РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Нижний Ингаш 07 октября 2019 года
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Рудаков Ю.Е., при секретаре Синициной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-430/2019 (УИД 24RS0038-01-2019-000507-86) по исковому заявлению Бородулина Ю.Н. к администрации Нижнеингашского района Красноярского края, администрации Верхнеингашского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, Бородулину А.Н., Бородулину Н.Н., Спириной Н.Н. об установлении факта владения и пользования на праве собственности жилым домом и земельным участком, включении их в состав наследственной массы, признании принявшего наследство и признании права собственности на жилое помещение и земельный участок в порядке наследования,
установил:
Бородулин Ю.Н., действуя через своего представителя Шинкоренко Н.И., обратился в суд с иском к ответчикам, просит установить факт владения и пользования Б.А. на праве собственности жилым домом - площадью 52,2 кв.м., и земельным участком - площадью 2600 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>; включить указанные жилой дом и земельный участок в состав наследственной массы оставшейся после смерти Б.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать принявшим наследство в виде данного дома и земельного участка и признать право собственности на указанные объекты недвижимости за истцом.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – Б.Н., ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – Б.А.. После смерти родителей осталось наследственное имущество в виде жилого дома и земельного участка, расположенные по адресу: <адрес>. Бородулин Ю.Н. по закону является наследником первой очереди. Наследниками первой очереди имеются и другие дети: Бородулин А.Н., Бородулин Н.Н., Спирина Н.Н., которые не возражают в оформлении права собственности жилого дома и земельного участка, оставшиеся после родителей, на имя своего брата - Бородулина Ю.Н.. Завещание со стороны умерших не оформлялось. В установленный законом срок Бородулин Ю.Н. не обратился в нотариальные органы за принятием наследства, потому как он юридически не грамотный и не знал, как правильно оформлять полученное имущество в собственность. При сложившейся ситуации, Бородулин Ю.Н. вынужден в судебном порядке признавать за собой право собственности в порядке наследования, так как без решения суда он не может оформить права собственности на имущество, не может свободно распоряжаться своим имуществом в праве собственности. Согласно базе данных государственного учреждения Красноярский государственный центр технической инвентаризации и оценки зданий, строений, сооружений по состоянию на 12.05.1999 года, объект недвижимости жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю собственников спорного жилого дома и прилагаемого земельного участка не имеется. 15.05.1996 года Бородулину Н.М., решением № 5 - Администрацией с. В-Ингаш, для личного использования, было представлено в собственность 0,26 га земельного участка. Указанный жилой дом не является муниципальной собственностью и на балансе администрации Верхнего Ингаша не состоит, а также не состоит на балансе в администрации Нижнеингашского района и не числится в реестре муниципального имущества муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края. В настоящее время, в указанном жилом доме на регистрационном учете состоит брат истца Бородулин А.Н. Бородулин Ю.Н. всегда считал указанный жилой дом своей собственностью. Бородулин Ю.Н. при жизни своей матери и после ее смерти, ухаживал и продолжает ухаживать за жилым домом, следил и продолжает следить за его состоянием, занимался похоронами матери, и что при жизни матери и после ее смерти продолжает добросовестно, открыто и непрерывно владеть и пользоваться данным жилым домом.
В судебное заседание истец Бородулин Ю.Н. и его представитель по доверенности Шинкоренко Н.И. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно ходатайству просят рассмотреть дело в отсутствии истца и его представителя.
Ответчики Бородулин А.Н., Бородулин Н.Н., Спирина Н.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, об отложении судебного заседания не просили, представили письменные заявления, согласно которых не возражают против удовлетворения заявленных братом Бородулиным Ю.Н. исковых требований.
Ответчики – администрация Верхнеингашского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края и администрация Нижнеингашского района Красноярского края своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили. Согласно заявлению главы Верхнеингашского сельсовета от 17.09.2019 года, за удовлетворения иска не возражают.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процесса. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства; поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников процесса, согласно ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием и законом; в случае, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Как следует из положений ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В ст. 1112 ГК РФ определено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
На основании ст. 1141, ст. 1142 ГК РФ, наследники одной очереди наследуют в равных долях; наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю деньги.
