Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-243/2019 ~ М-300/2019 от 05.09.2019

дело № 2-243/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 ноября 2019 года           г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И, при секретаре Бессольцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, Крутову Е.А. о признании постановления главы администрации МО «Сенгилееский район» незаконным и о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

Требования мотивированы тем, что постановлением главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области № 332-П от 30.05.2019 года ответчику Крутову Е.А.представлен в собственность за плату земельный участок площадью 1307 кв.м. с кадастровым номером 73:14:010901:566 по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области (продавец) и Крутовым Е.А. (покупатель) заключен договор купли – продажи вышеуказанного земельного участка.

Вместе с тем, вышеуказанный участок зарегистрирован в государственном лесном реестре и относится к землям лесного фонда. Ранее данный лесной участок был предоставлен Крутову Е.А. в аренду.

Кроме того, названый участок находится в границах села Смородино, которое входит в состав МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, но в нарушение требований действующего законодательства генеральный план данного муниципального образования с компетентным федеральным органом не был согласован.

Поскольку спорный участок входит в состав земель лесного фонда и относиться к федеральной собственности, то он не мог быть продан администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области ответчику Крутову Е.А.

В связи с этим прокурор просит суд:

1) признать постановление главы администрации МО «Сенгилеевский район Ульяновской области» № 332-П от 30.05.2019 года «О предоставлении Крутову Е.А. земельного участка, государственная собственность на которую не разграничена, в собственность за плату» незаконным;

2) признать недействительным заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и Крутовым Е.А. договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 1307 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>;

3) направить вступившее в законную силу решение суда в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по <адрес> для исключения из ЕГРН сведения о правах и характеристиках участка.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ суд привлек к участию в деле в качестве ответчика администрацию МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

В судебном заседании помощник прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Луговой А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, доводы привел в целом аналогичные тем, что изложены в иске.

Ответчик Крутов Е.А., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В судебном заседании представители ответчика Крутова Е.А. – Паспекова Н.С. и Бондина И.Е., представитель администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по доверенности Назаров А.В., руководитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Золотов О.Н. исковые требования истца не признали, полагали, что категория спорного земельного участка была изменена, поскольку данный участок относится к землям населенных пунктов, а поэтому администрация муниципального образования вправе была отчуждать этот участок.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства природы и цикличной экономики по доверенности Давыдов И.Н. исковые требования прокурора поддержал, поскольку спорный участок входит в состав Сенгилеевского лесничества и относится к землям лесного фонда.

Ответчик администрация МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по Ульяновской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Департамент лесного хозяйства по приволжскому Федеральному округу, Департамент лесного хозяйства Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц участвующих в деле, свидетеля Дивеева В.П., изучив письменные материалы настоящего дела, а также материалы Правил землепользования и застройки МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, картографические материалы Генерального плана МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В силу пунктов 1 и 2 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

Таким образом, из системного толкования вышеназванных норм материального права следует, что полномочиями по распоряжению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципальных районов.

В данном случае полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории с. Смородино, входящего в состав МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, обладает один из ответчиков, а именно администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации МО «Сенгилеевский район Ульяновской области» № 332-П от 30.05.2019 года ответчику Крутову Е.А.представлен в собственность за плату земельный участок площадью 1307 кв.м. с кадастровым номером 73:14:010901:566 по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области (продавец) и Крутовым Е.А. (покупатель) заключен договор купли – продажи вышеуказанного земельного участка.

Право собственности ответчика Крутова Е.А. на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законе порядке.

Между тем, суд считает, что администрация МО «Сенгилеевский район Ульяновской области» не вправе была распоряжаться данным земельным участком.

Так, согласно пп. 5 п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, к одной из которых отнесены земли лесного фонда.

К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством (п. 1 ст. 101 ЗК РФ).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

В ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

В пункте 2.1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан.

При этом, в силу п. 4 ст. 6.1 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Статья 92 ЛК РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (ч. 6 ст. 47 ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок площадью 1307 кв.м. с кадастровым номером 73:14:010901:566 находится в квартале 19 выдел 35 Смородинского участкового лесничества, о чем имеется запись в государственном лесном реестре.

Таким образом, спорный участок является лесным участком, который находится в составе земель лесного фонда.

О данных обстоятельствах было известно ответчику Крутову Е.А., поскольку ранее вышеуказанный лесной участок предоставлялся ему в аренду уполномоченным органом и в связи с этим был учтен в государственном лесном реестре.

Поскольку спорный участок находится на территории, занятой лесом в границах квартала 19 выдела 35 Смородинского участкового лесничества, в отношении него осуществлён государственный кадастровый учет в лесном реестре, то он (участок) является находящимся в федеральной собственности лесным участком, а поэтому в силу вышеприведенных требований действующего законодательства не мог быть передан в собственность Крутову Е.А. и администрация МО «Сенгилеевский район Ульяновской области» не имела полномочий по распоряжению им.

Что касается доводов представителей ответчиков.

Действительно, действующее законодательство не запрещает передачу лесного участка в собственность после его перевода из состава земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном законом порядке.

Так, из материалов дела следует, что в ЕГРН о спорном земельном участке содержатся следующие сведения: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства.

Между тем, перевод земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством РФ (ч. 1 ст. 8 ЗК РФ).

Поскольку осуществление перевода земель лесного фонда в земли других категорий влечет изменение правового режима использования земель (эксплуатации, оборота, охраны), законодателем установлены определенные особенности правового регулирования рассматриваемой процедуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: 1) организации особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения границы населенного пункта; 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; 4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 48 утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.

Однако, каких – либо доказательств того, что спорный земельный участок переведен в установленном законе порядке в иную категорию, такую как земли населенных пунктов, материалы дела не содержат.

Более чем очевидно, что имеющееся в материалах дела заключение главы администрации МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области о возможности и целесообразности изменения категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером расположенного в квартале 19 выдел 35 Смородинского участкового лесничества, не является документом, подтверждающим перевод земель лесного фонда в иную категорию.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 83 ЛК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен ст. 84 ЗК РФ.

Статья 8 ЗК РФ устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.

Следовательно, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице Рослесхоза.

Согласно генерального плана МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, утвержденного решением Совета депутатов «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области от 26.08.2012 года, спорный участок находятся в границах данного муниципального образования.

Однако, каких – либо документов, подтверждающих согласование перевода данного участка в другую категорию с Рослесхозом, ни администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, ни администрацией МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, представлено не было.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что категория спорного участка не была измена в установленном законе порядке,

Поэтому доводы ответчиков о том, что категория спорного земельного участка была изменена и данный участок по разным причинам относится к землям населенных пунктов и подлежит исключению из земель лесного фонда, несостоятельны и в силу вышеуказанных обстоятельств противоречат действующему законодательству.

В рассматриваемом случае, спорный земельный участок как относился, так и относится к землям лесного фонда.

Нахождение земель лесного фонда на территории поселения не противоречит требованиям ни земельного, ни лесного законодательства и не приводит к изменению федеральной собственности.

Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

Соответственно, если орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в собственность участок из земель лесного фонда, то такая сделка в силу вышеуказанных норм материального права является недействительной (ничтожной), поскольку противоречит требованиям ст. ст. 9, 27 ЗК РФ, ст. 8 ЛК РФ, ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Поскольку администрация МО «Сенгилеевский район Ульяновской области» не вправе была распоряжаться землями лесного фонда, которые ограничены в обороте в силу пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК и не подлежат передачи в собственность гражданам, то заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и Крутовым Е.А. договор купли – продажи спорного земельного участка является ничтожной сделкой в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ,

Продажа спорного участка в частную собственность безусловно нарушает права Российской Федерации и посягает на публичные интересы неограниченного круга лиц.

Поскольку рассматриваемая сделка является недействительной, то имеются правовые основания для применении последствий недействительности сделки в виде возврата Крутову Е. А. уплаченных за вышеуказанный земельный участок денежных средств в размере 4305,25 руб. и исключения из ЕГРН сведений о регистрации права собственности Крутова Е.А. на спорный участок.

Кроме того, в силу вышеуказанных обстоятельств, имеются правовые основания для признания постановления главы администрации МО «Сенгилеевский район Ульяновской области» № 332-П от 30.05.2019 года о предоставлении Крутову Е.А. спорного земельного участка незаконным.

При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, Крутову ЕА. о признании постановления главы администрации МО «Сенгилееский район» незаконным и о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области № 332-П от 30.05.2019 года «О предоставлении Крутову Е.А. земельного участка, государственная собственность на которую не разграничена, в собственность за плату».

Признать недействительным заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и Крутовым Е.А. договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 1307 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. Смородино, ул. Полевая, 7.

Возвратить Крутову Е.А. уплаченные за вышеуказанный земельный участок денежные средства в размере 4305,25 руб.

Исключить из ЕГРН сведения о регистрации права собственности Крутова Е.А. на земельный участок площадью 1307 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца.

Судья      М.И. Шлейкин

2-243/2019 ~ М-300/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области
Крутов Е.А.
Другие
Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области
Департамент лесного хозяйства Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
Департамент лесного хозяйства по приволжскому Федеральному округу
МУ администрация МО "Тушнинское сельское поселение"
Суд
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области
Судья
Шлейкин М. И.
Дело на странице суда
sengileevskiy--uln.sudrf.ru
05.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2019Передача материалов судье
06.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2019Подготовка дела (собеседование)
24.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2019Судебное заседание
01.11.2019Судебное заседание
05.11.2019Судебное заседание
10.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2019Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
14.11.2019Судебное заседание
19.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2020Дело оформлено
21.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее