Дело №2-1692/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2015 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Гаркуша О.М.
при секретаре судебного заседания – Грищенко Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора в/ч 32015 Агибалова Д.В. к войсковой части 86863 и Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований указал, что военной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда должностными лицами войсковой части 86863. Проведённой проверкой установлено, что командиром войсковой части 86863, в нарушение требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при введении вновь организованных рабочих мест гражданского персонала, а именно, заведующего складом в количестве 3 единиц, не проведена специальная оценка условий труда, что существенно нарушает права работников. Истец просит суд обязать войсковую часть 86863 провести специальную оценку условий труда в отношении рабочего места заведующего складом в количестве 3 единиц в срок до 01.06.2015г., а также просит обязать ФКУ «Управление Черноморского флота обеспечить финансирование мероприятий по проведению специальной оценки условий труда».
В судебном заседании прокурор поддержал доводы и требования, изложенные в иске, просил исковые требования удовлетворить.
Представители ответчика ФКУ УЧФ возражали против удовлетворения иска, мотивировав тем, что заявленные требования не основаны на законе, поскольку, в\ч сформирована 01.12.2014 г., явных признаков наличия опасных или вредных условий труда данные должности не содержат, ими своевременно направлены заявки на финансирование указанных мероприятий в МО РФ, которые являются основанными распорядителями финансов, а потому, просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель в\ч 86863 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причин неявки не представили. В соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Требованиями статьи 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем, правовые и организационные основы, порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда определены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, (п. 1, п. 2 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Статьей 17 ФЗ «О специальной оценке условий труда» закреплено, что внеплановая специальная оценка условий труда производится в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и предусмотрен срок ее проведения – 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.
В судебном заседании установлено, что войсковая часть 86863 сформирована на основании Директивы Командующего ЮВО от 21.08.14г. и приказа КЧФ от 29.08.14г. – 01.12.2014г. (л.д.53) и 18.03.15г. командованием в/ч 86863 была сделана бюджетная заявка на финансирование комплекса мероприятий по специальной оценке труда.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Управление Черноморского флота» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
В соответствии с Общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского флота", утвержденным Министром обороны Российской Федерации от 11.12.2014, исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ "Управление Черноморского флота" входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (п. 30).
Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом - ФКУ "Управление Черноморского флота" на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).
Таким образом, обязанность по проведению специальной оценки условий труда в войсковой части 86863, путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Управление Черноморского флота", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского флота".
Однако, указанные расходы могут быть профинансированы только после получения МО РФ заявки на оплату услуг после заключения контракта, оснований для возложения обязанностей по финансированию указанных мероприятий за счет ФКУ «Управление Черноморского флота», до заключения контракта, у суда не имеется, иск не обоснован и в части возложения обязанностей на ФКУ «Управление Черноморского флота» по финансированию услуг по специальной оценке условий труда до заключения государственного контракта требования удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что ответчиками выполнены требования закона по организации проведения проведению специальной оценки условий труда – в\ч 86863 по направлению 18.03.2015 г. (в пределах срока, установленного ст. 17 ч.2 ФЗ «О специальной оценке условий труда») заявки на финансирование, а ФКУ «Управление Черноморского флота» - направления в Центр финансово-экономического обеспечения ЧФ РФ уведомления о необходимости проведения мероприятия по истребованию от Департамента финансового планирования Министерства Обороны РФ денежных средств на проведение комплекса работ по специальной оценке условий труда на 2015 г., оснований для признания бездействия незаконным и понуждению к выполнению действий, не предусмотренных законом у суда не имеется, иск не обоснован и удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 98 ГПК РФ в связи с отказом в иске судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании ст. ст. 212, ч.2 абз. 10 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ), ст. 13 п.2 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", ст.ст. 8, 17 ч.2 ФЗ «О специальной оценке условий труда», руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований военного прокурора в/ч 32015 Агибалова Д.В. к войсковой части 86863.о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда и ФКУ «Управление Черноморского флота» об обязании обеспечить финансирование мероприятий по проведению специальной оценки условий труда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд, через суд первой инстанции путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 25.05.2015.
Судья – (подпись)
Согласно оригиналу:
Судья Ленинского районного
суда города Севастополя О.М.Гаркуша