Дело № 2а-691/2021 (10RS0016-01-2021-002086-98)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 8 июля 2021 года
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
при секретаре Романовой К.В.,
с участием административного истца Кобилова Я.Д.,
представителя ответчика ФСИН России Могилевчик Е.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Кобилова Я.Д. к Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, -
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что он был осужден приговором Московского городского суда от 8 апреля 2016 года и после вступления приговора в законную силу вопреки требованиям действующего законодательства направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-1 в Республике Карелия, а не по месту жительства или осуждения. Так как место жительства его родных находится на расстоянии 6 тысяч километров от места отбывания его наказания, это создает препятствия для встреч и общения с родными. 1 февраля 2021 года он через администрацию учреждения направил во ФСИН России заявление о передаче его для дальнейшего отбывания наказания в Республику Таджикистан, 10 марта 2021 года он получил уведомление о том, что по его заявлению осуществлен сбор документов, которые будут направлены в Департамент международного права и сотрудничества Минюста РФ для согласования с компетентными органами Республики Таджикистан. Однако 5 апреля 2021 года им был получен ответ из содержания которого стало ясно, что ФСИН России бездействует, рассмотрение его заявления носило формальный характер, сбор документов не осуществлялся и ни в какие компетентные органы не направлялся. На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие ФСИН России выразившееся в не направлении материалов по заявлению истца в Департамент международного права и сотрудничества Министерства юстиции РФ для согласования вопроса передачи Кобилова Я.Д. для дальнейшего отбывания наказания в Республику Таджикистан с компетентным органом Республики.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что в Таджикистане у него живут мать и отец, они хотят с ним поддерживать отношения, однако приезжать в РФ не могут. Ранее он подавал ходатайства ответчику о переводе его в Республику Таджикистан, о переводе в близлежащие районы к границе РФ и Республики Таджикистан не просил, отбывать в них наказание не желает. У него на территории РФ имеются друзья – в г. Москва, куда бы он хотел быть переведен, но в настоящее время заявлений об этом не подавал.
Представитель ответчика ФСИН России Могилевчик Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признала, дополнительно пояснила, что действиями административного ответчика права и свободы административного истца не нарушены, все необходимые документы направлены в компетентные органы для решения вопроса о его переводе для дальнейшего отбывания наказания в Республику Таджикистан, однако это длительные процесс.
Заслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 73 УИК РФ, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного (п. 2.1 ст. 73 УИК РФ).
В силу статьи 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть 1); перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть 2).
В соответствии с п. 3 Порядка "Направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое", утвержденного Приказом Минюста России от 26 января 2018 года N 17, осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ, извещения о вступлении приговора суда в законную силу. Направление осужденных осуществляется в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали (были зарегистрированы по месту жительства) или были осуждены.
В исключительных случаях по состоянию здоровья или для обеспечения личной безопасности осужденных либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п. 11, 13 Порядка, основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является, в том числе, заявление осужденных и (или) их родственников. Перевод по решению ФСИН России осуществляется в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации.
Таким образом, приведенное правовое регулирование не предполагает произвольного определения места отбывания осужденным наказания и корреспондирует положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 г.), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации пенитенциарные учреждения и которые имеют рекомендательный характер и подлежат реализации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (часть четвертая статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
На данное обстоятельство неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 28 марта 2017 г. N 562-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины Афанасьева Геннадия Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 и частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", N 599-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Асташина Ивана Игоревича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 и частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".
Европейский Суд по правам человека в постановлении от 7 марта 2017 г. дело "Полякова и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации" отметил, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания. Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям статьи 8 указанной конвенции (пункт 100).
Европейский Суд в указанном постановлении пришел к выводу об отсутствии в Российском законодательстве требования, обязывающего ФСИН России рассматривать перед отступлением от общего правила распределения осужденных возможные последствия географического расположения исправительных учреждений на семейную жизнь заключенных и их родных, о непредоставлении реальной возможности перевода заключенного в другое место заключения на основаниях, относящихся к праву уважения семейной жизни, а также о невозможности для лица добиться судебного пересмотра решения ФСИН России в части пропорциональности его или ее заинтересованности в поддержании семейных и общественных связей. Данные обстоятельства, в свою очередь, приводят к нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункты 116 - 118).
С учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека к иным исключительным обстоятельствам среди прочего должна относиться невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время тюремного заключения. (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2019 года N 5-КА19-51)
В силу положений ст. 469 УПК РФ, основанием передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.
Согласно ч. 1 ст. 470 УПК РФ, представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, а равно обращение осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, рассматриваются судом в порядке и сроки, которые установлены статьями 396, 397 и 399 настоящего Кодекса, с учетом требований настоящей статьи и статей 471 и 472 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 471 УПК РФ, в передаче лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, может быть отказано в случаях, если: 1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; 2) наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства; непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации либо признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства; несопоставимости с условием и порядком отбывания осужденным наказания, определенных судом или иным компетентным органом иностранного государства; 3) от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска; 4) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации; 5) осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации.
Конвенция о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года также предусматривает, что осужденное лицо может быть передано в соответствии с этой Конвенцией только при соблюдении ряда условий, в том числе, если и государство вынесения приговора и государство исполнения приговора дают согласие на такую передачу (подп.N "f" п. 1 ст. 3 Конвенции).
В судебном заседании установлено, что Кобилов Я.Д. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия на основании приговора Московского городского суда от 8 апреля 2016 года, из которого следует, что административный истец осужден по ч. 1 ст. 209 УК РФ к 12 годам лишения свободы, по п. «а», «б» ч. 4 ст. 162 УК РФ к 11 годам лишения свободы, по п. «а», «б», «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ к 12 годам лишения свободы, по п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ к 10 годам лишения свободы, по «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ к 10 годам лишения свободы, по п. «а», «б» ч. 4 ст. 162 УК РФ к 11 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В своем заявлении, направленном в адрес директора ФСИН России Калашникова А.П. административный истец просил перевести его для дальнейшего отбывания наказания в Республику Таджикистан, так как он является гражданином указанного государства, до осуждения проживал и был там зарегистрирован.
10 ноября 2020 года административный истец обратился с заявлением о переводе его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное по месту жительства его родных, проживающих в Республике Таджикистан.
Из объяснений, полученных начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия следует, что Кобилов Я.Д. обратился к директору ФСИН России с заявлением о переводе его для дальнейшего отбывания наказания в Республику Таджикистан, так как ранее был зарегистрирован и проживал в Таджикистане, он является гражданином указанной страны, за получением гражданства Российской Федерации не обращался и не намерен этого делать.
В соответствии с письмом МВД России по Республике Карелия от 2 декабря 2020 года в результате проверки, руководствуясь ст. 12 Закона «О гражданстве РФ» № 1948-1 от 28 ноября 1991 года и в соответствии с ч. 7 ст. 4, ст. 11, п. «а» ст. 30 Федерального закона «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года принято решение о том, что Кобилов Я.Д. гражданином РФ не является.
1 февраля 2021 года Кобиловым Я.Д. было повторно подано заявление о переводе его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение по месту жительства его родных – в Республику Таджикистан.
Из запроса от 16 февраля 2021 года исх-12-9497 следует, что на основании заявления административного истца начальником УИПСУ ФСИН России Вединяпиным И.В. у начальника УФСИН России по Республике Карелия Тереха А.В. были запрошены материалы, подготовленные согласно методическим рекомендациям, направленные в территориальные органы ФСИН России 25 февраля 2020 года № исх-03-12072, а также сведения об имеющемся гражданском иске.
В ответ на указанный запрос были представлены собранные документы: протокол опроса административного истца, справка о дополнительных мерах наказания, об оставшемся не отбытом сроке, сведения о не применении в отношении административного истца актов амнистии и помилования, об ознакомлении Кобилова Я.Д. с выписками из законодательства Республики Таджикистан, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для отбывания наказания в отдельных местностях РФ в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, утвержденных приказом МЗ РФ и МЮ РФ от 28 августа 2001 года № 346/254.
Помимо этого представлены, в том числе письмо МВД России по Республике Карелия от 25 февраля 2021 года, в соответствии с которым последнее не возражает против передачи осужденного Кобилова Я.Д., 26.05.1984 г.р., отбывающего наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, в Республику Таджикистан.
Из ответа на запрос УФСБ России по Республике Карелия от 5 апреля 2021 года № 5/2164 следует, что последние также не возражают против передачи административного истца для дальнейшего отбывания наказания в Республику Таджикистан.
По сведениям ГУФССП России по г. Москве от 6 апреля 2021 года № 22901/21/757016 исполнительные документы в отношении Кобилова Я.Д. в адрес подразделений Главного управления не поступали, исполнительные производства не возбуждались.
Согласно ответу на запрос от 18 февраля 2021 года № 10013/21/4314 исполнительные производства о взыскании с Кобилова Я.Д. в пользу взыскателей Ц., С., М., Г., Х окончены 13 марта 2020 года в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Повторно исполнительные листы не предъявлялись.
В этот же день в адрес Кобилова Я.Д. направлено письмо № ог-12-6090, в соответствии с которым на указанную дату осуществляется сбор материалов, которые будут направлены в Департамент международного права и сотрудничества Министерства юстиции РФ для согласования вопроса его передачи с компетентным органом Республики Таджикистан. При этом сообщено, что в случае предоставления компетентным органом Республики Таджикистан гарантий исполнения приговора российского суда в отношении осужденного в полном объеме, материалы будут направлены в суд РФ на основании ст. 469 УПК РФ для рассмотрения вопроса передачи по существу.
В соответствии с письмом № ог-12-10687 от 12 марта 2021 года административному ответчику отказано в его переводе для дальнейшего отбывания наказания по месту жительства его родственников в связи с тем, что Кобилов Я.Д. осужден к лишению свободы за совершение преступления, предусмотренного, в том числе ст. 209 УК РФ, за которое в соответствии с ч. 4 ст. 73 УК РФ был направлен для отбывания наказания в Республику Карелия.
Факт направления материалов в отношении Кобилова Я.Д. для рассмотрения вопроса его передачи в Республику Таджикистан для дальнейшего отбывания наказания согласно Конвенции о передаче осужденных для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года подтверждается копий сопроводительного письма от 20 апреля 2021 года № исх-03-23334 с отметкой о направлении.
В случае предоставления Таджикской стороной гарантий исполнения приговора российского суда в отношении осужденного в полном объеме с приложением выписок из уголовного и иного внутреннего законодательства Республики Таджикистан, обеспечивающего правовую возможность исполнения взятых обязательств, в том числе в части погашения финансовой задолженности, представление будет направлено в суд РФ на основании ст. 469 УПК РФ. Дополнительно обращено внимание на наличие у административного истца финансовой задолженности.
В соответствии с п. 4 ст. 73 УИК РФ осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, частями первой, первой.1 и третьей статьи 282.1, частями первой, первой.1 и третьей статьи 282.2, статьей 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административным ответчиком предприняты все необходимые меры для подготовки соответствующей документации к рассмотрению ходатайства Кобилова Я.Д. о переводе последнего для дальнейшего отбывания наказания по месту жительства его родных – в Республику Таджикистан.
Принимая во внимание пояснения административного истца в судебном заседании о его желании отбывать наказание в г. Москва, что не является близлежащим регионом к границе с Республикой Таджикистан, суд приходит к выводу, что права Кобилова Я.Д. на перевод для дальнейшего отбывания наказания в иной регион РФ нарушены не были, так как с ходатайством о переводе в Москву и Московскую область истец не обращался, в связи с чем оснований для признания действий ответчиков незаконными не имеется.
Руководствуясь ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Кобилова Я.Д. к Федеральной службе исполнения наказаний РФ о признании действий незаконными отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течения месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в окончательной форме изготовлено 16 июля 2021 года.