Дело № 2-940/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Светлогорск 15 декабря 2020 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Аниськова М.В.
при секретаре Никоненко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиниченко Н.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Калиниченко Н.В. обратилась в суд с названным иском. В исковом заявлении и в заявлении об уточнении иска в соответствии со ст. 39 ГПК РФ (л.д. 143-145) указывает, что решением Светлогорского городского суда от 06 февраля 2020 года по её иску к УПФР суд обязал ответчика зачесть в её специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы в исчислении один год как один год шесть месяцев в Филиале <№> ФГБУ <Данные изъяты> в должности операционной медицинской сестры операционного отделения: с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 г., а всего 3 года 4 месяца 2 дня. Вместе с тем, суд отказал в признании права на досрочное назначение страховой пенсии с момента обращения к ответчику с 13 июня 2019 года. Судебным решением было установлено, что на 18 апреля 2019 г. страховой стаж для досрочного назначения пенсии по старости составил 30 лет 3 месяца 6 дней. Решение суда подтвердило наличие у неё льготного медицинского стажа на определенную дату. Решение суда вступило в силу 18 марта 2020 года, но стаж был выработан 12 января 2019 года. Исходя из этого, 22 апреля 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Управление ПФР 12.05.2020 г. ей сообщило, что поскольку с заявлением о назначении страховой пенсии с судебным решением она обратилась в 2020 году, то приобретет право на досрочную страховую пенсию после 18 сентября 2021 года. Считает, что решением УПФР ей незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии. По её мнению, исходя из содержания п. 20 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. для назначения ей страховой пенсии по старости в 2019 году необходимо было наличие медицинского стажа продолжительностью 30 лет 6 месяцев при условии, что 30 лет данного стажа были выработаны после 1 января 2019 года. То есть, право на назначение досрочной пенсии возникло у неё с 13 июля 2019 года. Просит признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 июля 2019 года и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с 13 июля 2019 года.
В судебном заседании Калиниченко Н.В. поддержала свои исковые требования по изложенным в иске основаниям. Дополнила, что в ходе рассмотрения вышеуказанного дела пенсионный фонд не оспаривал другие периоды специального стажа и не говорилось о том, не засчитывается стаж работы в Украине. Раньше пенсионный фонд эти периоды признавал и судом было установлено наличие 30-летнего стажа на определенный период.
Представитель ответчика- Сорокина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Калиниченко Н.В. по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 25-27). Пояснила, что после повторного обращения Калиниченко Н.В. с заявлением о назначении пенсии была проведена проверка и признали, что УПФР неправомерно включил в специальный стаж более двух лет работы на Украине. Считает, что при рассмотрении первого дела суд не рассматривал вопрос наличия тридцатилетнего стажа.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Калиниченко Н.В. не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что 01 августа 1988 года Калиниченко Н.В. была принята на работу в <Данные изъяты> на должность медсестры отделения новорожденных детей и уволена с данной должности 29.10.1990 года. С 30.10.1990 года по 12.09.1994 г. она работала в должности медсестры детского отделения <Данные изъяты>.
Эти периоды работы Калиниченко Н.В. проходили на территории Украины. В дальнейшем трудовая деятельность Калиниченко Н.В. проходила на территории Российской Федерации.
02 октября 1996 г. Калиниченко Н.В. принята на работу на должность санитарки в войсковую часть <№>, а 05.11.1996 года она была переведена на должность операционной медсестры. 01.11.2005 г. Калиниченко Н.В. переведена на должность медсестры кабинета гемодиализа отделения анестезиологии-реанимации, затем 07.08.2009 г. переведена в кабинет экстракорпорального лечения на должность медсестры в том же учреждении. После этого, 27.08.2015 года Калиниченко Н.В. переведена на должность операционной медсестры хирургического отделения (с операционным блоком гнойной хирургии и стерилизационной), 25.09.2017 г. переведена на должность старшей операционной медсестры хирургического отделения (с операционным блоком гнойной хирургии и стерилизационной).
Войсковая часть <№> за время работы Калиниченко Н.В. неоднократно переименовывалась, а с 31.12.2015 г. переименована в Филиал <№> ФГБУ <Данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации.
Полагая, что у неё имеется необходимый трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, 13 июня 2019 года Калиниченко Н.В. обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Пенсионным органом была проведена проверка представленных Калиниченко Н.В. документов и 20 июня 2019 года Управлением ПФР было принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемых 30 лет специального стажа.
Заявителю был дан письменный ответ с разъяснением причин отказа в установлении пенсии, в котором указывается, что в специальный стаж работы включены периоды её работы: один год работы за год- в <Данные изъяты> в должности медицинской сестры отделения новорожденных с 01.08.1988 г. по 29.10.1990 г., в <Данные изъяты> в должности медицинской сестры отделения новорожденных с 30.10.1990 г. по 12.09.1993 г., в филиале <№> ФГБУ <Данные изъяты> в должности операционной медсестры отделения «Искусственная почка» с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 г., в филиале <№> ФГБУ <Данные изъяты> в должности медсестры кабинета гемодиализа и медсестры кабинета экстракорпорального лечения с 01.11.2005 г. по 07.11.2005 г., с 09.11.2005 г. по 14.12.2005 г., с 16.12.2005 г. по 05.06.2007 г., с 08.06.2007 г. по 28.10.2007 г., с 31.10.2007 г. по 26.08.2015 г.; один год работы за один год шесть месяцев- в филиале <№> ФГБУ <Данные изъяты> в должности операционной медсестры и старшей операционной медсестры хирургического отделения стационара с 27.08.2015 г. по 25.03.2018 г, с 07.04.2018 г. по 26.08.2018 г., с 05.09.2018 г. по 18.04.2019 г. (даты выдачи льготной справки) всего продолжительностью 26 лет 11 месяцев 4 дня. В специальный страховой стаж не включены периоды отпусков по уходу за детьми, периоды отпусков без заработной платы и периоды отпусков за сдачу донорской крови.
Не согласившись с данным решением пенсионного органа Калиниченко Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению ПФР и просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения; обязать ответчика засчитать в её специальный стаж периоды работы в Филиале <№> ФГБУ <Данные изъяты> в должности операционной медицинской сестры операционного отделения: с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 года и применить к указанным периодам льготный порядок исчисления стажа 1 год работы как год и шесть месяцев; обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию со дня обращения за ней, а именно с 13 июня 2019 года.
Решением Светлогорского городского суда Калининградской области по гражданскому делу <№> исковые требования Калиниченко Н.В. были удовлетворены частично. Суд обязал Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) зачесть в специальный страховой стаж Калиниченко Н.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в исчислении- один год как один год и шесть месяцев в Филиале <№> ФГБУ <Данные изъяты> в должности операционной медицинской сестры операционного отделения: с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 г. В остальной части в удовлетворении исковых требований Калининченко Н.В. отказано.
В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 18 марта 2020 года (л.д. 36-46).
22 апреля 2020 года Калиниченко Н.В. вновь обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, представив решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 06 февраля 2020 года (л.д. 126-130).
12 мая 2020 года Управлением ПФР было принято решение <№> об отказе в установлении пенсии на том основании, что решение суда, которым специальный стаж определен 30 лет 3 месяца 9 дней, вступило в законную силу 18.03.2020 г. и право на досрочную страховую пенсию возникает после 18.09.2021 года (л.д. 122).
О принятом решении Управление ПФР письменно уведомило Калиниченко Н.В. письмом от 12.05.2020 г., указав, что решение суда от 06.02.2020 г. рассматривается как документ, подтверждающий стаж, поэтому данные периоды включаются в специальный стаж для определения права на досрочную страховую пенсию не ранее дня вступления в силу решения суда. Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ для медиков, которым в 2020 году предстояло выходить на пенсию по «старому» законодательству, право на пенсию возникает через 1 год 6 месяцев, следовательно, право на досрочную пенсию возникает у заявителя после 18.09.2021 года (л.д. 135, 136).
Кроме того, еще до обращения Калиниченко Н.В. с настоящим иском в суд, Управление ПФР 25 июня 2020 года направило в адрес Калиниченко Н.В. ответ (исх. <№>) на её обращение по вопросу срока назначения досрочной страховой пенсии, в котором повторно изложило позицию пенсионного органа об исчислении срока назначения страховой пенсии с момента вступления в силу решения суда. Кроме того, в ответе пенсионный орган указал на дополнительные основания для отказа в назначении пенсии. Так, ответчик указывает, что с учетом отдельных периодов, засчитанных в специальный стаж по решению суда, медицинский стаж заявителя на 31.12.2019 г. составляет 31 год 04 месяца по сведениям индивидуального персонифицированного учета (по данным индивидуального персонифицированного учета определен стаж после 18.04.2019 г.). Вместе с тем, для включения в специальный стаж периодов работы с 01.01.1991 г. в государствах, бывших республиках СССР, необходимо подтверждение того, что данные периоды засчитывались в стаж, дающий право на досрочную пенсию, по законодательству государства-участника СНГ, в котором осуществлялась указанная деятельность. Поскольку период работы с 01.01.1991 г. по 12.09.1993 г. в должности медсестры в <Данные изъяты> не подтвержден компетентным органом Республики Украина, оснований для включения в настоящее время указанного периода работы в специальный стаж не имеется. По состоянию на 31.12.2019 г. специальный медицинский стаж с учетом периодов работы, засчитанных по решению суда, но без стажа работы в Республике Украина, составляет 28 лет 07 месяцев 18 дней (л.д. 55, 56).
Таким образом, в настоящее время Управлением ПФР в назначении Калиниченко Н.В. досрочной страховой пенсии отказано по двум основаниям: первое- учет специального стажа, признанного таковым по решению суда, только с момента вступления решения суда в законную силу, второе- продолжительность на 31.12.2019 г. специального стажа менее 30 лет в связи с исключением из подсчета страхового стажа периода работы с 01.01.1991 г. по 12.09.1993 г.
Суд полагает, что такое решение пенсионного органа является законным лишь частично, однако, суд соглашается с доводами ответчика в той части, что подтвержденный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения у Калиниченко Н.В. по состоянию на 31.12.2019 г. был менее необходимых 30 лет.
Так, суд считает незаконными доводы пенсионного органа в части зачета спорных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии только с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, действующей с 01.01.2019 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1. настоящей статьи.
Согласно с. 1.1.ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, согласно указанных правовых норм, а также с учетом норм приложения № 7 к ФЗ «О страховых пенсиях» назначение страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в 2019 году возможно не ранее чем через 6 месяцев после выработки 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при условии, что этот стаж был выработан после 01.01.2019 года.
Решением суда по гражданскому делу <№> суд признал, что периоды работы Калиниченко Н.В. с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 г. в Филиале <№> ФГБУ <Данные изъяты> в должности операционной медицинской сестры операционного отделения (за исключением дней отпуска без содержания, отпуска по уходу за ребенком) должны бытьзасчитаны в страховой стаж в исчислении- один год как один год и шесть месяцев и, поскольку в отношении включения других периодов работы истца в специальный стаж спор на момент разрешения дела отсутствовал, суд установил, что по состоянию на 18.04.2019 г. (дата, по состоянию на которую последним работодателем была выдана льготная справка и пенсионным органом произведен расчет льготного стажа) продолжительность льготного стажа Калиниченко Н.В. составляет 30 лет 3 месяца 6 дней (абзац 5 страницы 10 решения суда).
Поскольку в части исковых требований о назначении страховой пенсии по старости с 13 июня 2019 года суд Калиниченко Н.В. отказал, она повторно обратилась в Управление ПФР 22 апреля 2020 года с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, полагая, что с учетом вынесенного судом решения необходимый 30-летний специальный стаж был выработан ею в 2019 года.
Согласно части 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При этом, суд считает незаконными доводы Управления ПФР в той части, что 6-месячный срок, предусмотренный ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ и приложением 7 к ФЗ «О страховых пенсиях» следует исчислять с момента вступления в законную решения суда, которым в специальный стаж заявителя включены спорные периоды работы.
Такой порядок принятия к зачету специального стажа на основании вступившего в законную силу судебного постановления противоречит закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В обоснование своей позиции Управление ПФР ссылается на правовой анализ ситуации, при которой решение суда, обязывающее территориальный орган ПФР включить в страховой стаж определенный период работы, представляется заявителем после приема заявления о назначении страховой пенсии и уведомлении его о необходимости представить недостающие для установления пенсии документы в срок, не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения. То есть, пенсионный фонд исходит из того, как если бы на момент обращения за пенсией документ, подтверждающий наличие необходимого специального стажа отсутствовал.
В то же время, согласно п. 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015, предусмотрено, что периоды работы включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии.
Решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 06 февраля 2020 года вступило в законную силу 18.03.2020 года, а Калиниченко Н.В. обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении пенсии 22.04.2020 года. То есть, решение суда вступило в законную силу до обращения Калиниченко Н.В. с заявлением о назначении пенсии и на момент её обращения к ответчику уже имелся документ (решение суда) подтверждающий наличие необходимого специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии. Это решение суда было представлено Калиниченко Н.В. в Управление ПФР в день подачи заявления о назначении страховой пенсии и представление дополнительных документов в течение не позднее трех месяцев от неё не требовалось.
Неправильное толкование сотрудниками пенсионного органа положений законодательства не может служить основанием для отказа в назначении Калиниченко Н.В. страховой пенсии со дня возникновения у неё права на пенсию (либо для приобретения права на пенсию после 18.09.2021 г., как первоначально указывалось ответчиком) только на том основании, что решение суда о включении отдельных периодов работы в специальный стаж вступило в законную силу в 2020 году.
В то же время, суд приходит к выводу о том, что Управлением ПФР при новом рассмотрении заявления Калиниченко Н.В. частично обоснованно отказано во включении в специальный стаж иного периода работы.
Как уже указывалось выше, предметом рассмотрения по гражданскому делу <№> являлся льготный порядок исчисления специального стажа Калиниченко Н.В. за периоды работы с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 г.
В отношении правильности включения в специальный стаж иных периодов работы Калиниченко Н.В. судом спор ранее не рассматривался, фактические обстоятельства, относящиеся к иным периодам работы истца, судом не устанавливались и доказательства обоснованности их зачета в специальный стаж не исследовались. Вывод в решении суда от 06 февраля 2020 года о том, что на 18.04.2019 г. страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии Калиниченко Н.В. составляет 30 лет 3 месяца 6 дней был основан лишь на том, что к рассчитанному Управлением ПФР стажу продолжительностью 26 лет 11 месяцев 4 дня (в отношении которого на тот момент спор отсутствовал) был прибавлен дополнительный период льготного исчисления (1 год за 1 год 6 месяцев) вышеуказанных спорых периодов работы.
Исходя из этого, суд полагает, что при разрешении настоящего спора решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 06.02.2020 года в части определения продолжительности специального страхового стажа истца не имеет преюдициального значения, поскольку Управлением ПФР оспаривается наличие необходимого специального стажа по иным основаниям, которые не являлись предметом разбирательства по ранее рассмотренному делу.
Управление ПФР считает, что в настоящее время для расчета продолжительности специального стажа не может быть учтен период работы Калиниченко Н.В. с 01.01.1991 г. по 12.09.1993 г. (2 года 08 месяцев 12 дней) в должности медсестры в <Данные изъяты>, поскольку этот период не подтвержден компетентным органом Республики Украина.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г., подписанным, в том числе Российской Федерацией и Украиной.
Согласно ст. 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 г., пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Изменений и дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 г., с применением норм пенсионного законодательства РФ, а периоды по трудовому договору с 14 марта 1992 г. и по найму с 1 января 2002 г. подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после 13.03.1992 года.
В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Международное соглашение содержит положение о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения).
Из изложенного следует, что вопреки позиции Управления ПФР период работы Калиниченко Н.В. с 01.01.1991 г. по 13.03.1992 года может быть принят к зачету в специальный страховой стаж без каких-либо дополнительных условий и факт осуществления трудовой деятельности в этот период времени на территории Украины не имеет значения.
Однако, как обоснованно указывается ответчиком, период работы с 14.03.1992 года и до 12.09.1993 года может быть зачтен в специальный страховой стаж Калиниченко Н.В. только при условии представления документов о трудовом стаже и заработке, а также об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Украины.
Документы, подтверждающие эти обстоятельства, Калиниченко Н.В. не представлены.
При обращении в Управление ПФР в 2019 году Калиниченко Н.В. представила справку Коммунального учреждения <Данные изъяты> <№> от 02.04.2018 г., в которой содержатся сведения о том, что Калиниченко Н.В. действительно работала в <Данные изъяты> на должности медицинской сестры с 30.10.1990 года, в период с 26.06.1991 г. по 17.04.1993 г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с 13.09.1993 г. по 12.09.1994 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (л.д. 91-93).
Сведений о полученной Калиниченко Н.В. заработной плате и уплаченных страховых взносах на пенсионное обеспечение справка не содержит. Других документов, подтверждающих эти обстоятельства истцом не представлено, а пенсионным органом у компетентных органов Республики Украина запрошено не было.
В материалах УПФР об отказе в установлении страховой пенсии также имеются документы, подтверждающие факт рождения у Калиниченко Н.В. детей: <ФИО>2, <Дата> рождения, и <ФИО>3, <Дата> рождения (л.д. 101-106).
Таким образом, оснований для включения в специальный стаж периода работы Калиниченко Н.В. с 14.03.1992 года и до 12.09.1993 года в настоящее время не имеется.
Продолжительность этого периода работы составляет 1 год 6 месяцев.
Без учета периода работы Калиниченко Н.В. с 14.03.1992 г. по 12.09.1993 г. продолжительность её специального стажа на 31.12.2019 года составит 29 лет 10 месяцев 1 день, что менее требуемых 30 лет.
Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Калиниченко Н.В. о назначении ей страховой пенсии по старости с 13 июля 2019 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Калиниченко Н.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено
Судья М.В. Аниськов