Указанные нормы конкретизированы в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", содержащим разъяснения о том, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Согласно ст.ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, в том числе факт владения и пользования недвижимым имуществом, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих данный факт.
В силу ч. 2 ст. 218, ст. 223 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества; в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом; в случае, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
По делу установлено: ДД.ММ.ГГГГ умер Б.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ДД.ММ.ГГГГ умерла Б.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о смерти. Бородулин Ю.М. является сыном Б.Н. и Б.А., что подтверждается свидетельством о рождении.
По сведениям, представленным нотариусом Нижнеингашского нотариального округа наследственные дела на имущество Б.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ и на имущество Б.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, - не открывались.
Согласно выписке из домовой книги от 15.05.2019 года, по адресу: <адрес> зарегистрирован Бородулин А.Н. (брат истца) с 29.01.1980 года.
Из справки Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 24.07.2019 года, сведения о зарегистрированных правах на жилой дом № по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 20.05.1996 года, выданное Верхнеингашской сельской администрацией, Б.Н. был предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,26 га для личного использования.
По сведениям ФГБУ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю зарегистрированных прав на спорный жилой дом и земельный участок, - не имеется. Земельный участок с кадастровым №, на котором расположен дом, относится к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно справкам администрации Нижнеингашского района Красноярского края, администрации Верхнеингашского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, спорный жилой дом в реестре муниципального имущества не значится, на балансе не состоит.
Из представленных суду материалов, следует, что Б.Н. и Б.А. владели домом открыто, считали дом своей собственностью, обустраивали его, следили за домом и приусадебным участком, держали хозяйство, обрабатывали огород, несли расходы по содержанию дома. После смерти Б.Н. и Б.А. осталось наследственное имущество в виде жилого дома № по <адрес>. Однако при жизни в установленном законом порядке право собственности на жилой дом, родители не зарегистрировали в силу юридической неграмотности. Первым умер отец истца Б.Н. более 7 лет назад. В 2018 году умерла мать истца Б.А.. При жизни и после смерти родителей, Бородулин Ю.Н. ухаживал и продолжил ухаживать за домом, следит за его состоянием. Истец сам несет расходы по содержанию дома и земельного участка, на котором расположено домовладение, засаживает огород, оплачивает электроэнергию, производит ремонт, продолжает добросовестно, открыто и непрерывно владеть и пользоваться данными объектами недвижимости.
С учетом вышеустановленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что при жизни родители истца не оформили надлежащим образом свое право собственности на спорный жилой дом, однако до своей смерти они открыто проживали в нем, распоряжались им и считали данный жилой дом своей собственностью.
Сразу после смерти матери истец фактически вступил в наследство в виде спорного дома, поскольку распорядился имуществом матери, принял меры к сохранности дома, оплачивает расходы по содержанию жилья.
В настоящее время истец продолжает открыто владеть и пользоваться данным объектом недвижимости, оформляет документы на него.
Ввиду отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов на жилое помещение и земельный участок Бородулин Ю.Н. не может оформить свои наследственные права. Устранить данный недостаток в настоящее время не представляется возможным ввиду смерти наследодателя. Вместе с тем Бородулин Ю.Н. фактически принял наследство.
Установление требуемого факта имеет для Бородулина Ю.Н. юридическое значение, поскольку он является наследником по закону первой очереди после смерти родителей. Другие наследники на наследство не претендуют, фактически наследство не принимали, о чем представлены заявления.
Истец после смерти матери, фактически приняв наследство, в порядке ст. 218 ГК РФ приобрел право собственности на жилой дом и земельный участок, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Установить факт владения и пользования на праве собственности Б.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, жилым домом, общей площадью 52,2 кв. м. и земельным участком, площадью 2600 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>, и включить данные объекты недвижимости в наследственную массу, оставшуюся после смерти Б.А..
Признать Бородулина Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, принявшим наследство после смерти Б.А., состоящее из жилого дома и земельного участка,
расположенные по адресу: <адрес>.
Признать за Бородулина Ю.Н. в порядке наследования право собственности на жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 52,2 кв.м., с кадастровым номером № и на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2600 кв.м. с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд.
Председательствующий