63RS0043-01-2021-005636-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2021 года город Самара
Красноглинский районный суд г. Самары в составе председательствующего Волкова М.В.,
при секретаре судебного заседания Громовой А.А.,
с участием представителя административного истца Первова Ф.Х. – <данные изъяты> представителя административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара – <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2960/2021 по административному иску Первова Ф. Х. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Первов Ф.Х. обратился в Красноглинский районный суд г. Самары с названным административным иском, указав, что он является собственником земельного участка площадью 540 кв.м с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. В 2021 административный истец повторно обратился к главе г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в результате которого к участку истца должен быть присоединен смежный земельный участок площадью 300 кв.м. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 20.08.2021 № РД – 1307 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано, поскольку согласно топографическим материалам на земельном участке площадью 300 кв.м и землях смежных с ним расположены объекты капитального строительства, сведения о правообладателях на которые отсутствуют, что административный истец считает незаконным, так как изначально данный земельный участок был сформирован общей площадью более 600 кв.м и на нем возводились хозяйственно-бытовые постройки: баня, два сарая и иные строения, права на которые не зарегистрированы. Первов Ф.Х. пользуется земельным участком с кадастровым номером №, а также территорией подлежащей включению в состав испрашиваемого земельного участка в порядке распределения, сформированной с 1977 на которой расположены хозяйственные постройки, которыми также пользуется административный истец. В порядке перераспределения в собственность Первова Ф.Х. переходит территория исторически используемая им, в том числе под хозяйственно-бытовые постройки, владельцем которых он является.
Считая указанное распоряжение противоречащим положениям ЗК РФ, административный истец просит суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 20.08.2021 № РД – 1307 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Возложить на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанность заключить с административным истцом соглашение о перераспределении земельных участков.
Представитель административного истца Первова Ф.Х. – <данные изъяты> по доверенности от <дата> административный иск поддержал, просил удовлетворить его требования в полном объеме, дал объяснения по своему содержанию соответствующие изложенному выше, дополнив, что считает нарушенными земельные права Первова Ф.Х. незаконным распоряжением административного ответчика.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара – <данные изъяты> по доверенности от <дата> возражала относительно удовлетворения требований административного истца, поскольку считает распоряжение от 20.08.2021 № РД – 1307 законным и не нарушающим права административного истца.
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав имеющиеся в материалах административного дела, представленные сторонами и полученные судом доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в частности, при перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 ст. 11.7 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В силу пп. 9 п. 9 названной статьи Кодекса уполномоченный орган принимает решением об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требования, предусмотренных статьей 11.9 Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Кодекса.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 61 ЗК РФ установлено, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов административного дела усматривается, что Первов Ф.Х. является собственником земельного участка площадью 540 кв.м с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
В 2021 административный истец повторно обратился к главе г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в результате которого к участку истца должен быть присоединен смежный земельный участок площадью 300 кв.м.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 20.08.2021 № РД – 1307 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано, поскольку согласно топографическим материалам на земельном участке площадью 300 кв.м и землях смежных с ним расположены объекты капитального строительства, сведения о правообладателях на которые отсутствуют.
Согласно материалам кадастрового дела на земельный участок площадью 540 кв.м с кадастровым номером № данный земельный участок оформлен в собственность в 2009 на основании постановления главы городского округа Самара от <дата> №.
Изначально указанный земельный участок был предоставлен <данные изъяты> который продал <данные изъяты> который подарил земельный участок сестре <данные изъяты> (в браке <данные изъяты> которая в свою очередь продала Первову Ф.Х., являющемуся ей братом. Вышеуказанный земельный участок был сформирован площадью 583,44 кв.м, что подтверждается ситуационным (генеральным) планом участка №, по <адрес> от <дата>.
Длинна межей составила: передняя межа 18.93 м, задняя межа 18.30 м, правая межа 30.40 м, левая межа 30.80 м.
Согласно вышеуказанному ситуационному (генеральному) плану участка №, последний по вредней меже граничит с землями общего пользования, улицей <адрес> По правой меже граничит со смежным земельным участком №. По левой меже граничит с землями общего пользования - пустырь.
В соответствии с ситуационным (генеральным) планом участка №, в задней правой части земельного участка расположены хозяйственно-бытовые постройки.
В соответствии с техническим паспортом от 1978 года, на индивидуальный жилой дом расположенный по адресу: <адрес> №, площадь участка составляет 583,44 кв.м.
Согласно вышеуказанному техническому паспорту на объект ИЖС, на земельном участке расположен жилой дом, площадью 59,3 кв.м., а также 4 объекта хозяйственно-бытового назначения: сарай площадью 2.40 кв.м, сарай площадью 2,10 кв.м, баня площадью 2,40 кв.м и уборная.
В последующем, при использовании спорного земельного участка, площадь участка была увеличена, и составила 902,7 кв.м, что подтверждается ситуационным (генеральным) планом участка №, по <адрес> от <дата>.
Длинна межей составила: передняя межа 26,69 м, задняя межа 36,10 м, правая межа 23,45 м, левая межа 45,44 м.
Увеличение площади спорного земельного участка произошло за счет увеличения длинны межей. С учетом того что по правой меже спорный земельный участок уже граничил со смежным земельным участком №, увеличение площади спорного земельного участка произошло по левой меже, за счет земель общего пользования (пустыря).
При этом согласно ситуационному (генеральному) плану участка № от <дата>, по левой меже спорного земельного участка, образован новый земельный участок.
На ситуационном (генеральном) плане земельного участка № от <дата>, в правом задней углу, также указаны 4 объекта хозяйственно-бытового назначения: сарай площадью 2,40 кв.м, сарай площадью 2,10 кв.м, баня площадью 2,40 кв.м, уборная.
Вышеприведенные документы подтверждают, что 4 объекта хозяйственно-бытового назначения, расположенные на спорном земельном участке, всегда находились во владении пользователей спорного земельного участка.
В 2009 на основании постановления главы городского округа Самара от <дата> № земельный участок был оформлен в собственность с площадью 540 кв.м. В связи с этим хозяйственно-бытовые постройки остались за границами земельного участка с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес>, хотя фактически продолжали эксплуатироваться собственниками данного земельного участка.
При оформлении права собственности на спорный земельный участок, и установлении границ, межевание производилось от передней меже, граничащей с <адрес>, что подтверждается планом границ земельного участка для ИЖС от <дата>.
Учитывая, что фактическая площадь спорного земельного участка увеличилась, и межевание проводилось от передней межи, задняя часть земельного участка, на которой расположены 4 объекта хозяйственно-бытового назначения, осталась за границами земельного участка с кадастровым номером №
Факт использования объектов хозяйственно-бытового назначения собственником земельного участка с кадастровым номером №, подтверждается техническим паспортом ИЖС, расположенного по адресу: <адрес> от <дата>.
Согласно техническому паспорту на объект ИЖС от <дата>, на земельном участке, используемом Первовым Ф.Х., также расположены 4 объекта хозяйственно-бытового назначения: сарай, сарай, баня, уборная.
Исходя из представленных доказательств при перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером № и земельного участка государственная собственность на который не ограничена, вышеуказанные хозяйственно-бытовые строения будут расположены на вновь образованном земельном участке, принадлежащем на праве собственности Первову Ф.Х., что подтверждается планом расположения объектов хозяйственно-бытового назначения, на вновь образованном участке.
Данные обстоятельства не были опровергнуты стороной административного ответчика.
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о наличии препятствий для заключения соглашения о перераспределении земель основанные на том, что на земельном участке площадью 300 кв.м и землях смежных с ним расположены объекты капитального строительства, сведения о правообладателях на которые отсутствуют, сами по себе, не могут служить основанием для отказа в заключении такого соглашения.
Таким образом, распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 20.08.2021 № РД – 1307 вынесено преждевременно, без учета приведенных выше установленных судом обстоятельств, а потому не может считаться законным и обоснованным.
Согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Предельные минимальные размеры земельного участка, расположенного в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), согласно решению Думы г.о. Самара от 02.02.2017 № 175 «О внесении изменений в статьи 29, 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думой от 26.04.2001 № 61» составляет 300 кв.м.
Следовательно, сведения, указанные в приведенных выше документах являются юридически значимыми и потому должны были быть учтены административным ответчиком, который, как это следует из представленных в дело доказательств, их не выяснял и не проверял.
В связи с чем, распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 20.08.2021 № РД – 1307 не соответствует положениям ст.ст. 11.9, 39.29 ЗК РФ, нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца в области использования земель, создает препятствие к осуществлению его земельных прав, что является основанием для признания его незаконным.
Срок для обращения в суд административным истцом соблюден.
При таких обстоятельствах распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 20.08.2021 № РД – 1307 подлежит признанию незаконным.
В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, преодоления препятствий к их осуществлению, суд возлагает на административного ответчика обязанность возобновить рассмотрение заявления Первова Ф.Х. о перераспределении земельных участков в отношении земельного участка с кадастровым номером №, с учетом установленных в ходе рассмотрения административного дела обстоятельств.
Оснований для возложения на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанности заключить с административным истцом соглашение о перераспределении земельных участков не имеется, так как суд не подменяет собой другие государственные органы, а также органы местного самоуправления, не вправе возлагать на себя их полномочия.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ с Департамента градостроительства г.о. Самара в пользу Первова Ф.Х. подлежат взысканию судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Таким образом, административный иск Первова Ф.Х. подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Первова Ф. Х. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 20.08.2021 № РД – 1307 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Возложить на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанность возобновить рассмотрение заявления Первова Ф. Х. о перераспределении земельных участков в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
В остальной части административный иск Первова Ф. Х. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Департамента градостроительства г.о. Самара в пользу Первова Ф. Х. судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Волков
Мотивированное решение изготовлено 12.01.2022 года.