Дело № 2-384/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новоселово 26 ноября 2014 года
Новоселовский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Дубовик Т.Г.,
при секретаре Прахт С.Н.,
с участием помощника прокурора Новоселовского района Пятова В.А.,
представителя администрации Светлолобовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края – и.о. главы администрации Раткиной Н.С.,
государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» Блинова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоселовского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Светлолобовского сельсовета Новоселовского района в части непринятия мер по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения и устранении нарушений прав граждан,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным заявлением.
В обоснование своих требований указывает, что в прокуратуру Новоселовского района из ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» поступила информация о неудовлетворительном состоянии технических средств регулирования дорожного движения на территории Светлолобовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края: дорожно-знаковая информация на улицах с. Светлолобово не соответствует предъявляемым требованиям. Так, на <адрес>, прилегающей к Светлолобовской СОШ № 6, дорожный знак 1.23 выполнен с нарушением норм п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004, отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, на проезжей части не нанесена дорожная разметка 1.14.1.
В связи с выявленными нарушениями в сентябре 2014 года прокуратурой Новоселовского района главе Светлолобовского сельсовета внесено представление об устранении нарушений о безопасности дорожного движения.
Однако до настоящего времени нарушения не устранены.
На основании изложенного, ссылаясь на то, что, выявленные нарушения нарушают законодательство о безопасности дорожного движения, права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу их прав на жизнь и здоровье, а также на то, что в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения относятся к собственности поселения, и к вопросам местного значения поселения относится дорожая деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, прокурор просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации Светлолобовского сельсовета Новоселовского района, выразившееся в непринятии мер по установке дорожных знаков по <адрес> вблизи Светлолобовской СОШ № 6: 5.19.1-2 «пешеходный переход», нанесении дорожной разметки 1.14.1 и эксплуатации дорожного знака 1.23 «дети» с нарушением норма п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004;
- обязать администрацию Светлолобовского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> на территории, прилегающей к СОШ № 6, произвести установку двух дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «пешеходный переход» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, привести в соответствие с требованиями п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 «дети» и нанести дорожную разметку 1.14.1 на проезжей части.
В судебном заседании помощник прокурора Пятов В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» Блинов А.В. в ходе рассмотрения дела пояснил, что им проведена проверка установки дорожных знаков на территории с. Светлолобово Новоселовского района, в ходе которой установлено, что вблизи образовательного учреждения МБОУ «Светлолобовская СОШ № 6» дорожный знак 1.23 «Дети» установлен с нарушением положений ГОСТ Р 52289-2004, не установлены знаки 5.19.1 и 5.19.2, а также отсутствует дорожная разметка 1.14.1 на проезжей части по <адрес> вблизи школы.
Исполняющая обязанности главы администрации Светлолобовского сельсовета Раткина Н.С. требования прокурора признала, пояснив, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ указанные нарушения будут устранены.
Выслушав помощника прокурора Новоселовского района Пятова В.А., государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» Блинова А.В., и.о. главы администрации Светлолобовского сельсовета Раткину Н.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы граждан;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Одним из основных принципов обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатом хозяйственной деятельности, что закреплено в статьях Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Согласно ст. 9 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О безопасности дорожного движения" система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 24 указанного закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Частью 1 ст. 12 вышеуказанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, в том числе, и органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 21.10.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 8 статьи 6 вышеуказанного закона предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1.5 ч. 1 ст. 6 Устава Светлолобовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края к вопросам местного значения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что дороги в границах с. Светлолобово Новоселовского района Красноярского края относятся к ведению Светлолобовского сельсовета, работы по установке дорожных знаков должны осуществляться администрацией Светлолобовского сельсовета.
Также установлено и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Новоселовского района от и.о. главного государственного инспектора по Балахтинскому и Новоселовскому районам ОП МО МВД России «Балахтинский поступила информация о том, что в ходе проведения проверки уличной дорожной сети с. Светлолобово Новоселовского района в августе 2014 года установлены, в том числе, следующие недостатки: отсутствуют дорожные знаки 1.23, не обустроен пешеходный переход: дорожными знаками 5.19.1-2, не нанесена дорожная разметка 1.14.1 на территории, прилегающей к Светлолобовской СОШ № 6.
МБОУ Светлолобовская СОШ № 6, расположенная по <адрес>, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) (ред. от 09.12.2013), знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2 применяются на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Согласно п. 5.6.24 знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.
Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части.
Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.
Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.
Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.
В соответствие с п. 6.2.17 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.
Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части.
Отсутствие недостающих дорожных знаков, а также установление указанных знаков в нарушение приложения ГОСТ Р 52289-2004 вблизи образовательного учреждения, а также необходимость их установки подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
В связи с указанной информацией прокурором Новоселовского района ДД.ММ.ГГГГ главе Светлолобовского сельсовета было направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Из ответа главы Светлолобовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокурора следует, что выявленные нарушения будут устранены в течение двух месяцев.
Однако до настоящего времени допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в с. Светлолобово не устранены, что не оспаривается ответчиком.
Указанные нарушения противоречат требованиям действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения и могут привести к нарушению права граждан на безопасные условия движения по дорогам, ставит в опасность не только участников дорожного движения, а также учащихся и работников школы, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Новоселовского района, подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.ст. ст. 194 – 198, ст. 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Новоселовского района Красноярского края – удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации Светлолобовского сельсовета Новоселовского района, выразившееся в непринятии мер по установке дорожных знаков по <адрес> вблизи Светлолобовской СОШ № 6: 5.19.1-2 «Пешеходный переход», нанесении дорожной разметки 1.14.1 и эксплуатации дорожного знака 1.23 «Дети» с нарушением норма п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004.
Обязать администрацию Светлолобовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 «Дети», расположенный рядом с МБОУ «Светлолобовская СОШ № 6», расположенной по <адрес>;.
по <адрес> на территории, прилегающей к СОШ № 6, произвести установку двух дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004,
нанести дорожную разметку 1.14.1 на проезжей части по <адрес>, прилегающей к СОШ № 6.
Об исполнении решения не позднее, чем через месяц с момента истечения срока для его исполнения сообщить в прокуратуру Новоселовского района и в Новоселовский районный суд Красноярского края.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Красноярский краевой суд через федеральный суд Новоселовского района в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.Г. Дубовик