УИД 10RS0№-09 Дело №а-284/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2021 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.
при секретаре Некрасовой Г.В.,
с участием административного истца ФИО2, заинтересованных лиц Тарасенко В.М., ФИО7, представителя заинтересованного лица Лаврентьевой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий,
установил:
ФИО2 обратилась с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - министерство) по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>. Решением Министерства, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, ей отказано в удовлетворении заявления. Считает данный отказ необоснованным, незаконным, создающим препятствия к реализации права на формирование земельного участка под многоквартирным домом, который является объектом права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Квартира № <адрес> принадлежит истцу на праве собственности. Квартира расположена в одноэтажном 2-х квартирном жилом доме. Земельный участок под многоквартирным домом не сформирован. Просит признать незаконным решение министерства, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.4-21 незаконным и обязать министерство сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, администрация Костомукшского городского округа, ООО «Инкод», Тарасенко В.М., ФИО7
Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
Административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений РК извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела. Представитель административного ответчика в судебное заседании не явился, возражений на иск не представил.
Представитель заинтересованного лица администрации КГО Лаврентьева Л.Ю. полагала административный иск подлежащим удовлетворению.
Заинтересованные лица Тарасенко В.М.. ФИО7 в судебном заседании поддержали административный иск.
Представители заинтересованных лиц ООО «ИНКОД», Управление Росреестра по РК, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заслушав административного истца, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что на основании договора №-уч-1 участия в долевом строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Инкод» и ФИО2, застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и/или с привлечением других лиц построить в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией многоквартирный жилой дом, расположенный по строительному адресу: <адрес>. После получения разрешения на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию передать в собственность дольщику квартиру, расположенную по вышеуказанному строительному адресу, состоящую из 2-х комнат, общей площадью 58,14 кв.м., в которую входит площадь подсобного помещения размером 2,40 кв.м., расположенную в одноэтажном доме (объекта) условный №.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией КГО выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - 2-х квартирного одноэтажного жилого дома на участке № <адрес>.
ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРП.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство с заявлением об образовании земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке его на кадастровый учет.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ №.4-21 Министерство отказало в удовлетворении заявления ФИО2 на том основании, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений такого дома в силу закона, и у Министерства отсутствуют основания для проведения кадастровых работ по образованию (разделу) земельного участка на котором расположен многоквартирный жилой дом. Образование земельного участка возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, которые утверждаются главой местной администрации городского округа с соблюдением публичных слушаний в соответствии со ст. 46 ГрК РФ.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно частям 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010№ 12-П).
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории.
Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46ГрК РФ.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Минстроя России от 07.03.2019 № 153/пр (далее - Методические рекомендации), в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия:
1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);
2) провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков);
3) представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).
В силу пункта 10 Методических рекомендаций образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рекомендуется осуществлять органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками.
На основании положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта межевания территории не является основанием для отказа административному истцу в реализации его права на формирование земельного участка. Аналогичная правовая позиция изложена в кассационных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 № 89-КАД20-1-К7, от 20.02.2019 № 89-КГ18-20, от 06.02.2019 № 5-КГ18-301, от 14.11.2018 № 5-КГ18-208.
Учитывая обязанность административного ответчика сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, лежащую на нем вне зависимости от наличия или отсутствия утвержденного проекта межевания территории, решение административного ответчика, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления об образовании земельного участка под многоквартирным домом и постановке его на кадастровый учет является незаконным и полагает необходимым возложить на Министерство обязанность образовать земельный участок под многоквартирным домом <адрес> и осуществить предусмотренные действующим законодательством меры для постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сформировать земельный участок под многоквартирным домом № <адрес> и осуществить предусмотренные действующим законодательством действия для постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.