Дело <данные изъяты>а-1300/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года г. Красногорск
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,
с участием прокурора Ищенко Е.И.,
при секретаре Овсянниковой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1300/2021 по административному исковому заявлению Коломенской Е. В. к Совету депутатов городского округа Пущино Московской области о признании недействующим со дня принятия положений Правил благоустройства городского округа Пущино Московской области в части пункта 4 статьи 21, статьи 57, статьи 58, пп. 1,2,14 статьи 59, статьи 66, пп. 1 пункта 2 б, в, д, е, пп. 2 пункта 2 б, в, пп. 3 пункта 2 статьи 66.1, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Пущино Московской области № 134/27 от 28.01.2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Коломенская Е.В. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений административных исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ к Совету депутатов городского округа Пущино Московской области о признании недействующим со дня принятия положений Правил благоустройства городского округа Пущино Московской области в части пункта 4 статьи 21, статьи 57, статьи 58, пп. 1,2,14 статьи 59, статьи 66, пп. 1 пункта 2 б, в, д, е, пп. 2 пункта 2 б, в, пп. 3 пункта 2 статьи 66.1, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Пущино Московской области № 134/27 от 28.01.2021 года как противоречащим положениям действующего законодательства Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, жилого дома, расположенных по адресу: <данные изъяты>. По мнению истца, оспариваемыми нормами на собственников домовладений на территории г.о. Пущино, в том числе на истца, возлагаются дополнительные обязанности по содержанию, обслуживанию и уборке прилегающей территории и расположенных на них объектов, которые не входят в состав принадлежащего им имущества, что, противоречит требованиям ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, ст.ст. 2, 210 ГК РФ, ст.ст. 40, 41, 42 Земельного кодекса РФ, устанавливающими порядок осуществления права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в их собственности. Положениями пункта 4 статьи 21 Правил, по мнению истца, фактически ограничиваются установленные федеральным законодателем права граждан на парковку транспортных средств во дворах во внутриквартальных проездах, в то время как остановка и стоянка транспортных средств регламентируется Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и указанные вопросы не входят в компетенцию органа местного самоуправления.
Административный истец полагает, что указанные доводы являются основанием для признания положений Правил благоустройства городского округа Пущино Московской области в части пункта 4 статьи 21, статьи 57, статьи 58, пп. 1,2,14 статьи 59, статьи 66, пп. 1 пункта 2 б, в, д, е, пп. 2 пункта 2 б, в, пп. 3 пункта 2 статьи 66.1, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Пущино Московской области № 134/27 от 28.01.2021 года недействующими.
Административный истец Коломенская Е.В. в судебном заседании поддержала административные исковые требования с учетом уточнений, по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа Пущино Московской области, заинтересованного лица Администрации городского округа Пущино Московской области Иванова В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что Закон Московской области от 30.12.2014 года N 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» (в прежней редакции Закон Московской области № 191/2014-03 «О благоустройстве в Московской области») регулирует вопросы в сфере благоустройства на территории Московской области, при этом оспариваемые истцом положения Правил благоустройства городского округа Пущино Московской области приняты с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на его принятие, форму и вид, в которых уполномоченный орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие и вступления их в силу, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Закону Московской области от 30.12.2014 года N 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительному кодексу Российской Федерации, закрепляющими участие собственников зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании территорий, прилегающих к соответствующим объектам собственности, в связи с чем оспариваемый закон не противоречит положениям федерального законодательства. Просила в удовлетворении административного иска с учетом уточнений отказать. В обоснование своих доводов административным ответчиком и заинтересованным лицом представлены возражения на административный иск.
Представитель заинтересованного лица Министерства благоустройства Московской области Ляшко Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска с учетом уточнений, просила в удовлетворении иска отказать. Указала, что Закон Московской области от 30.12.2014 года N 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» (в прежней редакции Закон Московской области № 191/2014-03 «О благоустройстве в Московской области») регулирует вопросы в сфере благоустройства на территории Московской области, при этом оспариваемые истцом положения Правил благоустройства городского округа Пущино Московской области приняты с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на его принятие, форму и вид, в которых уполномоченный орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие и вступления их в силу, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Закону Московской области от 30.12.2014 года N 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительному кодексу Российской Федерации, закрепляющими участие собственников зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании территорий, прилегающих к соответствующим объектам собственности, в связи с чем оспариваемый закон не противоречит положениям федерального законодательства. Кроме того, пояснила, что положения пункта 4 статьи 21 Правил не ограничивают права граждан на парковку транспортных средств во дворах и внутриквартальных проездах, поскольку устанавливают принципы и нормы определенного поведения на территории общего пользования, в том числе с целью исполнения требований, установленных пунктами 3.6.1 и 3.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, в связи с чем нормы Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также иных федеральных законов в сфере безопасности дорожного движения в данном случае применению не подлежат. Доводы истца о противоречии оспариваемого акта ст.ст. 2, 210 Гражданского кодекса РФ являются несостоятельными, поскольку данные нормы к отношениям по благоустройству территории не применимы. Просила в удовлетворении административного иска с учетом уточнений отказать. В обоснование своих доводов представителем Министерства благоустройства Московской области представлены возражения на административный иск.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заключение прокурора Ищенко Е.И. полагавшей, что отсутствуют основания для признания нормативного правового акта противоречащим требованиям федерального законодательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверив в соответствии с частями 7, 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение Советом депутатов городского округа Пущино Московской области компетенции и полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.
Советом депутатов городского округа Пущино Московской области 28 января 2021 года принято Решение № 134/27 «Об утверждении Правил благоустройства городского округа Пущино» (далее – Решение), которыми (Правилами) устанавливаются единые требования к регулированию вопросов создания, содержания, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории городского округа Пущино, содержания зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определения перечня работ по благоустройству (включая освещение, озеленение, уборку и содержание территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории городского округа Пущино, определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами, порядка участия собственников зданий (помещений в них), строений, сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательного к исполнению для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории городского округа Пущино земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории городского округа Пущино.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Правил размещение и хранение личного легкового автотранспорта на дворовых и внутриквартальных территориях допускаются в один ряд в отведенных для этой цели местах, при этом собственники (правообладатели) транспортных средств должны размещать свои транспортные средства способом, обеспечивающим беспрепятственное продвижение уборочной и специальной техники по указанным территориям. Размещение (за исключением погрузки или разгрузки) и хранение транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов (за исключением прицепов к легковым пассажирским транспортным средствам), на дворовых и внутриквартальных территориях не допускается.
Согласно статьи 57 Правил собственники домовладений, в том числе используемых для временного (сезонного) проживания, обязаны:
а) своевременно производить капитальный и текущий ремонт домовладения, а также ремонт и окраску фасадов домовладений, их отдельных элементов (балконов, водосточных труб и т.д.), надворных построек, ограждений. Поддерживать в исправном состоянии и чистоте домовые знаки и информационные таблички, расположенные на фасадах домовладений;
б) не допускать длительного (свыше 7 дней) хранения топлива, удобрений, строительных и других материалов на фасадной части прилегающей к домовладению территории;
в) производить регулярную уборку и покос травы на прилегающей к домовладению территории, своевременную уборку от снега подходов и подъездов к дому и на прилегающей территории;
г) не допускать хранения техники, механизмов, автомобилей, в том числе разукомплектованных, на прилегающей территории;
д) не допускать производства ремонта или мойки автомобилей, смены масла или технических жидкостей на прилегающей территории.
Согласно статье 58 Правил садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан несут ответственность за соблюдение чистоты и порядка на отведенном земельном участке и прилегающей к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан территории на расстоянии 5 метров от ограждений (заборов), если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Правил юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории городского округа Пущино, или физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области, Законом Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области».
Частью 2 статьи 59 Правил установлено, что границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания, сооружения, а также прилегающей территории, установленной настоящими Правилами в соответствии с требованиями, Законом Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области».
Пересечение границ благоустройства (уборки) не допускается, за исключением случаев установления общих смежных границ благоустройства (уборки) территорий.
Границы благоустройства (уборки) территорий отображаются в схеме уборки территорий городского округа Пущино.
В силу требований ч. 14 статьи 59 Правил в случае выявления администрацией городского округа Пущино на территории городского округа Пущино земельных участков, принадлежащих юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) или физическим лицам (далее - собственники), и прилегающих к этим участкам территорий, содержащихся с нарушением обязательных требований, установленных настоящими Правилами, администрация городского округа Пущино информирует о выявленных нарушениях уполномоченный орган.
Уполномоченный орган проводит проверку на основании полученной информации и в случае выявления нарушений обязательных требований выносит предписание собственнику земельного участка об устранении выявленных нарушений, а также в администрацию городского округа Пущино о результатах проведенной проверки.
В случае неисполнения предписания уполномоченного органа в установленный предписанием срок администрация городского округа Пущино принимает решение о проведении на указанных территориях уборочных работ за счет средств бюджета городского округа Пущино. Указанное решение администрации городского округа Пущино, содержащее информацию о сметной стоимости работ, подлежит согласованию с собственниками указанных земельных участков.
Собственники земельных участков, уборочные работы на которых произведены за счет средств бюджета городского округа Пущино, обязаны возместить расходы администрации городского округа Пущино на проведение указанных уборочных работ в течение трех месяцев со дня получения уведомления о завершении уборочных работ (далее - уведомление о завершении работ). Уведомление о завершении работ, в том числе содержащее информацию о сметной стоимости выполненных работ и реквизиты лицевого счета администрации городского округа Пущино, выдается собственнику земельного участка способом, обеспечивающим подтверждение его получения.
В случае если в установленный срок средства не были перечислены собственником земельного участка, администрация городского округа Пущино в течение одного месяца со дня истечения установленного срока обращается в суд с заявлением о взыскании с собственника земельного участка понесенных расходов на проведение уборочных работ с последующим перечислением их в бюджет городского округа Пущино Московской области.
Статьей 66 Правил определен порядок участия собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений и земельных участков в содержании прилегающих территорий.
Так, собственники (правообладатели) зданий, строений, сооружений, помещений в них, земельных участков участвуют в содержании прилегающих территорий в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами, разработанными во исполнение Правил.
Перечень видов работ по содержанию прилегающих территорий включает в себя:
1) содержание покрытия в летний и зимний периоды, в том числе:
очистка и подметание территории;
мойка территории;
посыпка и обработка территорий противогололедными материалами;
сдвигание свежевыпавшего снега в валы или кучи;
текущий ремонт;
2) содержание газонов, в том числе:
прочесывание поверхности железными граблями;
кошение травостоя;
сгребание и уборка скошенной травы;
очистка;
полив;
3) содержание деревьев и кустарников, в том числе:
вырезка сухих сучьев и мелкой суши;
сбор срезанных ветвей;
прополка и рыхление приствольных лунок;
полив в приствольные лунки;
4) содержание иных элементов благоустройства, в том числе по видам работ:
очистка;
текущий ремонт.
Описание и кратность выполнения работ по содержанию прилегающих территорий определяются в соответствии регламентом содержания объектов благоустройства Московской области и технологическими картами содержания объектов благоустройства Московской области, утвержденными Министерством благоустройства Московской области, настоящими Правилами.
Согласно части 2 статьи 66.1 Правил размер прилегающей территории устанавливается дифференцированно исходя из функционального назначения зданий, строений, сооружений, земельных участков или их групп:
1) размеры прилегающих территорий для объектов:
б) не более 5 метров для объектов индивидуального жилищного строительства, блокированной жилой застройки, религиозного назначения, банковской и страховой деятельности, объектов бытового обслуживания, некапитальных строений, сооружений;
в) для многоквартирных жилых домов (малоэтажной многоквартирной жилой застройки, среднеэтажной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки):
не более 30 метров - от внешней фасадной поверхности, имеющей входы в жилые секции или нежилые помещения;
не более 5 метров - от внешней фасадной поверхности, не имеющей входов в жилые секции или нежилые помещения;
не допускается проведение линии границы прилегающей территории по элементам благоустройства придомовой и (или) дворовой территорий с включением в границы прилегающей территории указанных элементов благоустройства частично;
д) для наземных частей линейных объектов инженерной инфраструктуры не может превышать размеров охранной зоны линейного объекта;
е) в иных случаях - не более 30 метров;
2) размеры прилегающих территорий для земельных участков:
б) не более 5 м для земельных участков с разрешенным использованием: для передвижного жилья, индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства и огородничества;
в) в иных случаях - не более 30 метров;
3) размеры прилегающих территорий незастроенных земельных участков не могут превышать максимального значения, установленного для объектов, размещение которых допускается видом разрешенного использования земельного участка.
Сфера благоустройства регулируется нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и принятыми во их исполнение нормативными правовыми актами Московской области и муниципальных образований Московской области.
Статьей 7 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, законодатель одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Благоустройство территории городского округа - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п.п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Закона Московской области от 30.12.2014 года № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» (далее – Закон МО № 191/2014-ОЗ) правовое регулирование отношений в сфере благоустройства в Московской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона МО № 191/2014-ОЗ представительные органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области утверждают правила благоустройства территории муниципальных образований Московской области в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Объектом благоустройства является территория Московской области с расположенными на ней элементами благоустройства в границах как земельных участков, находящихся в частной собственности, так и в собственности публичных образований (статья 3 Закона МО № 191/2014-ОЗ).
Правила благоустройства городского округа Пущино утверждены Решением Совета депутатов городского округа Пущино Московской области от 28 января 2021 года № 134/27 «Об утверждении Правил благоустройства городского округа Пущино», которое принято в пределах полномочий Совета депутатов городского округа Пущино Московской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение размещено на официальном интернет-портале Администрации городского округа Пущино push@mosreg.ru от 28.01.2021 года, опубликовано в газете «Пущинская среда» № 4 (1349) от 04.02.2021 года, вступило в силу 04.02.2021 года. Правила благоустройства городского округа Пущино размещены на официальном сайте Администрации городского округа Пущино push@mosreg.ru в сети интернет, а также опубликованы в газете «Пущинская среда».
Таким образом, оспариваемый нормативный правой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления муниципальных образований Московской области, в пределах имеющихся у него полномочий и компетенции, с соблюдением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, а также порядку введения его в действие.
Решение Совета депутатов городского округа Пущино Московской области в указанной части не обжалуется.
По мнению истца, указанными нормами Правил на собственников домовладений на территории г.о. Пущино, в том числе на истца, возлагаются дополнительные обязанности по содержанию, обслуживанию и уборке прилегающей территории и расположенных на них объектов, которые не входят в состав принадлежащего им имущества, что, противоречит требованиям ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, ст.ст. 2, 210 ГК РФ, ст.ст. 40, 41, 42 Земельного кодекса РФ, устанавливающими порядок осуществления права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в их собственности.
Положениями пункта 4 статьи 21 Правил, по мнению истца, фактически ограничиваются установленные федеральным законодателем права граждан на парковку транспортных средств во дворах во внутриквартальных проездах, в то время как остановка и стоянка транспортных средств регламентируется Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и указанные вопросы не входит в компетенцию органа местного самоуправления.
Проверяя соответствие содержания Правил благоустройства городского округа Пущино в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца ввиду следующего.
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, жилого дома, расположенных по адресу: <данные изъяты>, границы участка которого установлены в соответствии с действующим законодательством.
Решением Совета депутатов городского округа Пущино Московской области от 28.01.2021 года № 134/27 утверждены Правила благоустройства городского округа Пущино.
Разделом 3 «Требования к содержанию объектов благоустройства, зданий, строений, сооружений» Правил благоустройства городского округа Пущино Московской области предусмотрено участие собственников (правообладателей) зданий, земельных участков в содержании прилегающих территорий.
Частью 1 статьи 1 Закона Московской области от 30.12.2014 года № 191/2014-03 «О благоустройстве в Московской области» установлены единые требования к правилам благоустройства территории муниципального образования Московской области.
Согласно части 1 статьи 2 Закона правовое регулирование отношений в сфере благоустройства в Московской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно абзацу 21 части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Благоустройство территории городского округа - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п.п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Часть 1 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает утверждение правила благоустройства территории муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15) праздничного оформления территории муниципального образования;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования;
17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона МО № 191/2014-ОЗ представительные органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области утверждают правила благоустройства территории муниципальных образований Московской области в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Объектом благоустройства является территория Московской области с расположенными на ней элементами благоустройства в границах как земельных участков, находящихся в частной собственности, так и в собственности публичных образований (статья 3 Закона МО № 191/2014-ОЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона МО № 191/2014-ОЗ собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве.
В силу ч. 1 ст. 69 Закона № 191/2014-ОЗ собственники (правообладатели) зданий, помещений в них, строений, сооружений, земельных участков участвуют в содержании прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, муниципальными правовыми актами.
Федеральным законом от 29.12.2017 года № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 1 Градостроительного кодекса РФ дополнена пунктом 37, согласно которому прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации, а статья 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, дополнена частью 9, согласно которой лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 ГрК РФ «благоустройство территории» как деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Из приведенных норм следует, что со дня вступления в силу 17 и 18 пункта 8 статьи 1 абзаца третьего подпункта «б» пункта 1. пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2017 года № 463-ФЗ (часть 3 статьи 4 этого федерального закона) на собственников жилых домов может быть возложена обязанность по содержанию территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования.
Согласно пункта 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ границы прилегающей территории определяются в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Такой порядок установлен статьей 69” Закона Московской области № 191/2014-03 (в новой редакции).
В соответствии с частью 1 статьей 69” Закона (в новой редакции) границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом.
Во исполнении данного требования размеры границ прилегающих территорий установлены статьей 66.1 Правил благоустройства городского округа Пущино Московской области.
Таким образом, действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Следовательно, возникшая в силу федерального законодательства обязанность указанных лиц участвовать в содержании прилегающих территорий предусмотрена также и в Законе Московской области № 191/2014-03 с определением конкретных случаев, форм и объема такого участия, то есть Законом фактически установлен порядок исполнения данными лицами этой обязанности.
Таким образом, оспариваемыми истцом статьями 57, 58, 59, 66 и 66.1 Правил определяется порядок участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании находящихся в их собственности земельных участков и прилегающих территорий, а также вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации, что вышеуказанным требованиям федерального и регионального законодательства не противоречит.
Положения пункта 4 статьи 21 Правил не ограничивают права граждан на парковку транспортных средств во дворах и внутриквартальных проездах, поскольку устанавливают принципы и нормы определенного поведения на территории общего пользования, в том числе с целью исполнения требований, установленных пунктами 3.6.1 и 3.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170.
Поскольку места размещения и хранения личного легкового автотранспорта входят в состав общего имущества в многоквартирном доме, то и требования по их использованию и содержанию устанавливаются Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующих вопросы жилищно-коммунального хозяйства.
Нормы Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также иных федеральных законов в сфере безопасности дорожного движения в данном случае применению не подлежат.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о противоречии оспариваемых положений Правил гражданскому законодательству Российской Федерации, поскольку правоотношения в сфере благоустройства территорий урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом суд отмечает, что возложение обязанности участвовать в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства, не может расцениваться как вторжение в сферу гражданско-правовых отношений, поскольку они не регулируют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав); нет в них и норм, устанавливающих иной в сравнении с Гражданским кодексом Российской Федерации порядок регулирования договорных и иных обязательств, а также других имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, что действительно могло бы указывать на их противоречие Гражданскому кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Коломенской Е. В. к Совету депутатов городского округа Пущино Московской области о признании недействующими со дня принятия положения Правил благоустройства городского округа Пущино Московской области в части пункта 4 статьи 21, статьи 57, статьи 58, пп. 1,2,14 статьи 59, статьи 66, пп. 1 пункта 2 б, в, д, е, пп. 2 пункта 2 б, в, пп. 3 пункта 2 статьи 66.1, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Пущино Московской области № 134/27 от 28.01.2021 года - отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Н.Е. Невейкина
Дата изготовления мотивированного решения – 29.10.2021