Дело №.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>. «25» февраля 2013 года.
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> об оспаривании действий (бездействия), о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором с учетом его уточнения просила признать незаконными действия (бездействие) Администрации <адрес> по вопросу рассмотрения (не рассмотрения) ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка № или № по <адрес>, обязать Администрацию <адрес> предоставить ей в собственность бесплатно один из указанных выше земельных участков, а в случае их обременения правами третьих лиц, иного земельного участка на территории муниципального образования – <адрес>.
В обоснование иска ФИО1 указала, что на основании решения Администрации <адрес> она и члены ее семьи признаны нуждающимися в жилье, в связи с чем в силу действующего земельного законодательства она относиться к категории граждан имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка под ведение индивидуального жилищного строительства. Реализовать данное право она не может по причине бездействия компетентных органов местного самоуправления, что выражено в виде уклонения от рассмотрения по существу ее письменного обращения по данному вопросу.
В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации <адрес> возражал против удовлетворения иска ФИО1, дал объяснения, из существа которых следует, что обращения ФИО1 по вопросу предоставления ей в собственность земельных участков рассмотрены в установленные законом сроки с дачей письменных ответов. ФИО1 самостоятельно установила наличие свободных земельных участков № и № по <адрес>, о чем сообщила в Администрацию <адрес>. После этого Администрация <адрес>, действуя в соответствии с требованиями ст. 30.1 ЗК РФ, приняла решение о формировании данных земельных участков с целью организации аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды этих земельных участков, о чем было сообщено ФИО1 Данные действия Администрации <адрес> были продиктованы отсутствием на территории муниципального образования – <адрес>, утвержденного порядка бесплатного предоставления в собственность земельных участков под ведение индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан, к которой в частности относиться и ФИО1
Управление муниципального заказа и продаж Администрации <адрес>, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
ФИО6, ФИО5, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, в связи с подачей ими заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды спорных земельных участков, в судебное заседание также не явились.
Выслушав стороны, исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска ФИО1 по следующим основаниям.
В силу ч. 1, 2, 4 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О регулировании земельных отношений в <адрес>» к числу граждан, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, а также в соответствии с настоящим Законом, имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, отнесены граждане, проживающие на территории <адрес> и состоящие на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, для целей, установленных в настоящей статье, утверждается администрацией области, если иное не установлено федеральным и областным законодательством.
Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, установленных в настоящей статье, утверждается органами местного самоуправления соответственно, если иное не установлено федеральным и областным законодательством.
Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, установленных в настоящей статье, утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не установлено федеральным и областным законодательством.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, проживающая на территории <адрес> в <адрес>, а также члены ее семьи постановлениями Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № признаны нуждающимися в жилых помещениях, что с учетом приведенных выше норм Земельного кодекса РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О регулировании земельных отношений в <адрес>» дает им право бесплатного получения в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для ведения индивидуального жилищного строительства.
До настоящего времени ФИО1 не может реализовать закрепленное за ней право, что находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) ответчика.
На территории муниципального образования - <адрес>, до настоящего времени не утвержден порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, что существенным образом препятствует реализации гражданами прав, определенных целями и задачами земельного законодательства.
Такое положение дел является свидетельством незаконного бездействия ответчика в лице Администрации <адрес>, нарушения прав и законных интересов граждан, которые в силу закона имеют право на улучшение своих жилищных условий путем осуществления индивидуального жилищного строительства на предоставленных им бесплатно в собственность земельных участках.
ФИО1 неоднократно обращалась в адрес ответчика, действующего в лице Комитета архитектуры развития и реконструкции, с вопросом о предоставлении земельного участка в собственность по указанным выше основаниям, что не дало должного результата.
Отвечая на обращения ФИО1 руководитель Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес> сообщил заявителю об отсутствии свободных земельных участков, о принятии мер по отысканию свободных земельных участков, одновременно предложив следить за публикацией сведений о свободных земельных участках в газете «Наш <адрес>».
ФИО1 самостоятельно установила наличие свободных от застройки земельных участков № и № по <адрес>, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о бесплатном предоставлении ей в собственность одного из указанных выше земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес> в ответ на указанное обращение сообщил ФИО1, что земельные участки по <адрес> будут сформированы и в отношении них будет организован аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. При этом, ФИО1 рекомендовано следить за публикуемой в газете «Наш <адрес>» информацией о месте и времени проведения аукциона.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением на имя главы Администрации <адрес> ФИО3, в котором выразила свое несогласие с ответом Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ее просьба о бесплатном предоставлении в собственность одного из земельных участков по <адрес> по существу не рассмотрена.
Глава Администрации <адрес> передал названное обращение на рассмотрение Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес>, после чего ДД.ММ.ГГГГ из Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес> в адрес ФИО1 был направлен ответ, в котором указано, что заявление ФИО1 о предоставлении в собственность одного из земельных участков по <адрес> под индивидуальное жилищное строительство рассмотрено. В течение одного месяца после публикации в газете «Наш <адрес>» сообщений о наличии свободных земельных участков № и № под индивидуальное жилищное строительство по <адрес> поступило несколько обращений от третьих лиц, в связи с чем в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ данные земельные участки будут сформированы и в отношении них будет организован аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды. Одновременно с этим ФИО1 вновь рекомендовано следить за публикуемой информацией о месте и времени проведения аукциона.
С законностью и обоснованность данного ФИО1 ответа нет оснований согласиться.
Администрация <адрес>, а также ее структурные подразделения обязаны в своей деятельности руководствоваться действующими на территории Российской Федерации законами, правилами, в том числе и положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», которые четко и однозначно регулируют правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, устанавливают порядок рассмотрения обращений граждан указанными выше органами.
В целях реализации приведенного выше права гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, которое подлежит обязательной регистрации (ст. 8 Закона).
При рассмотрении обращения граждан государственный орган, орган местного самоуправления обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, результатом которого может быть либо письменный ответ по существу поставленного вопроса либо уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (ст.ст. 8, 10 Закона).
Ответ Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает приведенным выше положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», так как очевидно, что в нем не содержится ответа на поставленный ФИО1 перед органом местного самоуправления вопрос о предоставлении ей бесплатно в собственность одного из земельных участков по <адрес> как лицу, которое в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О регулировании земельных отношений в <адрес>» имеет право на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель государственная собственность на которые не разграничена.
Есть основания полагать, что Администрация <адрес>, в структуру которой входит комитет, ведающий вопросами в сфере земельных правоотношений, ввиду отсутствия порядка, регулирующего процедуру предоставления земли в собственность бесплатно льготной категории граждан, а также ввиду установленного Законом исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении земли в собственность, уклоняется от разрешения по существу обращения ФИО1 путем дачи нелогичных, непоследовательных ответов не по существу обращения последней, тем самым препятствуя ФИО1 в реализации своего права.
Вместе с тем, несмотря на допущенные в отношении ФИО1 нарушения, суд не может согласиться с законностью и обоснованностью требований последней о возложении на Администрацию <адрес> обязанности по предоставлению ей в собственность бесплатно одного из участков по <адрес>, а в случае их обременения правами третьих лиц, иного земельного участка на территории муниципального образования – <адрес>, так как в противном случае суд вопреки принципу разделения властей своим решением предрешит решение компетентного органа по рассмотрению обращения ФИО1, либо подменит это решение своим решением.
При принятии решения о предоставлении того либо иного земельного участка под определенный вид его использования необходимо учитывать норму предоставления земельного участка (площадь), наличие либо отсутствие обстоятельств, которые в силу закона могут служить поводом и основанием для отказа в предоставлении земельного участка, а также круг лиц, которые наравне с заявителем вправе требовать предоставления земельного участка в общую долевую собственность, что в частности предусмотрено при бесплатном предоставлении в собственность земельного участка гражданам, имеющих трех и более детей (ст. 7.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О регулировании земельных отношений в <адрес>»).
Таким образом, допущение органом местного самоуправления нарушение, связанное с не рассмотрением по существу обращения гражданина по поводу бесплатного предоставления в собственность земельного участка, не является основанием для принятия судом решения по существу этого нерассмотренного обращения.
В этой связи суд, руководствуясь положениями ст. 258 ГПК РФ, следуя разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 28), в целях восстановления нарушенного права ФИО1 пришел к выводу о возложении на Администрацию <адрес> обязанности по рассмотрению по существу в установленные законом сроки письменного обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) по вопросу бесплатного предоставления ей в собственность земельного участка № или № по <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Администрации <адрес> удовлетворить частично.
Признать действия (бездействие) Администрации <адрес> незаконными.
Обязать Администрацию <адрес> рассмотреть в установленные законом сроки и по существу заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка № или № по <адрес> как лицу, которое в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О регулировании земельных отношений в <адрес>» имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Оставшиеся исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме «6» марта 2013 года.
Судья: Добровольский Д.Г.