Дело № 2-424/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Круковской А.В.,
при секретаре судебного заседания Снигур Н.А.,
с участием прокурора Шалуновой Ю.В.,
представителя истца Тимошенко Л.В.,
ответчика Абдуллиной Л.С.,
представителя ответчика Медведева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркута 18 марта 2016 года гражданское дело по иску администрации муниципального образования городского округа «Воркута» к Абдуллиной Л.С., Адуллину И.С. о выселении,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к ответчикам о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: ***. В обоснование иска указав, что ответчик Абдуллина Л.С. является нанимателем служебного жилого помещения *** в *** на основании служебного ордера *** *** в связи с предоставлением служебного жилья, как сотруднику ГБУЗ РК «Воркутинская детская больница» на состав семьи 5 человек. В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают Абдуллина Л.С., Абдуллин И.С.. Согласно информации ГБУЗ РК «ВДБ» Абдуллина Л.С. с *** уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. В адрес ответчиков направлялось предупреждение о необходимости освободить спорное жилое помещение. До настоящего времени ответчики не освободили спорное жилое помещение и не снялись с регистрационного учета. Данное обстоятельство является препятствием для осуществления законных прав собственника - администрации МО ГО «Воркута».
В дополнительных письменных пояснениях от *** представитель истца указала, что спорная квартира была предоставлена ответчику Абдуллиной Л.С. на основании служебного ордера в соответствии с действующим на тот момент постановлением главы администрации «Город Воркута» от *** *** «О порядке предоставления служебной жилой площади», как сотруднику Муниципального учреждения здравоохранения МБУ «Детская городская больница». В последующем, согласно постановлению Правительства РК от *** *** муниципальные учреждения здравоохранения Республики Коми переданы в государственную собственность на основании решения Совета МО ГО «Воркута» от ***. В соответствии с п.3 ст.104 ЖК РФ категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются органом местного самоуправления – в муниципальном жилищном фонде. В рамках своих полномочий администрацией МО ГО «Воркута» издано постановление от *** *** «О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде» вместе с перечнем категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, специалисты государственных учреждений здравоохранения в данном перечне отсутствуют. Жилое помещение муниципального жилищного фонда ответчикам может быть предоставлено лишь на основании договора безвозмездного пользования, заключаемого с государственным учреждением. Кроме того, в настоящее время состав семьи ответчицы изменился, стал два человека, соответственно им может быть предоставлена лишь однокомнатная или двухкомнатная квартира.
Ответчики представили письменные пояснения к иску, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в них.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления и письменным пояснениям, дополнительно пояснила, что ответчики не являются сотрудниками муниципального учреждения, оснований для предоставления им спорного жилого помещения не имеется, но Абуллина Л.С. имеет право обратиться в своё учреждение по месту работы с просьбой предоставить ей жилое помещение по другим основаниям, но спорное жилое помещение не может быть им предоставлено, поскольку оно является служебным. Работодатель должен обратиться в администрацию с ходатайством о заключении договора безвозмездного пользования, которое рассматривается на жилищной комиссии и затем предоставляется на безвозмездной основе. Поскольку ответчица увольнялась и вновь была принята на работу, но уже не в муниципальное учреждение, то она не имеет право на проживание в спорной квартире и занимает её незаконно.
Ответчик Абдуллина Л.С. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, пояснила, что продолжает работать в детской больнице, в городе 30-40% оснащенности врачами, она обращалась к главному врачу, чтобы разрешить данную проблему, но вопрос разрешен не был. Также пояснила, что в г.Воркуте у неё нет другого жилья, имеется за пределами две квартиры, которые оформлены на неё, но в них проживают её дети. На учете на получение жилья она не состояла, поскольку ей сказали, что оснований для постановки на учет не имеется.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласился, просил в их удовлетворении отказать, поскольку иск противоречит фактическим обстоятельствам, ответчица вновь принята на работу на прежнее место работы, продолжает работать. В распоряжении о введении спорной квартиры в разряд служебных не указано, что она была введена для детской больницы, поэтому нельзя утверждать, что она является служебной. Переход детской больницы из муниципальной собственности в государственную не должен влечь никаких последствий для ответчицы по квартире, поскольку это влияет на права лиц, которые будут получать жилье, как работники государственного учреждения. Ответчица проработала более 10 лет в больнице и не может быть выселена с сыном, поскольку право на жилище защищается Конституцией.
Ответчик Абдуллин И.С., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя истца, ответчика, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело ***, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделен на частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд и муниципальный жилищный фонд.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд и индивидуальный жилищный фонд, а также жилищный фонд коммерческого использования.
В силу ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В случае отказа освободить служебные жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Судом установлено, что *** является собственностью администрации МО ГО «Воркута».
Распоряжением главы МО «Город Воркута» *** от *** на основании постановления Главы МО «Город Воркута» *** от *** указанная квартира была введена в разряд служебных для администрации МО ГО «Воркута» и предоставлена Абдуллиной Л.С. - врачу-педиатру Детской поликлиники *** на состав семьи из 5-ти человек, в том числе, муж- ФИО12, дочь - ФИО13, сыновья - Абдуллин И.С., ФИО14, что подтверждается ордером на служебное жилое помещение *** серия *** от ***.
*** между МУП «Центральное» (ЖЭУ-10) и Абдуллиной Л.С. заключен договор найма спорного жилого помещения, поименованный как договор социального найма. В качестве основания для его заключения указан ордер *** от *** на служебное жилое помещение.
На момент предоставления Абдуллиной Л.С. спорной квартиры действовал ЖК РСФСР, которым предусматривалось, что решение о включении жилого помещения в число служебных принималось исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (ст.101 ЖК РСФСР).
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 №5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР" судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрацией о включении их в число служебных.
Таким образом, *** в *** была включена в специализированный жилищный фонд в соответствии с действовавшим на момент предоставления Абдуллиной Л.С. жилого помещения законодательством.
В силу ст.99 ЖК РФ основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является решение собственника такого жилого помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч.2 ст.100 ЖК РФ).
Решением Воркутинского городского суда РК от ***, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Абдуллиной Л.С. к администрации МО ГО «Воркута» о признании незаконными и отмене решений общественной жилищной комиссии от *** и *** в части отказа в выводе из разряда служебных жилых помещений *** в ***, признании за ней права пользования данной квартирой на условиях договора социального найма было отказано.
Постановлением руководителя администрации ГО «Воркута» от 07.06.2012 №830 «О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде» постановление Главы МО «Город Воркута» от 06.06.2005 №777 « О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде» и от 05.05.2008 №443 были признаны утратившими силу и утвержден перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, согласно которому это граждане, замещающие должности муниципальной службы муниципального образования городского округа «Воркута», и выборные должности органов местного самоуправления города Воркуты; граждане, состоящие в трудовых отношениях с органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями: врачи, медицинские сестры, учителя; начальники гарнизонов пожарной охраны, их заместители, оперативные дежурные, начальники караулов, водители пожарных автомобилей, прибывающие в город Воркуту для прохождения службы по контракту; участковые уполномоченные полиции для работы на обслуживаемом административном участке городского округа; приглашенные специалисты муниципальных учреждений, муниципальных предприятий городского округа «Воркута».
В соответствии с Постановлением Правительства РК от *** *** с *** муниципальные учреждения здравоохранения Республики Коми переданы в государственную собственность.
*** Советом МО ГО «Воркута» принято решение №178 «О передаче в государственную собственность РК муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, подведомственных Городскому управлению лечебно-профилактической помощи населению администрации МО ГО «Воркута», в том числе и МБУ «Воркутинская детская больница».
Из материалов дела следует, что с *** Абдуллина Л.С. была уволена из ГБУЗ РК «Воркутинской детской больницы» по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, приказом *** от *** ответчица была вновь принята на работу в Детскую больницу в должности врача – педиатра участкового поликлиники *** и работает по настоящее время.
Исходя из требований ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ, после увольнения Абдуллиной Л.С. (***) действие договора найма подлежало прекращению, а жилое помещение освобождению последней.
Поскольку права членов семьи нанимателя по пользованию служебной жилой площадью производны от его прав, то законных оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением за членами семьи Абдуллиной Л.С. не имелось.
Однако собственник жилого помещения после расторжения трудового договора ответчиком с ГБУЗ РК «ВДБ» с *** года требований о выселении ответчиков не заявлял, ответчики не отказывались от прав на жилое помещение, добровольно его не освободили, продолжали в нем проживать.
*** в адрес ответчиков было направлено письменное предупреждение, в котором ответчикам было предложено освободить спорное жилое помещение в срок до *** в связи с расторжением трудового договора Абдуллиной Л.С. с ГБУЗ РК «ВДБ».
При рассмотрении дела установлено, что в настоящее время в жилом помещении зарегистрированы и проживают Абдуллиной Л.С., Адуллину И.С..
Из материалов дела следует, что ответчики не имеют в собственности и по договору социального найма другого жилого помещения в ***, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации МО ГО «Воркута» не состоят.
Доводы представителя истца о том, что ответчики должны быть выселены из спорного жилого помещения, поскольку жилое помещение Абдуллиной Л.С., как работнику ГБУЗ РК «ВДБ», может быть предоставлено в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности МО ГО «Воркута», утвержденным решением Совета МО ГО «Воркута» от 01.06.2013 № 270, суд считает не имеющими правового значения, в связи с тем, что предметом данного спора является выселение, а не предоставление жилого помещения.
Анализируя постановление руководителя администрации ГО «Воркута» от 07.06.2012 №830 «О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде», суд соглашается с позицией истца о том, что в перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, специалисты государственных учреждений здравоохранения не включены, однако в этот перечень вошли граждане, состоящие в трудовых отношениях с органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями: врачи, медицинские сестры, учителя.
При этом следует отметить, что после передачи в государственную собственность Республики Коми муниципальных бюджетных учреждений в *** году все врачи стали работниками государственных учреждений здравоохранения.
Передача Воркутинской детской больницы из муниципальной в государственную собственность не должна влиять на жилищные права работников, в частности, ответчицы, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Это необходимо для того чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государства в нарушение статьи 7 Конституции Российской Федерации от своих обязательств, возникших в данных конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и действий представителей власти по предоставлению ответчице жилого помещения на период работы в должности врача детской больницы.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище, как отмечается в преамбуле к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указывается, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, а именно, того, что ответчик Абдуллина Л.С. в настоящее время состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ РК «ВДБ», вопрос о предоставлении ей другого жилого помещения не разрешен, иного жилья в *** ни она, ни член её семьи не имеют, суд полагает, что исковые требования истца не могут быть удовлетворены.
Иных оснований для удовлетворения исковых требований истцом не указано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации МО ГО «Воркута» к Абдуллиной Л.С., Адуллину И.С. из жилого помещения, расположенного по адресу: ***, обязании сдать ключи от жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в отдел по учету и распределению жилой площади администрации МО ГО «Воркута», - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения, которое изготовлено 23.03.2016.
Судья А.В.Круковская