Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3729/2015 ~ М-3263/2015 от 22.04.2015

Дело № 2-3729/2015                                                              Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2015 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Никоновой Ж.Ю.,

при секретаре Ивановой Ю.А.,

с участием истца ФИО3, его представителя ФИО13, представителя истцов ФИО3, ФИО4, ФИО1 - ФИО10,

представителя ФИО2 муниципального района - ФИО11,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Правительства ФИО2 <адрес> ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4 и ФИО1 к ФИО2 муниципального района об обязании рассмотреть заявление по существу и осуществить присоединение земельного участка с <данные изъяты>, а также изменить целевое назначение использования спорного земельного участка,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к ФИО2 муниципального района об обязании рассмотреть заявление по существу и осуществить присоединение земельного участка с <данные изъяты>, а также изменить целевое назначение использования спорного земельного участка.

В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками по праву общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, разрешенное использование данного земельного участка: для сельскохозяйственного использования, категория земель, к которой отнесен земельный участок: земли сельскохозяйственного назначения. Истцы, действуя через своего представителя ФИО13, уполномоченного соответствующей доверенностью, обратились в ФИО2 муниципального района с заявлением, зарегистрированным за входящим <данные изъяты> о предоставлении информации по принадлежащему истцам земельному участку в части его расположения в территориальной зоне и изменении назначения категории и вида разрешенного использования из земель сельскохозяйственного назначения в категорию и вид разрешенного использования на земли населенных пунктов. Ответом от <данные изъяты> сообщено об отказе в удовлетворении вышеуказанного заявления со ссылкой на то обстоятельство, что органами местного самоуправления не утверждена схема территориального планирования вновь образованного муниципального образования Савинского сельского поселения. Истцы считают вышеприведенную позицию ФИО2 не основанной на законе и просят заявленные требования удовлетворить.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО5 Савинского сельского поселения, Департамент имущественных отношений и государственных закупок ФИО2 <адрес>, Правительство ФИО2 <адрес>, Департамент сельского хозяйства и продовольствия ФИО2 <адрес>.

Истец ФИО3, его представители <данные изъяты> ФИО10, иск поддержали по основаниям указанным в иске.

ФИО2 муниципального района своего представителя в суд не направил, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Правительства ФИО2 <адрес> считал отказ ФИО2 <адрес>, законным и обоснованным по основаниям указанным в отзыве, а также считал, позицию Департамента имущественных отношений и государственных закупок по вопросу разрешения спора наиболее правильной.

Третьи лица, Администрация Савинского сельского поселения, Департамент имущественных отношений и государственных закупок ФИО2 <адрес>, Департамент сельского хозяйства и продовольствия ФИО2 <адрес>, в суд своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пп. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Так, в соответствии со ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с их целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

На основании ст. 8 вышеуказанного Федерального закона №172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Положениями статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов в силу части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков.

Полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации переводить находящиеся в частной собственности земли сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую закреплено в пункте 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. действующей на дату обращения истцов) к вопросам местного значения поселения, вопросы по утверждению Генеральных планов поселений, правил земелепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе Генеральных планов поселений документации по планировке территории не относится.

Решением Совета депутатов Савинского сельского поселения от 14.04.2015г. частично полномочия ФИО5 Савинского сельского поселения в области градостроительной деятельности подготовке и утверждению документов территориального планирования поселения; утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения; утверждению правил землепользования и застройки поселения; на срок с <данные изъяты> переданы ФИО2 муниципального района».

Из материалов дела следует, что ФИО3, ФИО4, ФИО1 принадлежит на основании общей долевой собственности, доля в праве 1/3 земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 36 206 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <данные изъяты>.

<данные изъяты> действующий от имени и в интересах истцов на основании доверенности, обратился в ФИО2 муниципального района с заявлением <данные изъяты>) о предоставлении информации по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> в части его расположения в территориальной зоне и изменении назначения земель с сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.

Письмом ФИО2 муниципального района от <данные изъяты> было сообщено об отсутствии оснований для внесения каких-либо изменений в документы территориального планирования, послуживших основанием для осуществления перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, поскольку данный перевод допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов, а также в соответствии с преобразованием путем объединения муниципальных образований Новоселицкого, Волотовского, Савинского во вновь образованное муниципальное образование, с определением административного центра в д.Савино, будут утверждаться документы территориального планирования вновь образованного муниципального образования Савинское сельское поселение.

Из объяснений истца ФИО3 и его представителя установлено, что истцы своевременно получили ответы ФИО2 муниципального района, следовательно срок для обжалования действий уполномоченного органа не пропущен и заявление подлежит рассмотрению по существу.

Из выписки из правил землепользования и застройки Волотовского сельского поселения следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с Правилами землепользования и застройки Волотовского сельского поселения, утвержденными Решением Совета депутатов Волотовского сельского поселения от <данные изъяты> находится в зоне сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-1). В данной зоне в соответствии со ст. 45 правил градостроительные регламенты не устанавливаются. Назначение территории: пашня; сенокосы; пастбища; земли занятые многолетними культурами (сады).

Из выписки из генерального плана Волотовского сельского поселения следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, в соответствии с Генеральным планом Волотовского сельского поселения, утвержденным Решением Совета депутатов Волотовского сельского поселения от <данные изъяты> расположен на землях сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 2.1.1. Генерального плана землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В целях устойчивого развития территории Савинского сельского поселения постановлено изготовить проект генерального плана Савинского поселения, разработать техническое задание для выполнения работ по подготовке проекта генерального плана Савинского сельского поселения (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>).

Из пояснений представителя ФИО2 муниципального района ФИО11, данных в судебном заседании, следует, что планируется заключение контракта на оказание услуги по разработке генеральных планов, в том числе и Савинского сельского поселения.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Статья 24 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления. Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной ФИО5 поселения. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Заинтересованные физические лица вправе обращаться к главе местной ФИО5 поселения с предложениями о внесении изменений в генеральный план. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, ст. 24 Градостроительного кодекса РФ определяет, что полномочия главы местной ФИО5 поселения заключаются в принятии решений о подготовке проекта генерального плана и о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план. При этом ФИО5 поселения не предоставлено право утверждать генеральный план поселения, а соответственно и изменять границы населенных пунктов, такое право предоставлено только представительному органу местного самоуправления.

Поскольку полномочия в области градостроительной деятельности переданы ФИО2 муниципального района, следовательно вопросы принятия решений о подготовке проекта генерального плана и о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план возложены на главу данного района.

Следовательно ФИО2 муниципального района не вправе включать земельные участки истцов в границы населенного пункта, поскольку такое включение в границы населенного пункта возможно только путем утверждения или изменения генерального плана, что относится к полномочиям представительного органа соответствующего муниципального образования.

Как указано выше, внесение изменений в генеральный план производится в порядке, установленном ст. 24, ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой соответствующей ФИО5.

При таких обстоятельствах требования истцов об обязании ФИО2 муниципального района рассмотреть заявление истцов по существу и осуществить присоединение спорного земельного участка к земельным участкам с <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также изменить целевое назначение использования земельного участка <данные изъяты> на личное подсобное хозяйство удовлетворению не подлежит.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО3, ФИО4 и ФИО1 к ФИО2 муниципального района об обязании рассмотреть заявление по существу и осуществить присоединение земельного участка с <данные изъяты>, а также изменить целевое назначение использования спорного земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам ФИО2 областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                                                     Ж.Ю. Никонова

Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2015 г.

2-3729/2015 ~ М-3263/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильев Сергей Иванович
Руденко Валентина Ивановна
Гостева Людмила Ивановна
Ответчики
Администрация Новгородского муниципального района
Другие
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области
Администрация Савинского сельского поселения
Департамент имущественных отношений и государственных закупок НО
Правительство Новгородской области
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Никонова Жанна Юрьевна
Дело на странице суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
22.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2015Передача материалов судье
27.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2015Судебное заседание
09.06.2015Судебное заседание
10.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2015Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее