Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-300/2013 (2-4313/2012;) ~ М-4127/2012 от 04.10.2012

Дело .

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>. «25» февраля 2013 года.

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> об оспаривании действий (бездействия), о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором с учетом его уточнения просила признать незаконными действия (бездействие) Администрации <адрес> по вопросу рассмотрения (не рассмотрения) ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка или по <адрес>, обязать Администрацию <адрес> предоставить ей в собственность бесплатно один из указанных выше земельных участков, а в случае их обременения правами третьих лиц, иного земельного участка на территории муниципального образования – <адрес>.

В обоснование иска ФИО1 указала, что на основании решения Администрации <адрес> она и члены ее семьи признаны нуждающимися в жилье, в связи с чем в силу действующего земельного законодательства она относиться к категории граждан имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка под ведение индивидуального жилищного строительства. Реализовать данное право она не может по причине бездействия компетентных органов местного самоуправления, что выражено в виде уклонения от рассмотрения по существу ее письменного обращения по данному вопросу.

В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации <адрес> возражал против удовлетворения иска ФИО1, дал объяснения, из существа которых следует, что обращения ФИО1 по вопросу предоставления ей в собственность земельных участков рассмотрены в установленные законом сроки с дачей письменных ответов. ФИО1 самостоятельно установила наличие свободных земельных участков и по <адрес>, о чем сообщила в Администрацию <адрес>. После этого Администрация <адрес>, действуя в соответствии с требованиями ст. 30.1 ЗК РФ, приняла решение о формировании данных земельных участков с целью организации аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды этих земельных участков, о чем было сообщено ФИО1 Данные действия Администрации <адрес> были продиктованы отсутствием на территории муниципального образования – <адрес>, утвержденного порядка бесплатного предоставления в собственность земельных участков под ведение индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан, к которой в частности относиться и ФИО1

Управление муниципального заказа и продаж Администрации <адрес>, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

ФИО6, ФИО5, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, в связи с подачей ими заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды спорных земельных участков, в судебное заседание также не явились.

Выслушав стороны, исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска ФИО1 по следующим основаниям.

В силу ч. 1, 2, 4 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;

- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О регулировании земельных отношений в <адрес>» к числу граждан, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, а также в соответствии с настоящим Законом, имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, отнесены граждане, проживающие на территории <адрес> и состоящие на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, для целей, установленных в настоящей статье, утверждается администрацией области, если иное не установлено федеральным и областным законодательством.

Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, установленных в настоящей статье, утверждается органами местного самоуправления соответственно, если иное не установлено федеральным и областным законодательством.

Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, установленных в настоящей статье, утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не установлено федеральным и областным законодательством.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, проживающая на территории <адрес> в <адрес>, а также члены ее семьи постановлениями Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ признаны нуждающимися в жилых помещениях, что с учетом приведенных выше норм Земельного кодекса РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О регулировании земельных отношений в <адрес>» дает им право бесплатного получения в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для ведения индивидуального жилищного строительства.

До настоящего времени ФИО1 не может реализовать закрепленное за ней право, что находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) ответчика.

На территории муниципального образования - <адрес>, до настоящего времени не утвержден порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, что существенным образом препятствует реализации гражданами прав, определенных целями и задачами земельного законодательства.

Такое положение дел является свидетельством незаконного бездействия ответчика в лице Администрации <адрес>, нарушения прав и законных интересов граждан, которые в силу закона имеют право на улучшение своих жилищных условий путем осуществления индивидуального жилищного строительства на предоставленных им бесплатно в собственность земельных участках.

ФИО1 неоднократно обращалась в адрес ответчика, действующего в лице Комитета архитектуры развития и реконструкции, с вопросом о предоставлении земельного участка в собственность по указанным выше основаниям, что не дало должного результата.

Отвечая на обращения ФИО1 руководитель Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес> сообщил заявителю об отсутствии свободных земельных участков, о принятии мер по отысканию свободных земельных участков, одновременно предложив следить за публикацией сведений о свободных земельных участках в газете «Наш <адрес>».

ФИО1 самостоятельно установила наличие свободных от застройки земельных участков и по <адрес>, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о бесплатном предоставлении ей в собственность одного из указанных выше земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес> в ответ на указанное обращение сообщил ФИО1, что земельные участки по <адрес> будут сформированы и в отношении них будет организован аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. При этом, ФИО1 рекомендовано следить за публикуемой в газете «Наш <адрес>» информацией о месте и времени проведения аукциона.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением на имя главы Администрации <адрес> ФИО3, в котором выразила свое несогласие с ответом Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ее просьба о бесплатном предоставлении в собственность одного из земельных участков по <адрес> по существу не рассмотрена.

Глава Администрации <адрес> передал названное обращение на рассмотрение Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес>, после чего ДД.ММ.ГГГГ из Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес> в адрес ФИО1 был направлен ответ, в котором указано, что заявление ФИО1 о предоставлении в собственность одного из земельных участков по <адрес> под индивидуальное жилищное строительство рассмотрено. В течение одного месяца после публикации в газете «Наш <адрес>» сообщений о наличии свободных земельных участков и под индивидуальное жилищное строительство по <адрес> поступило несколько обращений от третьих лиц, в связи с чем в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ данные земельные участки будут сформированы и в отношении них будет организован аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды. Одновременно с этим ФИО1 вновь рекомендовано следить за публикуемой информацией о месте и времени проведения аукциона.

С законностью и обоснованность данного ФИО1 ответа нет оснований согласиться.

Администрация <адрес>, а также ее структурные подразделения обязаны в своей деятельности руководствоваться действующими на территории Российской Федерации законами, правилами, в том числе и положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», которые четко и однозначно регулируют правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, устанавливают порядок рассмотрения обращений граждан указанными выше органами.

В целях реализации приведенного выше права гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, которое подлежит обязательной регистрации (ст. 8 Закона).

При рассмотрении обращения граждан государственный орган, орган местного самоуправления обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, результатом которого может быть либо письменный ответ по существу поставленного вопроса либо уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (ст.ст. 8, 10 Закона).

Ответ Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает приведенным выше положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», так как очевидно, что в нем не содержится ответа на поставленный ФИО1 перед органом местного самоуправления вопрос о предоставлении ей бесплатно в собственность одного из земельных участков по <адрес> как лицу, которое в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О регулировании земельных отношений в <адрес>» имеет право на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель государственная собственность на которые не разграничена.

Есть основания полагать, что Администрация <адрес>, в структуру которой входит комитет, ведающий вопросами в сфере земельных правоотношений, ввиду отсутствия порядка, регулирующего процедуру предоставления земли в собственность бесплатно льготной категории граждан, а также ввиду установленного Законом исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении земли в собственность, уклоняется от разрешения по существу обращения ФИО1 путем дачи нелогичных, непоследовательных ответов не по существу обращения последней, тем самым препятствуя ФИО1 в реализации своего права.

Вместе с тем, несмотря на допущенные в отношении ФИО1 нарушения, суд не может согласиться с законностью и обоснованностью требований последней о возложении на Администрацию <адрес> обязанности по предоставлению ей в собственность бесплатно одного из участков по <адрес>, а в случае их обременения правами третьих лиц, иного земельного участка на территории муниципального образования – <адрес>, так как в противном случае суд вопреки принципу разделения властей своим решением предрешит решение компетентного органа по рассмотрению обращения ФИО1, либо подменит это решение своим решением.

При принятии решения о предоставлении того либо иного земельного участка под определенный вид его использования необходимо учитывать норму предоставления земельного участка (площадь), наличие либо отсутствие обстоятельств, которые в силу закона могут служить поводом и основанием для отказа в предоставлении земельного участка, а также круг лиц, которые наравне с заявителем вправе требовать предоставления земельного участка в общую долевую собственность, что в частности предусмотрено при бесплатном предоставлении в собственность земельного участка гражданам, имеющих трех и более детей (ст. 7.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О регулировании земельных отношений в <адрес>»).

Таким образом, допущение органом местного самоуправления нарушение, связанное с не рассмотрением по существу обращения гражданина по поводу бесплатного предоставления в собственность земельного участка, не является основанием для принятия судом решения по существу этого нерассмотренного обращения.

В этой связи суд, руководствуясь положениями ст. 258 ГПК РФ, следуя разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 28), в целях восстановления нарушенного права ФИО1 пришел к выводу о возложении на Администрацию <адрес> обязанности по рассмотрению по существу в установленные законом сроки письменного обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) по вопросу бесплатного предоставления ей в собственность земельного участка или по <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Администрации <адрес> удовлетворить частично.

Признать действия (бездействие) Администрации <адрес> незаконными.

Обязать Администрацию <адрес> рассмотреть в установленные законом сроки и по существу заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка или по <адрес> как лицу, которое в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О регулировании земельных отношений в <адрес>» имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Оставшиеся исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме «6» марта 2013 года.

Судья: Добровольский Д.Г.

2-300/2013 (2-4313/2012;) ~ М-4127/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Афанасьева Татьяна Александровна
Ответчики
Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова
Другие
администрация г. Тамбова
Управление муниципального заказа и продаж администрации г. Тамбова
Объектова Альбина Дмитриевна
Протасов Владимир Николаевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбова
Судья
Добровольский Дмитрий Георгиевич
Дело на сайте суда
sud23--tmb.sudrf.ru
04.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2012Передача материалов судье
05.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2012Подготовка дела (собеседование)
28.11.2012Подготовка дела (собеседование)
25.12.2012Подготовка дела (собеседование)
04.02.2013Подготовка дела (собеседование)
04.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2013Судебное заседание
26.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2013Дело оформлено
26.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее