа в его удовлетворении.

Данная позиция нашла свое отражение в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", согласно которой, если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил ст. 41 ГПК РФ может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску.

В рамках рассмотрения данного гражданского дела судом выносился на обсуждение вопрос о замене ответчика, привлечении соответчика, однако истцы настаивали на рассмотрении дела по предъявленному встречному иску.

С учетом изложенного, встречные исковые требования Митина А.Н., С.Н., Д.А., Д.А. суд находит не подлежащими удовлетворению.

При этом истцы не лишены возможности на обращение в суд с самостоятельным иском к вышеназванным учреждениям в случае наличия такой необходимости в защите нарушенных прав.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ.

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации.

Прекратить право пользования Митина А. Н., Митиной С. Н., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2, служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> путём выселения их из данного служебного жилого помещения.

Данное решение является основанием для снятия Митина А. Н., Митиной С. Н., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2 с регистрационного учёта по адресу: <адрес>.

Обязать Митина А. Н. сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09.02.2018 года.

Судья                                                            О.А.Свиридова

2-11/2018 (2-2378/2017;) ~ М-2152/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство обороны РФ
Прокурор Волжского района Самарской области
Ответчики
Митин Д.А.
Митина Д.А.
Митин А.Н.
Митина С.Н.
Другие
Начальник 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обоеспечения" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Приволско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Свиридова О. А.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
21.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2017Передача материалов судье
25.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.09.2017Предварительное судебное заседание
11.10.2017Судебное заседание
02.11.2017Судебное заседание
11.12.2017Судебное заседание
10.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Судебное заседание
12.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2018Дело оформлено
15.08.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.08.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.08.2019Судебное заседание
06.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
28.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее