Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-997/2022 ~ М-13/2022 от 10.01.2022

УИД: 59RS0004-01-2022-000014-18                            <данные изъяты>

Дело № 2-997/2022        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2022 года        г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Черепановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Малкина Анатолия Васильевича к администрации г. Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Малкин А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Перми о взыскании в свою пользу компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, в размере 224 000,00 руб., а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., по оплате оценки в размере 7000,00 руб., по оплате юридических услуг в размере 7000,00 руб. В обоснование требований указал, что являлся собственником квартиры №10 в указанном доме, право собственности приобретено на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 25.07.2008. Многоквартирный дом в установленном законом порядке в 2017 году признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем истцом было заключено соглашение с администрацией г. Перми от 18.06.2019 о предоставлении социальной выплаты с целью приобретения иного жилого помещения. Ссылаясь на положения ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 32, 158 Жилищного кодекса РФ, отсутствие проведенных капитальных ремонтов в многоквартирном доме, истец указывает, что у бывшего наймодателя сохранялась обязанность по проведению капитального ремонта, и, следовательно, при изъятии жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу обязанность выплатить компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт. Соглашение о предоставлении социальной выплаты не содержало условие о выплате компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Стороны направили заявления о возможности рассмотрения дела в их отсутствие, в связи с чем судом в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судебное заседание проведено в их отсутствие.

Ранее представитель ответчика Муравьева Е.С. направила письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения требований. В обоснование возражений указано, что истцом выбран способ реализации права на изъятие жилого помещения путем предоставления субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с п. 7.5 региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2021 годы, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018 №217-п. Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018 №110-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда. Кроме того, Постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018 №286-п утвержден Порядок предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению. Социальную выплату имеет право получить лицо, являющееся собственником или нанимателем жилого помещения по договору социального найма, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2018, расселение которого осуществляется в рамках реализации мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного аварийным после 01.01.2018. социальная выплата имеет целевой характер, предоставляется на приобретение жилого помещения, жилых помещений как на первичном, так и на вторичном рынке жилья.истец полученной социальной выплатой воспользовался. Понятия возмещение (выкупная цена) за жилое помещение и получение социальной выплаты на приобретение жилья не тождественны (л.д. 120-121).

Суд, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Положениями части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно положениям части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утв. постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-П, предусматривает в том числе возможность предоставления социальных выплат собственникам аварийных жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что на основании Договора безвозмездной передачи квартир в собственность граждан от 25.07.2008 администрацией Дзержинского района г. Перми в собственность Малкина А.В. передана двухкомнатная квартира общей площадью 49,5 кв.м., расположенная по адресу: <Адрес> (л.д. 13, 14).

В заключении межведомственной комиссии при администрации Дзержинского района г. Перми от 09.03.2017 №15 указано о выявлении оснований для признания многоквартирного <Адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 15).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 16.03.2017 №СЭД-059-11-01-04-29 многоквартирный <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения граждан предусмотрен до 31.12.2023 (л.д. 135).

Между администрацией г. Перми и Малкиным А.В. 18.06.2019 заключено Соглашение о предоставлении социальной выплаты №11-03-15/2-209/1/6 в размере 2 407 581,00 руб. в соответствии с Порядком предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018 №286-п (л.д. 16-18).

29.08.2019 между Малкиным А.В., Чудиновой О.А., Муниципальным образованием город Пермь заключен трехсторонний договор купли-продажи квартиры №532-УЖО-СВ на приобретение для Малкина А.В. квартиры, общей площадью 50,2 кв.м., расположенной по адресу: Пермский край, Пермский район, д. Кондратово, <Адрес> (л.д. 132-134).

Согласно платежному поручению от 30.09.2019 №357524 денежные средства для приобретения жилого помещения Малкову А.В. перечислены Чудиновой О.А. (л.д. 130).

Право собственности муниципального образования город Пермь зарегистрировано в ЕГРН 04.09.2019 (л.д. 115).

Как следует из содержания Соглашения о предоставлении социальной выплаты оно заключено в соответствии с Порядком предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018 №286-п.

Указанный порядок предоставления социальной выплаты определяет условия предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2017 года, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2017 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, являющегося получателем субсидий в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2017 года, в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 г. № 110-п, Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2017 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 г. № 109-п.

Размер социальной выплаты определяется по формуле:

СВ = Н x ОП,

где

СВ - размер социальной выплаты;

Н - средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Пермского края, утверждаемая Правительством Пермского края в целях расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утвержденная на дату подачи органом местного самоуправления заявки на предоставление субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы и в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций (руб.);

ОП - общая площадь жилого помещения, занимаемого гражданином (в редакции на дату заключения Соглашения).

Социальная выплата предоставляется на приобретение жилого помещения (квартиры, комнаты, жилого дома), жилых помещений (двух и более квартир, комнат, жилых домов) как на первичном, так и на вторичном рынке жилья (п. 3.1), и используется для полной или частичной оплаты стоимости жилого помещения, приобретаемого гражданином (п. 3.2).

Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018 № 217-п многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес> включен в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 годы.

Положениями п. 7.1 региональной программы в редакции, действовавшей на дату заключения Соглашения, предусмотрено, что объем финансирования на проведение в рамках реализации Программы мероприятий по расселению жилищного фонда определен исходя из перечня аварийных многоквартирных домов, площади расселяемых жилых помещений, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, планируемого размера социальных выплат, предоставляемых гражданам в соответствии с Порядком предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации Региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 мая 2018 г. № 286-п.

Как закреплено в п. 4.1 Программы, она реализуется за счет средств бюджета Пермского края, бюджетов муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетов, имеет строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки при расселении аварийного жилья.

В соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства Пермского края от 14.03.2018 №109-п (в редакции на дату заключения Соглашения) субсидии предоставляются муниципальным образованиям Пермского края (городским округам, городским и сельским поселениям) на реализацию мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и направляются на проведение мероприятий:

приобретение жилых помещений в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации;

приобретение жилого помещения лицам, в собственности которых находятся жилые помещения аварийного жилищного фонда, в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

выплата лицам, в собственности которых находятся жилые помещения аварийного жилищного фонда, возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

предоставление социальных выплат в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Истец при изъятии у него аварийного жилого помещения выразил согласие получить возмещение в виде социальной выплаты, имея возможность выбора получения возмещения путем получения выкупной стоимости исходя из рыночной стоимости изымаемого аварийного жилья, либо получить взамен иное жилое помещение, так как дом вошел в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда.

В данном случае необходимо учитывать, что компенсация за изымаемое жилое помещение в виде социальной выплаты и компенсация в виде выкупной стоимости (предусмотрена ст. 32 Жилищного кодекса РФ), имеют различные механизмы расчета.

Так, размер социальной выплаты определяется по средней расчетной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по муниципальному образованию и общей площади жилого помещения, занимаемого гражданином.

Размер же выкупной стоимости определяется по правилам, предусмотренным ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ исходя из рыночной стоимости изымаемого аварийного жилого помещения, доли общего имущества, убытков, включая компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт при наличии у собственника права на её получение.

Таким образом, с учетом действовавшего Порядка предоставления социальной выплаты к размеру средней расчетной стоимости жилья в муниципальном образовании Пермского края (при определении размера социальной выплаты) не может быть добавлена стоимость за непроизведенный капитальный ремонт, поскольку такая возможность определения размера социальной выплаты не предусмотрена разделом 2 Постановления Правительства Пермского края от 30.05.2018 №286-п.

Смешение механизмов расчета социальной выплаты и выкупной стоимости приводит к отсутствию разграничения порядка их расчетов, установленных ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ и разделом 2 Постановления Правительства Пермского края от 30.05.2018 №286-п.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что расчет денежной компенсации за изымаемое жилое помещение необходимо производить строго в соответствии с предусмотренным порядком: как предусмотрено для расчета выкупной стоимости по ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (включая компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт), либо как предусмотрено для расчета социальной выплаты согласно разделу 2 Постановления Правительства Пермского края от 30.05.2018 №286-п (исходя из средней расчетной стоимости 1 кв.м. жилья по муниципальному образованию и соответственно без учета компенсации за непроизведенный капитальный ремонт), поскольку оба порядка предусмотрены действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения.

Истец при заключении Соглашения имел возможность ознакомиться с формулой расчета социальной выплаты, соответствующие ссылки на нормативные акты имеются в Соглашении, и таким образом определиться для себя с порядком получения возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение, в том числе путем получения выкупной стоимости.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела в совокупности с нормами права, регулирующими возникшие спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь положениями ст. 98 ГПК РФ, поскольку истцу отказано в удовлетворении основного требования, во взыскании судебных расходов суд также отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Малкина Анатолия Васильевича к администрации г. Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, судебных расходов - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий        <данные изъяты>        Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-997/2022 ~ М-13/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Малкин Анатолий Васильевич
Ответчики
Администрация г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Оплетина Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.02.2022Предварительное судебное заседание
05.04.2022Предварительное судебное заседание
03.06.2022Судебное заседание
10.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее