Судья: Сидоров П.А. Дело <данные изъяты>а-15418/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Курлаевой И.В., Соколовой Н.М.,
при секретаре – помощнике судьи Жуковой Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июля 2020 года апелляционную жалобу Прошкина Романа Сергеевича на решение Раменского городского суда Московской области от 15 апреля 2020 года по делу по административному исковому заявлению Прошкина Романа Сергеевича к Администрации городского округа Коломна Московской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,
объяснения представителя Прошкина Р.С. – адвоката Симкина В.А.,
установила:
Прошкин Р.С. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Коломна Московской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Коломенский городской округ» Московской области, выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимости канализационной системы по ул. Солнечная д. Подлужье с/п Непецинское Коломенского городского округа Московской области. В качестве способа восстановления нарушенного права просил возложить на Администрацию Коломенского городского округа Московской обязанность совершить действия по постановке на учет указанного выше бесхозяйного имущества и передаче указанного имущества на баланс МУП «Тепло Коломны» для последующей их эксплуатации
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка и дома, расположенных по адресу: Московская область, Коломенский городской округ, с/п Непецинское, д. Подлужье, ул. Солнечная, д. 25. Указанный выше дом и другие дома по улице Солнечной в д. Подлужье подключены к системе водоотведения, у которой собственник на сегодняшний день отсутствует (право собственности в установленном законом порядке на объект недвижимости не зарегистрировано). Административный истец обращался в МУП «Тепло Коломны» с заявлением о передачи канализационной системы по ул. Солнечная д. Подлужье на баланс МУП «Тепло Коломны». Ответом от 01.06.2018 года № 2425/2 было отказано в приеме канализационной системы на баланс МУП «Тепло Коломны». Из ответа Администрации Коломенского городского округа Московской области от 28.08.2019 года № 3859/02 следует, что собственником вышеуказанной канализационной системы является ИП Крылов Г.А. В свою очередь, ИП Крылов Г.А., своим письмом от 10.09.2019 года, адресованным на имя главы Коломенского городского округа Московской области, поступившим в администрацию Коломенского городского округа Московской области, отказался от права собственности на канализационную систему по улице Солнечная деревни Подлужье с/п Непецинское Коломенского городского округа Московской области, строительство которой осуществлялось на основании договора от 31.08.2006 года № 13/06, и просил принять данную канализационную систему в муниципальную собственность Коломенского городского округа Московской области. На повторное обращение жителей о решении вопроса о признании указанной канализационной системы бесхозяйным имуществом с последующей передачей ее в муниципальную собственность, административный ответчик в совеем письме от 22.11.2019 года № 115ТГ-9304/2019 отказало в рассмотрении указанного вопроса. По утверждению административного истца, бездействием Администрации Коломенского городского округа нарушаются его права на надлежащее оказание коммунальных услуг по водоотведению. Кроме того, в результате бездействия администрации Коломенского городского округа Московской области в случае ненадлежащего содержания системы водоотведения существует реальная угроза окружающей природной среде, нарушаются его права на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего ему имущества.
Решением Раменского городского суда Московской области от 15 апреля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Прошкин Р.С. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая возникший спор, судом первой инстанции установлено, что между МУП «Коммунальное хозяйство Коломенского муниципального района» правопреемником которого является МУП «Тепло Коломны» и ИП Крылов Г.А. 20.02.2015 года был заключен договор N 8(ХВ) на поставку холодной воды и отведения сточных вод по адресу: Московская область, Коломенский район, д. Подлужье, ул. Солнечная, <данные изъяты> (жилое помещение для работников).
Согласно актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации - «организации вкх» (Приложение N 2 и <данные изъяты> к данному договору) границей балансовой принадлежности и, соответственно, эксплуатационной ответственности МУП «Коммунальное хозяйство Коломенского муниципального района» является: по приемным канализационным колодцам на магистральной канализации. Это же следует и из приложенной схемы разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В настоящее время задолженность по оказанию услуг водоотведения – абонента ИП Крылов перед МУП «Тепло Коломны» отсутствует.
ИП Крылов Г.А. своим письмом от 10.09.2019 года, адресованным на имя главы Коломенского городского округа Московской области, отказался от права собственности на канализационную систему по ул. Солнечная д. Подлужье с/п Непецинское Коломенского городского округа Московской области, строительство которой осуществлялось на основании договора от 31.08.2006 года № 13/06, и просил принять данную канализационную систему в муниципальную собственность Коломенского городского округа Московской области.
Административный истец является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: Московская область, Коломенский городской округ, д. Подлужье, ул. Солнечная, <данные изъяты>
Прошкин Р.С. в составе инициативной группы жителей ул. Солнечная неоднократно обращался в администрацию Коломенского городского округа по вопросу признания канализационной сети по улю Солнечная бесхозяйным имуществом и принятием ее в мунициапльную собственность.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что с момента отказа ИП Крылов Г.А. от права собственности на канализационную систему по ул. Солнечная д. Подлужье с/п Непецинское Коломенского городского округа Московской области не прошло одного года, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что выводы суда сделаны без учета положений действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 части 1 статьи 6, пункте 4.3 части 1 статьи 7 Устава Коломенского городского округа Московской области, в соответствии с которыми орган местного самоуправления наделен полномочиями в границах городского округа по организации водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, при наличии в границах муниципального образования бесхозяйных канализационных сетей у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению организации, канализационные сети которой соединены с бесхозяйными канализационными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные канализационные сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных сетей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Исходя из содержания вышеприведенных норм права, орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, обязан выявлять бесхозяйные канализационные сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить соответствующую организацию, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.
Из материалов дела следует, что водоотведение ул. Солнечная д. Подлужье с/п Непецинское Коломенского городского округа Московской области осуществлялось через канализационную сеть, присоединенную к централизованной системе водоотведения на основании заключенного 20.02.2015 года между ИП Крыловым Г.А. и МУП «Коммунальное хозяйство Коломенского муниципального района» (в настоящее время МУП «Тепло Коломны») договора на прием сточных вод (при наличии услуги) в централизованную систему водоотведения.
Границы балансовой принадлежности систем водоотведения и эксплуатационной ответственности сторон установлены в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, имеющие исключительно технический характер и фиксирующие подключение к системам водоотведения, были подписаны не на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности потребителя услуги водоотведения, а с целью осуществления подключения к централизованной системе водоотведения и приема сточных вод (при наличии услуги).
Канализационная сеть, расположенная по ул. Солнечная д. Подлужье с/п Непецинское Коломенского городского округа Московской области, принадлежит ИП Крылову Г.А. Однако, право собственности ИП на указанную сеть в установленном порядке не зарегистрировано.
Как установлено судом, ИП Крылов Г.А. отказался от права собственности на указанную сеть.
Доказательств, подтверждающих, что спорная канализационная сеть значится в Реестре федерального имущества, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Доказательств, подтверждающих наличие правопритязаний на указанное имущество третьих лиц, материалы не содержат.
Таким образом, поскольку обязанность по выявлению в границах муниципального образования бесхозяйных канализационных сетей, принятию их на учет, возложена на орган местного самоуправления, который до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить соответствующую организацию, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей, судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, указанная обязанность в отношении спорной канализационной сети, расположенной на территории Коломенского городского округа и имеющей признаки бесхозяйной недвижимой вещи, лежит на Администрации Коломенского городского округа Московской области.
Между тем, указанная обязанность администрацией городского округа не исполнена, несмотря на неоднократные обращения жителей, в том числе административного истца.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о допущенном административным ответчиком бездействии при решении вопросов местного значения, относящихся к компетенции городского округа.
То обстоятельство, что ИП Крылов Г.А. отказался от прав на указанную сеть 10.09.2019 года, правового значения по рассматриваемому делу не имеет, поскольку для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйного имущества, сроки, установленные положениями ст. 225 ГК РФ, не применяются.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об удовлетворении заявленного Прошкиным Р.С. административного иска частично.
В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) судебная коллегия считает необходимым обязать Администрацию городского округа Коломна Московской области совершить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества – канализационной системы по ул. Солнечная д. Подлужье с/п Непецинское Коломенского городского округа Московской области.
Избранный административным истцом способ восстановления нарушенного права – о возложении обязанности на Администрацию городского округа Коломна Московской области передать канализационную систему на баланс МУП «Тепло Коломны», до постановки ее на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав, является преждевременным.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 15 апреля 2020 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым административный иск Прошкина Романа Сергеевича к Администрации городского округа Коломна Московской области о признании незаконным бездействия – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Коломна Московской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – канализационной системы по ул. Солнечная д. Подлужье с/п Непецинское Коломенского городского округа Московской области.
Обязать Администрацию городского округа Коломна Московской области совершить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества – канализационной системы по ул. Солнечная д. Подлужье с/п Непецинское Коломенского городского округа Московской области.
В удовлетворении административного иска Прошкина Р. С. о возложении обязанности на Администрацию городского округа Коломна Московской области передать канализационную систему на баланс МУП «Тепло Коломны» – отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи