Дело № 2-501/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Емельяновский район Красноярского края, к администрации Элитовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края, Рачковскому Юрию Алексеевичу, Григорьеву Александру Владимировичу о признании постановления незаконным, признании договора аренды и договора уступки прав и обязанностей по договору аренды недействительными, применении последствий недействительности сделок,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Емельяновского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Емельяновский район, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации Элитовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края, Рачковскому Ю.А. и Григорьеву А.В., в котором просил признать незаконным постановление администрации Элитовского сельсовета № от 10.10.2016 года о предоставлении в аренду Рачковскому Ю.А. земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2185 кв.м., категории земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — ведение личного подсобного хозяйства; признать недействительным договор аренды данного земельного участка заключенный 10.10.2016 года между администрацией Элитовского сельсовета и Рачковским Ю.А.; признать недействительным договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.10.2016 года, заключенный между Рачковским Ю.А. и Григорьевым А.В.; применить последствия недействительности сделки в виде прекращения права собственности Григорьева А.В. на объект недвижимого имущества - хозяйственная постройка, площадью 9 кв.м. и жилой дом, площадью 15 кв.м.
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой Емельяновского района проведена проверка соблюдения администрацией Элитовского сельсовета земельного законодательства при предоставлении земельных участков в п. Элита Емельяновского района. По результатам проведенной проверки установлено, что 10.03.2016 года в администрацию Элитовского сельсовета поступило заявление Рачковского Ю.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с имеющейся инвалидностью. 30.08.2016 администрацией Элитовского сельсовета на основании указанного заявления издано постановление № о предварительном согласовании предоставления Рачковскому Ю.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2185 кв.м., категории земель земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. 08.09.2016 года сведения о границах указанного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости, с присвоением кадастрового номера №. 15.09.2016 Рачковским Ю.А. в администрацию Элитовского сельсовета подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов. 10.10.2016 постановлением администрации Элитовского сельсовета № Рачковскому Ю.А. указанный земельный участок предоставлен в аренду. 10.10.2016 между администрацией Элитовского сельсовета и Рачковским Ю.А. заключен договор аренды № 190 земельного участка с кадастровым номером №. Вместе с тем, прокуратурой района установлено, что Рачковским Ю.А. к заявлению о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов приложены только копия паспорта и справки об инвалидности. Документы, подтверждающие нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий не представлены, администрацией Элитовского сельсовета в рамках межведомственного информационного взаимодействия не запрошены. На запрос прокуратуры района администрацией Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района, по месту регистрации Рачковского Ю.А., дан ответ о том, что Рачковский Ю.А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, проживает в частном доме, права на который не зарегистрированы. Таким образом, администрацией Элитовского сельсовета земельный участок предоставлен в аренду Рачковскому Ю.А. без проведения торгов в нарушение земельного законодательства. 01.11.2016 года между Рачковским Ю.А. и Григорьевым А.В. заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.10.2016 года № 190 и в последующем Григорьевым зарегистрировано право собственности на хозяйственную постройку и жилой дом.
В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района Якушева А.А. требования иска с учетом их уточнения поддержала, суду пояснила, что действия администрации Элитовского сельсовета по предоставлению земельного участка Рачковскому Ю.А. в отсутствие доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий нарушают права неопределенного круга лиц, которым мог быть предоставлен данный участок, а также права муниципального образования Емельяновский район, которое могло распорядиться участком с торгов. У Рачковского Ю.А. не имелось интереса в получении земельного участка, что помимо материалов проверки, подтверждается действиями Рачковского Ю.А. по распоряжению участком сразу же после заключения договора аренды. Данные действия ответчика указывают на злоупотребление правами. Сделка, совершенная с нарушением закона, не влечет правовых последствий, поэтому договор уступки права аренды, а также регистрация права собственности Григорьева А.В. на строения на участке подлежат прекращению.
Ответчик Григорьев А.В., а также его представители – Шульгина Е.С. и Чигодайкин Г.П. требования иска прокурора не признали, пояснили, что обратившись в суд, прокурор осуществляет защиту прав Полынцева Е.В., которому было отказано в заявленных требованиях, в том числе по аналогичному предмету и основаниям. Дело было рассмотрено Емельяновским районным судом, вступило в законную силу 09.10.2017 года, рассматривалось, в том числе, между теми же сторонами и по основаниям нуждаемости в улучшении жилищных условий. ГПК РФ, КАС РФ запрещает подавать иски о том же предмете, по тем же основаниям и между теми же сторонами, что свидетельствует о злоупотреблении своими правами прокурором, а также является основанием для отказа в иске по правилам абзаца 3 статьи 220 ГПК РФ, потому что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда. Считают, что истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок для обжалования постановления органа местного самоуправления. 10.03.2016 года Рачковский Ю.А. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в строгом соответствии со ст.ст. 39.14. 39.15 Земельного кодекса РФ. Ответом администрации Элитовского сельского Совета ему было отказано в предварительном согласовании земельного участка. 26.05.2016 года Рачковский Ю.А. обратился в Емельяноский районный суд с исковым заявлением об оспаривании действий Элитовского сельсовета. Определением Емельяновского районного суда от 01.09.2016 года производство по иску Рачковского Ю.А. прекращено в связи с вынесением 30.08.2016 года администрацией Элитовского сельсовет постановления № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка». По итогам рассмотрения заявления Рачковского Ю.А. администрацией Элитовского сельсовета было вынесено постановление №1146 от 10.10.2016 года о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и 10.10.2016 года между администрацией Элитовского сельсовета Емельяновского района и Рачковским Ю.А. был заключен договор аренды земельного участка. Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке. 01.11.2016 года между Рачковским и Григорьевым был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды от 10.10.2016 года, данный договор был согласован главой Элитовского сельсовета; договор уступки прав и обязанностей от 01.11.2016 прошел правовую экспертизу в Управлении Росреестра по Красноярскому краю и был зарегистрирован в установленном законом порядке 10.11.2016 года. Администрацией Емельяновского района для Григорьева А.В. был утвержден градостроительный план земельного участка и выдано разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, на котором в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на сарай (№ и жилой дом (№ Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Перечень, испрашиваемых документов, является закрытым, расширительному толкованию не подлежит. Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации. Право инвалидов на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение земельных участков, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской Федерации, федеральное законодательство не содержит. Из указанного следует, что установление региональным законодательством перечня иных документов, которые необходимо представить инвалидам, имеющим право на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является возложением на них дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей. Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.11.2010 года № 1031н утверждена форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. При этом отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, отсутствие механизма применения закона, не может являться препятствием для реализации инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий. Считают, что прокурор Емельяновского района, обращаясь с исковым заявлением в суд к Григорьеву А.В., Рачковскому Ю.А., администрации Элитовского сельского Совета, злоупотребил правом, поскольку им не указано, какие конкретно права и свободы лиц, в защиту которых он обратился, нарушены оспариваемым постановлением № от 10.10.2016 года. Прокурором Емельяновского района не оспариваются постановление № от 30.08.2016 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка Рачковскому Ю.А., постановление администрации Емельяновского района об утверждении Григорьеву А.В. градостроительного плана земельного участка, разрешение на строительство жилого дома, выданное администрацией Емельяновского района, постановление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № Григорьеву А.В. в собственность за плату, а также договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №. На момент обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка Рачковский Ю.А. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, соответствующие доказательства представлены в материалы дела. Григорьев А.В. является добросовестным приобретателем прав на земельный участок с кадастровым номером №. Открыто пользовался участком, вносил арендную плату, получил градостроительный план на участок, оформил разрешение на строительство жилого дома, построил жилой дом, приобрел право собственности на участок, в связи с чем требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Ответчик Рачковский Ю.А., представитель ответчика – администрации Элитовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края, представители третьих лиц – администрации Емельяновского района и Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания заблаговременно и надлежаще извещались судом.
Выслушав явившихся участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В силу ч.2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 ЗК РФ, в соответствии с которой предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
В силу п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В силу п. 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 17 той же статьи предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Исходя из указанных норм права, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
Как установлено в судебном заседании, 10.03.2016 года Рачковский Ю.А. обратился в администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка личного подсобного хозяйства площадью 2185 кв.м. в п. Элита на праве аренды, согласно схеме, указав основанием предоставления земельного участка без проведения торгов наличие инвалидности 3 группы (т. 1 л.д. 24).
Согласно заявления, в подтверждение наличия права на внеочередное предоставление земельного участка заявителем представлена справка серии №, исследовав которую, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рачковскому Ю.А., являющемуся инвалидом с детства, установлена третья группа инвалидности, бессрочно (л.д. 26 т. 1).
В соответствии с приложенной к заявлению схемой (т.1 л.д. 29), испрашиваемый участок имеет координаты: (<данные изъяты>
Постановлением администрации Элитовского сельского Совета Емельяновского района № № от 30.08.2016 года Рачковскому Ю.А. предварительно согласовано предоставление на праве аренды испрашиваемого им земельного участка; утверждена схема образуемого земельного участка (т. 1 л.д. 28).
08.09.2016 года земельный участок площадью 2185 кв.м. категории земель земли населенных пунктов, разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера №, что следует из кадастрового паспорта земельного участка (т. 1 л.д. 33).
Из материалов дела также следует, что 15.09.2016 года Рачковским Ю.А. на имя главы администрации Элитовского сельского Совета подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с пп. 14, п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, приложив к заявлению кадастровый паспорт земельного участка и согласованную схему расположения участка на кадастровом плане территории (т. 1 л.д. 32).
По результатам рассмотрения заявления постановлением администрации Элитовского сельского Совета №№ от 10.10.2016 года Рачковскому Ю.А. в аренду сроком на 20 лет, без проведения торгов, предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2185 кв.м, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: п. Элита, Емельяновский район (т.1 л.д. 35).
Согласно постановления, основанием для принятия решения о предоставлении участка без проведения торгов явились ст.ст. 11, 22, 39.2, п.п. 14 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.7, п.п. 3 п. 8 ст. 39.8, ст. 39.17, ст. 83 Змельного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
10.01.2016 года, на основании постановления №№ 10.10.2016 года, между администрацией Элитовского сельского Совета и Рачковским Ю.А. заключен договор, в соответствии с которым арендатору Рачковскому в аренду, сроком на 20 лет предоставлен находящийся в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2185 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 36-38); передача объекта арендатору оформлена актом приема-передачи земельного участка (т. 1 л.д. 39).
Государственная регистрация договора аренды осуществлена органами Росреестра по Красноярскому краю 21.10.2016 года.
Из материалов дела также следует, что 01.11.2016 года между Рачковским Ю.А. и Григорьевым А.В. заключен договор цессии, по которому Рачковский Ю.А. уступил, а Григорьев А.В. принял права и обязанности по договору аренды от 10.10.2016 года земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 140-141).
Государственная регистрация договора уступки прав и обязанностей (цессии) осуществлена органами Росреестра по Красноярскому краю 10.11.2016 года.
В соответствии с представленными в дело выписками из ЕГРН следует, что 17.11.2016 года органами Росреестра по Красноярскому краю произведена государственная регистрация права собственности Григорьева А.В. на объект недвижимого имущества – хоз. постройку с кадастровым номером №, площадью 9 кв.м. При этом документами -основанием для регистрации права собственности явились договор аренды земельного участка от 10.10.2016 года № 190, договор уступки прав и обязанностей (цессии) от 01.11.2016 года, а также декларация об объекте недвижимого имущества от 07.11.2016 года (л.д. 82 т. 1).
Согласно выписки из ЕГРН (т. 1 л.д. 83-84), 20.09.2017 года органами Росреестра по Красноярскому краю произведена государственная регистрация права собственности Григорьева А.В. на объект недвижимого имущества – индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, площадью 15 кв.м. При этом документом -основанием для регистрации права собственности на объект явилось разрешение на строительство, исследовав которое судом установлено, что разрешение было выдано 02.03.2017 года начальником отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района (л.д. 86 т. 2).
Проверяя состоятельность доводов прокурора Емельяновского района о необоснованном предоставлении земельного участка Рачковскому Ю.А., суд учитывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида.
Из пунктов 3, 17 вышеуказанных Правил следует, что инвалиды обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства на основании заявления и справки об инвалидности, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Следовательно, право на получение земельного участка без проведения аукциона может быть реализовано инвалидом только после его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Соответственно обязанность предоставить инвалиду земельный участок в первоочередном порядке без проведения аукциона может быть возложена на уполномоченный орган местного самоуправления лишь при наличии данных о постановке инвалида на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
Из исследованных в судебном заседании доказательств, следует, что при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов, Рачковский Ю.А. ссылался на наличие у него инвалидности, представив соответствующую справку.
Между тем, наличие инвалидности само по себе не является обстоятельством, на основании которого у Рачковского Ю.А. возникло право на получение земельного участка для заявленных целей без проведения торгов, и не порождает обязанности органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка для целей ЛПХ гражданину, являющемуся инвалидом, в аренду, без проведения торгов.
Как следует из представленных в дело справок органа местного самоуправления – администрации Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района Красноярского края, на 10.03.2016 года Рачковский Ю.А. в очереди на улучшение жилищных условий по месту жительства и регистрации не состоял, постоянно проживал в частном доме, право собственности на который не зарегистрировано; доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что Рачковского Ю.А. можно отнести к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в дело не представлено.
Более того, на отсутствие такой нуждаемости и заинтересованности в предоставлении земельного участка, по мнению суда, указывают объяснения самого Рачковского Ю.А., данные им участковому уполномоченному МО МВД РФ «Ирбейский» 09.01.2017 года, из которых следует, что в декабре 2015 года к нему обратилась Багмет Г.В., пояснив, что инвалиды вправе без очереди получить земельный участок для строительства около г. Красноярска. На это он пояснил, что возможности строить дом у него нет, после чего Багмет попросила помочь получить участок ее дочери, с которой Рачковский ранее не знаком. Проехав к нотариусу, он оформил доверенность на лиц, с которыми ранее не знаком. Каких-либо денег за оформление и переуступку участка не получал; выделялся ли ему участок, также не знал. По просьбе Багмет позже подписывал какие-то документы по участку, но какие именно, не знает, так как не читал их (т. 2 л.д. 22-23).
Указанные письменные объяснения отобраны в ходе проверки, проведенной правоохранительными органами, представлены в копии по запросу прокурора Емельяновского района, в связи с чем приняты судом в качестве достоверных и допустимых доказательств.
Как установлено судом, договор аренды спорного земельного участка с кадастровым номером № был зарегистрирован органами Росреестра 21.10.2016 года.
01.11.2016 года, то есть, спустя 9 дней после оформления права аренды, между Рачковским Ю.А. и Григорьевым А.В. заключается договор цессии, по которому Рачковский Ю.А. уступил, а Григорьев А.В. принял права и обязанности по договору аренды.
07.11.2016 года, до осуществления государственной регистрации договора цессии (10.11.2016 года), Григорьев А.В. обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимый объект - хоз.постройку (т. 2 л.д. 72), представив декларацию о таком объекте, согласно которой строение возведено в 2016 году (т. 2 л.д. 75).
С учетом объяснений Рачковского Ю.А., данных сотрудникам МО МВД РФ «Ирбейский», суд приходит к убеждению о том, что Рачковский Ю.А. не причастен к строительству объекта.
При установленных обстоятельствах, суд находит, что действия Рачковского Ю.А., связанные с получением земельного участка и последующей его уступкой, в силу положений ст. 10 ГК РФ являются злоупотреблением правом.
Исходя из анализа вышеприведенных норм права, учитывая, что, обратившись в орган местного самоуправления, Рачковский Ю.А. просил о согласовании предоставления земельного участка для ведения ЛПХ в аренду без проведения торгов, представив в качестве документа, подтверждающего право заявителя на приобретение участка без проведения торгов, только документ, подтверждающий инвалидность, в отсутствие доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий, оценивая доказательства отсутствия интереса Раковского Ю.А. в получении земельного участка, суд находит, что решение органа местного самоуправления о предоставлении Рачковскому спорного земельного участка с кадастровым номером №, выраженное в постановлении № от 10.10.2016 года, без проведения торгов, является незаконным.
Заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, в отсутствие доказательств нуждаемости Рачковского Ю.А. в улучшении жилищных условий, нарушает права муниципального образования Емельяновский район на возможность проведения аукциона в отношении данного спорного объекта; пополнения бюджета; нарушает права лиц, которые могли участвовать в аукционе на право аренды земельного участка, а также лиц, которые в силу закона могли претендовать на сформированный как объект права земельный участок во внеочередном порядке, без проведения торгов.
Исходя из выше установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, свидетельствующих о незаконности постановления администрации Элитовского сельского Совета Емельяновского района № № от 10.10.2016 года, договор аренды № 190, земельного участка с кадастровым номером № заключенный 10.10.2016 года на основании указанного постановления между администрацией Элитовского сельсовета и Рачковским Ю.А., является недействительным.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу признания договора аренды земельного участка № 190 от 10.10.2016 года недействительным, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды, заключенный 01.11.2016 года между Рачковским Ю.А. и Григорьевым А.В., также недействителен.
Признавая недействительность договоров аренды земельного участка и его уступки, суд находит, что право собственности Григорьева А.В. на зарегистрированные за ним на праве собственности объекты – хоз. постройку с кадастровым номером №, площадью 9 кв.м. и индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № площадью 15 кв.м., подлежит прекращению, поскольку сохранение права собственности Григорьева на строения будет являться основанием для передачи спорного участка в его собственность в порядке, установленном ст. 35 ЗК РФ, и не устранит нарушений закона и не восстановит прав, нарушенных незаконным распорядительным актом органа местного самоуправления и недействительными сделками.
При этом утверждение постановлением администрации Емельяновского района № 90 от 01.02.2017 года градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 98), а также выдача разрешения на строительство (т. 1 л.д. 101), не являются обстоятельствами, по которым право собственности Григорьева А.В. на объекты недвижимого имущества – хоз. постройку и жилой дом, возведенные на указанном спорном земельном участке подлежат сохранению, поскольку на момент издания постановления и выдачи распоряжения права Рачковского Ю.А. и Григорьева А.В. на земельный участок не были оспорены и признаны недействительными.
Доводы представителя Григорьева А.В. о том, что прокурор Емельяновского района не является лицом, которое вправе обращаться с требованиями о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим, являются несостоятельным.
Требования прокурора, действующего в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и обратившегося в защиту муниципального образования Емельяновский района Красноярского края и неопределенного круга лиц, основаны на положениях абз. 3 ст. 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Доводы представителей Григорьева А.В. о том, что прокурором пропущен установленный законом трехмесячный срок оспаривания решения органа местного самоуправления, не принимаются во внимание по следующим основаниям.
Исходя из положений п. 1 ст. 1, ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 3, 45 ГПК РФ, заинтересованное лицо, а также прокурор в пределах предоставленных ему полномочий вправе обратится в суд за защитой гражданских прав.
При этом законодатель не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного или оспариваемого права, от которого в свою очередь зависит форма осуществления гражданского судопроизводства.
Из материалов дела видно, что предметом заявленных прокурором требований является не только оспаривание действий администрации Элитовского сельсовета по изданию постановления от 10.10.2016 года, но и восстановление нарушенного права. В связи с этим, указанные требования рассматриваются судом в порядке искового производства, а потому к заявленным требованиям не подлежит применению срок, установленный ст. 219 КАС РФ.
Несостоятельными являются и доводы о пропуске прокурором Емельяновского района годичного срока исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки - договора аренды земельного участка – недействительной, поскольку, как видно из материалов дела, государственная регистрация договора аренды спорного земельного участка с кадастровым номером № произведена 21.10.2016 года, государственная регистрация договора цессии произведена 10.11.2016 года; с требованиями о признании указанных договоров недействительными прокурор обратился в суд 31.08.2017 года, то есть, в течение года со дня государственной регистрации оспариваемых сделок.
Несостоятельными суд находит также доводы представителей Григорьева А.В. о необходимости прекращения производства по делу в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение по делу по иску Полынцева Е.В., по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, поскольку в настоящем судебном разбирательстве участвуют иные лица, не привлеченные к участию в названном деле, а именно, прокурор Емельяновского района.
В силу ст. 144 ГПК РФ, суд находит необходимым разрешить вопрос об отмене мер обеспечения иска, принятых по настоящему делу определением от 04.09.2017 года в виде запрета администрации Элитовского сельсовета распоряжаться земельным участком с кадастровым номером №, а также запрета территориальному органу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии вносить изменения в записи ЕГРН в отношении данного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования искового заявления прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Емельяновский район Красноярского края, к администрации Элитовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края, Рачковскому Юрию Алексеевичу, Григорьеву Александру Владимировичу о признании постановления незаконным, признании договора аренды и договора уступки прав и обязанностей по договору аренды недействительными, применении последствий недействительности сделок удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Элитовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края от 10 октября 2016 года № № «О предоставлении в аренду Рачковскому Ю.А. земельного участка с кадастровым номером №».
Признать недействительным договор аренды земельного участка № 190, заключенный 10 октября 2016 года между администрацией Элитовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края и Рачковским Юрием Алексеевичем.
Признать недействительным договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 190 от 10 октября 2016 года, заключенный между Рачковским Юрием Алексеевичем и Григорьевым Александром Владимировичем.
Прекратить право собственности Григорьева Александра Владимировича на объекты недвижимого имущества - хозяйственную постройку с кадастровым номером №, площадью 9 кв.м., и жилой дом с кадастровым номером №, площадью 15 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером № адресу: <адрес>. Настоящее решение является основанием для исключения из ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности Григорьева Александра Владимировича на указанные объекты недвижимого имущества.
По вступлении решения в законную силу отменить меры обеспечения иска, принятые определением Емельяновского районного суда Красноярского края от 04 сентября 2017 года в виде запрета администрации Элитовского сельсовета распоряжаться земельным участком с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> а также запрета территориальному органу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии вносить изменения в записи ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко