Производство №а-613/2021
Дело (УИД) 28RS0021-01-2021-001177-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 18 ноября 2021 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,
при секретаре Самохваловой М.В.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Осса Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Сковородинского района, действующего в интересах Российской Федерации к администрации Сковородинского района, администрации рабочего посёлка (пгт) Ерофей Павлович о признании незаконным бездействия администрации Сковородинского района по неисполнению обязанности о выделении достаточного количества мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории пгт.Ерофей Павлович, обязании выделить количества мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории пгт.Ерофей Павлович,
установил:
Прокурор Сковородинского района в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сковородинского района о признании незаконным бездействия администрации Сковородинского района по неисполнению обязанности о выделении достаточного количества мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории пгт.Ерофей Павлович, обязании выделить количества мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории пгт.Ерофей Павлович.
В обоснование предъявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района по поступившему обращению начальника филиала по Сковородинскому району ФКУ УИИ УФСИН по Амурской области (далее - УИИ), по факту отказа в привлечении к работе осужденной Умриковой В.А., проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
Приговором Сковородинского районного суда от 23.08.2021 Умриковой В.А, назначено наказание в виде исправительных работ на срок 1 год 6 месяцев с удержанием из ее заработка 10 % в доход государства.
Согласно распоряжению об исполнении вступившего в законную силу,приговора от 03.09.2021 (№ 1-117/2021), приговор Сковородинского районного суда от 23.08.2021 вступил в законную силу 03.09.2021 года.
15.09.2021 г. при проведении первоначальной беседы в УИИ УмриковойВ.А. было выдано предписание для трудоустройства в администрацию рабочего поселка Ерофей Павлович, а именно по месту жительства осужденной.
15.09.2021 года осужденная Умрикова В.А. обратилась в администрацию пгт. Ерофей Павлович по предписанию УИИ, где ей было отказано в приеме на работу.
16.09.2021 г. в УИИ поступил отрывной талон предписания выданногоосужденной Умриковой В.А. (15.09.2021 исх № 28/19/20-4809), согласно которого осужденной отказано в приеме на работу в связи с отсутствием свободных мест выделенных постановлением администрации Сковородинского района от 28.10.2019 № 715 «Об определении мест отбывания наказания для лиц, осужденных к исправительным работам, и определение объектов и видов обязательных работ на территории муниципального образования Сковородинский район» (с изменениями от 08.10.2020 № 723).
Срок привлечения осужденной Умриковой В.А. к работе, предусмотренный ч. 2 ст. 39 УИК РФ, истекает 12.10.2021.
21.09.2021 г. начальником филиала по Сковородинскому району ФКУ УИИ УФСИН по Амурской области Ткачевым А.В. в адрес главы администрации Сковородинского района направлено письмо (исх. №28/19/20-4908) о рассмотрении вопроса о внесении изменений в постановление администрации Сковородинского района от 28.10.2019 № 715, а именно увеличение количества рабочих мест (ставок) для отбытия исправительных работ на территории пгт. Ерофей Павлович.
24.09.2021 г. (исх. № 5781) на данное письмо, администрацией района направлен соответствующий ответ, в котором указано, что предусмотреть больше мест для отбытия наказания невозможно, кроме того, указано на отсутствие обязанности по выделению неограниченного количества мест. В связи с чем соответствующие изменения в постановление администрации Сковородинского района от 28.10.2019 № 715 не внесены - исполнение приговора от 23.08.2021 невозможно.
По результатам проведенной проверки, 29.09.2021 (исх. № 7-01-2021/928-. 21) прокурором района главе Сковородинского района внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в котором указанно о необходимости увеличения количества рабочих мест для отбытия исправительных работ на территории пгт. Ерофей Павлович.
01.10.2021 г. данное представление было рассмотрено, с участием работника прокуратуры района. Администрацией Сковородинского района в удовлетворении представления было отказано с указанием на то, что ст. 49 УК РФ и ст. 39 УИК РФ не являются федеральными законами, предусматривающими наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Вместе с тем, указанный довод противоречит описанным выше нормам права, а также правовой позиции, изложенной в кассационном определении Седьмого Кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ №А- 1781/2019, согласно которой: отдельные государственные полномочия по определению мест для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ, переданные органам местного самоуправления в соответствии со статьями 39 и части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не ограничиваются разовым исполнением указанной функции, а предполагают непрерывную планомерную работу по реализации таких полномочий, включающую в себя, в том числе, установление порядка определения таких мест и обеспечивающую возможность отбывания в рамках соответствующей территории всеми осужденными наказания в виде исправительных работ.
Бездействия должностных лиц администрации Сковородинского района приводят к невозможности исполнения приговора Сковородинского районного суда от 23.08.2021, поскольку невыделенные дополнительных мест для отбытия наказания в виде исправительных работ, делает невозможным привлечение осужденной Умриковой В.А. к отбытию наказания.
Срок привлечения Умриковой В.А. к отбытию наказания истекает 12.10.2021 г.
На основании вышеизложенного, просит признать незаконным бездействие администрации Сковородинского района по неисполнению обязанности о выделении достаточного количества мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории рабочего поселка пгт. Ерофей Павлович. Обязать администрацию Сковородинского района Амурской области выделить достаточное количество мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории рабочего поселка пгт. Ерофей Павлович. Решение обратить к немедленному исполнению.
Определением Сковородинского районного суда от 20 октября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация рабочего поселка (пгт) Ерофей Павлович.
Помощник прокурора Сковородинского района Осса Е.Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, указанным в иске, просил суд признать незаконным бездействие администрации Сковородинского района по неисполнению обязанности об определении достаточного количества мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории рабочего поселка пгт. Ерофей Павлович. Обязать администрацию Сковородинского района Амурской области определить достаточное количество мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории рабочего поселка пгт. Ерофей Павлович. Решение обратить к немедленному исполнению.
Ответчик администрация Сковородинского района Амурской области, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила.
На основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и не возражавших рассмотреть дело в отсутствие ответчика, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика администрации Сковородинского района Амурской области.
Из отзыва Администрации Сковородинского района на иск прокурора следует, что администрация Сковородинского района исковые требования прокурора Сковородинского района не признает в полном объеме по следующим основаниям. Нормой устанавливающей по мнению прокуратуры Сковородинского района полномочия Администрации Сковородинского района по вопросу определения мест для отбывания обязательных и исправительных работ, является статья 19 «Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Часть 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в свою очередь содержит норму о том, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Часть 6 статьи 19 вышеуказанного закона содержит норму о том, что Федеральным закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:
вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Право органов местного самоуправления на установление квот и возложение на работодателей обязанности по созданию и предоставлению рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных или исправительных работ, действующим законодательством не предусмотрено (см. также Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2017 г. N 72-КГ17-2). Соответственно, определение в качестве мест отбывания обязательных и исправительных работ организаций, не подведомственных органам местного самоуправления, возможно только по согласованию с такими организациями.
На основании изложенного Администрация Сковородинского района не имеет законного основания обязать Администрацию пгт.Ерофей Павлович выделить непосредственно в администрации и в муниципальных учреждениях места для отбывания гражданами исправительных работ, также как и не имеет законных прав обязать другие организации осуществитьуказанные действия (отказы в выделении мест прилагают).
Администрация Сковородинского района не выделяет места дляуказанных целей, а лишь издала общий нормативно-правовой акт(постановление от 28.10.2019 № 715), изданный на основании данныхАдминистраций муниципальных образований (запросы и ответы прилагают),в связи с чем самостоятельное внесение изменений в количество выделяемыхмест на территории пгт.Ерофей Павлович, не повлечет фактическоевыделение данных мест ни в Администрации муниципального образования,ни в иных организациях, в связи с тем, что это будет превышениемполномочий.
Указанные изменения в нормативно-правовой акт не повлекутизменения штатного расписания учреждений и организаций, не увеличатбюджет данных организаций - для выплаты заработной платы и т.д.
Часть 3 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"гласит, что возложение на муниципальные образования обязанностифинансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органамигосударственной власти и (или) органами местного самоуправления иныхмуниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Также считают, что указанные прокуратурой района требования неподлежат немедленному исполнению.
Согласно ч.1 ст.352 КАС РФ судебные акты приводятся в исполнениепосле вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленногоисполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другимифедеральными законами, регулирующими вопросы исполнительногопроизводства. В случае указания в судебных актах способов и сроков ихисполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки,которые указаны судом.
В перечень указанных случаев требования, предъявляемыепрокуратурой по данному спору не входят.
Учитывая вышесказанное и в соответствии с гл.6, ст.176 КАС РФ,Администрация Сковородинского района, просит отказать прокуратуре Сковородинского района в удовлетворении требований в полном объеме.
Ответчик администрация рабочего поселка (пгт) Ерофей Павлович, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания своего представителя в суд не направила, представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с учётом положений ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дела в отсутствие ответчика администрации рабочего поселка (пгт) Ерофей Павлович.
Согласно представленных ответчиком администрацией рабочего поселка (пгт) Ерофей Павлович возражений на исковые требования прокурора следует, что администрация рабочего поселка Ерофей Павлович считает исковые требования прокуратуры Сковородинского района о выделении достаточного количества мест для отбывания наказания и виде исправительных работ на территории пгт. Ерофей Павлович необоснованными и незаконными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно- исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного.
Постановлением администрации Сковородинского района от 28.10.2019 г. 715 определены рабочие места для отбывания наказания в виде исправительных работ на территории пгт. Ерофей Павлович.
Право органов местного самоуправления на установление квот и возложение на работодателей обязанности по созданию и предоставлению рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ, действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала),
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового нрава, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты.
Квоты федеральным законом установлены для социально незащищенных лиц: инвалидов, лиц страдающих психическими расстройствами. Лица, осужденные по приговору суда к отбытию наказания в виде исправительных или обязательных работ, не относятся к числу социально - незащищенных, федеральное законодательство не содержит положений, дающих право органам местного самоуправления без согласия работодателя устанавливать для них квоты для приема на работу, как гарантии трудоустройства (см. Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2017 N 72-КГ 17-2).
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети", учредителем которого является администрация рабочего поселка, находится в трудном финансовом положении и не создает дополнительных рабочих мест. Иные организации на территории пгт. Ерофей Павлович отказались предоставлять рабочие места для отбывания осужденными исправительных работ.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года № 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" отмечается: исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду. В штатное расписание администрации рабочего поселка внесены 2 рабочих места для отбывания наказания для лиц, осужденных к исправительным работам, по должности "разнорабочий". Потребность в дополнительных рабочих местах для таких работников и финансовые средства на их содержание у администрации рабочего поселка отсутствуют.
Кроме того, требования прокуратуры о выделении достаточного количества рабочих мест для отбывания наказания в виде исправительных работ, являются неточными и неопределенными.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания своего представителя в суд не направило, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представило.
Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица УФСИН России по Амурской области.
Согласно представленного заинтересованным лицом УФСИН России по Амурской области отзыва на исковые требования прокурора следует, что 13.09.2021 г. на учет филиала по Сковородинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области поставлена Умрикова ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: пгт<адрес>, <адрес>, осужденная 23.08.2021 Сковородинским районным судом Амурской области по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде исправительных работ на срок 1 год 6 месяцев с удержанием из ее заработка 10 % в доход государства.
15.09.2021 при проведении первоначальной беседы Умриковой В.А. было выдано предписание для трудоустройства в администрацию рабочего поселка пгт. Ерофей Павлович, а именно по месту жительства осужденной.
15.09.2021 года осужденная Умрикова В.А. обратилась в администрацию пгт. Ерофей Павлович по предписанию инспекции для трудоустройства, но ей было отказано в приеме на работу. 16.09.2021 в филиал по Сковородинскому району поступил отрывной талон от| предписания УИИ выданного осужденной Умриковой В.А. 15.09.2021 исх. № 28/19/20-4809 согласно которого осужденной отказано в приеме на работу в связи с отсутствием свободных мест выделенных постановлением администрации Сковородинского района от 28.10.2019 № 715 «Об определении мест отбывания наказания для лиц, осужденных к исправительным работам, и определение объектов и видов обязательных работ на территории муниципального образования Сковородинский район (с изменениями от 08.10.2020 № 723).
г. начальник филиала по Сковородинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области А.В.Ткачев обратился в прокуратуру Сковородинского района с целью оказания содействия в привлечении к трудоустройству осужденной Умриковой В.А. к отбыванию наказания в виде исправительных работ, назначенного приговором Сковородинского районного суда от 23.08.2021, в связи с тем, что согласно ч. 1 ст. 39 УИК РФ осужденные, не имеющие основного места работы, отбывают наказание в местах определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
альник филиала по Сковородинскому району ФКУ УИИ УфСИН России по Амурской области А.В.Ткачев обратился в администрацию Сковородинского района с запросом о внесении изменений в постановление администрации Сковородинского района от 28.10.2019 № 715 «Об определении мест отбывания наказания для лиц, осужденных к исправительным работам, и определение объектов и видов обязательных работ на территории муниципального образования Сковородинский район (с изменениями от 08.10.2020 № 723) и предоставлении дополнительного мела Для отбывания наказания в виде исправительных работ осужденной Умриковой ФИО7 в соответствии с ч. 1 ст. 39 УИК РФ.
Срок привлечения осужденной Умриковой В.А. к отбыванию наказания в виде исправительных работ истек 12.10.2021. До настоящего времени осужденная Умрикова В.А. к отбыванию наказания не привлечена в связи, с Нем необходимо выделить достаточное количество мест для отбывания наказания в виде исправительных работ на территории рабочего поселка пгт. Ерофей Павлович, Сковородинского района, Амурской области.
Считают требования прокурора Сковородинского района о признании незаконным бездействие администрации Сковородинского района по неисполнению обязанности о выделении достаточного количества мест для отбывания наказания в виде исправительных работ на территории рабочего побелка пгт. Ерофей Павлович, Сковородинского района, Амурской области, а также о выделении достаточного количества мест для отбывания наказания в виде исправительных работ на территории рабочего поселка пгт. Ерофей Павлович, Сковородинского района, Амурской области обоснованными, просят административное исковое заявление удовлетворить.
Выслушав позицию прокурора, изучив позицию представителя ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1).
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2).
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Согласно Конституции Российской Федерации уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71); трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72).
В силу части 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций в исправлении осужденных.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Уголовно-исполнительные инспекции согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени (части 1 и 3 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Исходя из ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Сковородинского района по поступившему обращению начальника филиала по Сковородинскому району ФКУ У ИИ УФСИН по Амурской области (далее - УИИ), по факту отказа в привлечении к работе осужденной Умриковой В.А., проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
Приговором Сковородинского районного суда Амурской области от 23.08.2021 года Умрикова В.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ и ей назначено наказание в виде исправительных работ на срок 1 год 6 месяцев с удержанием из ее заработка 10 % в доход государства.
Согласно распоряжению об исполнении вступившего в законную силуприговора от 03.09.2021 года, приговор Сковородинского районногосуда от 23.08.2021 вступил в законную силу 03.09.2021 года.
Осужденной Умриковой В.А. 15.09.2021 года в филиале по Сковородинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области было выдано предписание для трудоустройства в администрацию рабочегопоселка Ерофей Павлович, а именно по месту жительства осужденной.
15.09.2021 года осужденная Умрикова В.А. обратилась в администрацию пгт. Ерофей Павлович по предписанию УИИ, где ей было отказано в приеме на работу.
16.09.2021 г. в УИИ поступил отрывной талон предписания выданногоосужденной Умриковой В.А., согласно которого осужденной отказано в приеме на работу в связи с отсутствием свободных мест выделенных постановлением администрации Сковородинского района от 28.10.2019 № 715 «Об определении мест отбывания наказания для лиц, осужденных к исправительным работам, и определение объектов и видов обязательных работ на территории муниципального образования Сковородинский район» (с изменениями от 08.10.2020 № 723).
Срок привлечения осужденной Умриковой В.А. к работе, предусмотренный ч. 2 ст. 39 УИК РФ, истек 12.10.2021.
21.09.2021 г. начальником филиала по Сковородинскому району ФКУ УИИ УФСИН по Амурской области Ткачевым А.В. в адрес главы администрации Сковородинского района направлено письмо о рассмотрении вопроса о внесении изменений в постановление администрации Сковородинского района от 28.10.2019 № 715, а именно увеличение количества рабочих мест (ставок) для отбытия исправительных работ на территории пгт. Ерофей Павлович.
Администрацией Сковородинского района 24 сентября 2021 года был направлен ответ, в котором указано, что предусмотреть больше мест для отбытия наказания невозможно, кроме того, указано на отсутствие обязанности по выделению неограниченного количества мест. В связи с чем соответствующие изменения в постановление администрации Сковородинского района от 28.10.2019 № 715 не внесены - исполнение приговора от 23.08.2021 невозможно.
По результатам проведенной проверки, 29.09.2021 года прокурором Сковородинского района главе Сковородинского района внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в котором указанно о необходимости увеличения количества рабочих мест для отбытия исправительных работ на территории пгт. Ерофей Павлович.
По результатам рассмотрения представления прокурора 01 октября 2021 года администрацией Сковородинского района в удовлетворении представления было отказано с указанием на то, что ст. 49 УК РФ и ст. 39 УИК РФ не являются федеральными законами, предусматривающими наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Из позиции ответчиков следует, что право органов местного самоуправления на установление квот и возложение на работодателей обязанности по созданию и предоставлению рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных или исправительных работ, действующим законодательством не предусмотрено. Соответственно, определение в качестве мест отбывания обязательных и исправительных работ организаций, не подведомственных органам местного самоуправления, возможно только по согласованию с такими организациями.
Таким образом, администрация Сковородинского района не имеет законного основания обязать администрацию пгт.Ерофей Павлович выделить непосредственно в администрации и в муниципальных учреждениях места для отбывания гражданами исправительных работ, также как и не имеет законных прав обязать другие организации осуществитьуказанные действия (отказы в выделении мест прилагают).
Согласно постановления администрации Сковородинского района № 715 от 28.10.2019 года и Приложения с нему в пгт.Ерофей Павлович определено 2 места отбывания наказания для лиц, осужденных к исправительным работам: в администрации рабочего поселка (пгт) Ерофей Павлович – 1 место.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что возложенную на органы местного самоуправления функцию по определению мест для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ ответчик надлежащим образом не исполняет. При наличии данных о том, что осужденным отказывают в трудоустройстве на предприятиях, которые определены постановлением администрации № 715 от 28.10.2019 г., администрацией Сковородинского района меры по определению достаточного количества мест для отбытия наказания в иных учреждениях не принимаются.
Доказательств того, что административный ответчик администрация Сковородинского района, предпринимала иные меры, кроме утверждения Перечня предприятий и организаций, предоставляющих рабочие места для отбывания осужденными гражданами уголовных наказаний в виде обязательных или исправительных работ материалы дела не содержат. При этом сторонами не оспаривается, что количество рабочих мест утвержденных данным перечнем является явно недостаточным для своевременного отбывания наказания и достижению целей исправления, установленных частью 1 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Само по себе наличие утвержденного Перечня мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работы, изложенного в Приложении № 2 к Постановлению администрации Сковородинского района от 28.10.2019 года № 715 не может быть признано в качестве достаточного исполнения административным ответчиком своих обязанностей в указанной сфере, поскольку данный перечень не позволяет в полной мере обеспечить рабочими местами осужденных к исправительным работам.
Кроме того, как следует из вышеперечисленных норм Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, они не содержат ограничений в части определения объектов для отбывания наказания осужденными в виде обязательных и исправительных работ, как только на муниципальных предприятиях.
Тогда как доказательств того, что административный ответчик администрация Сковородинского района предпринимал меры по определению видов исправительных работ и объектов, на которых они отбываются на иных предприятиях различных форм собственности, материалы дела не содержат.
Таким образом, установление судом факт отказа в трудоустройстве осужденной свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком администрацией Сковородинского района возложенных на него обязанностей по исполнении полномочий по определению видов исправительных работ и объектов, на которых они отбываются.
Отдельные государственные полномочия по определению мест для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ, переданные органам местного самоуправления в соответствии со статьями 39 и части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не ограничиваются разовым исполнением указанной функции, а предполагают непрерывную планомерную работу по реализации таких полномочий, включающую в себя, в том числе, установление порядка определения таких мест и обеспечивающую возможность отбывания в рамках соответствующей территории всеми осужденными наказания в виде исправительных работ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Сковородинского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 188 ч. 2 КАС РФ суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Требования прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению подлежит удовлетворению, т.к. бездействие должностных лиц приводит к невозможности исполнения приговора Сковородинского районного суда от 23.08.2021, поскольку отсутствие мест для отбытия наказания в виде исправительных работ, делает невозможным привлечение осужденной Умриковой В.А. к отбытию наказания. Срок привлечения к отбытию наказания истек 12.10.2021 г..
Суд считает, что вследствие данного особого обстоятельства замедление исполнения судебного решения может нанести значительный ущерб публичным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Сковородинского района, действующего в интересах Российской Федерации к администрации Сковородинского района, администрации рабочего посёлка (пгт) Ерофей Павлович о признании незаконным бездействия администрации Сковородинского района по неисполнению обязанности об определении достаточного количества мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории пгт.Ерофей Павлович, обязании определить количество мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории пгт.Ерофей Павлович, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сковородинского района по неисполнению обязанности об определении достаточного количества мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории рабочего поселка пгт. Ерофей Павлович.
Обязать администрацию Сковородинского района Амурской области определить достаточное количество мест для отбытия наказания в виде исправительных работ на территории рабочего поселка пгт. Ерофей Павлович, Сковородинского района Амурской области.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Петрашко С.Ю.
Решение в окончательной форме принято 22.11.21 г.