№2-933/2015
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 8 октября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Филипповой Л.В. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республике Коми о возложении обязанности произвести оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно,
установил:
Филиппова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республике Коми о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно на неё и её ребенка в размере <данные изъяты>. В обоснование исковых требований указала, что является работником государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республике Коми. С 15.07.2015 по 25.07.2015 истец находилась в очередном трудовом отпуске за пределами Республики Коми, по возвращении из которого обратилась к работодателю с требованием об оплате проезда к месту использования отпуска авиационным транспортном, предоставив справку о стоимости перелета из г. Сыктывкара до г. Анталия, выданную туристическим агентством ООО «<данные изъяты>». Однако в нарушение действующего трудового законодательства ей необоснованно отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно по маршруту Сыктывкар-Анталия, Анталия-Сыктывкар на неё и её несовершеннолетнего ребенка.
Истец Филиппова Л.В. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республике Коми Булавина А.В, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что в рассматриваемом случае, истец в обоснование заявленных требований не предоставила справку транспортной организации о стоимости перевозки по территории Российской Федерации.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Филиппова Л.В. состоит в трудовых отношениях с государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республике Коми, работая в должности <данные изъяты>
В период отпуска с <дата> по <дата> истец совместно со своей несовершеннолетней дочерью К.. осуществила проезд к месту отдыха и обратно по маршруту «Сыктывкар-Анталия-Сыктывкар» авиатранспортом.
Перелет к месту отдыха осуществлялся из г. Сыктывкара до г. Анталия и обратно чартерными рейсом.
Стоимость авиаперелета, по забронированной истцом и её дочерью заявке № на туристический продукт на даты <данные изъяты>, согласно справке туристической компании "<данные изъяты>" составила <данные изъяты> на человека.
После выхода истца на работу и обращения к работодателю по выплате компенсации с предоставлением подтверждающих документов выплата спорных сумм ответчиком не произведена.
Указанные действия ответчика явились поводом обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующими положениями закона.
В соответствии со статьей 37 (часть 5) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, а также гарантии и компенсации работникам при его предоставлении закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.
К числу таковых относится и компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая предоставляется в целях обеспечения указанным работникам отдыха в более благоприятных природно-климатических условиях.
В соответствии со ст. 325 Трудового кодекса РФ, лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе и личным. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Из изложенного следует, что компенсация расходов по оплате стоимости проезда к месту отпуска и обратно, является дополнительной гарантией, размер, условия и порядок выплаты которой устанавливается работодателем, за исключением лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета.
Согласно п. 7 ст. 33 от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 325 указанного Кодекса размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1, определено, что Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства Пенсионного фонда РФ не входят в состав бюджетов, других фондов.
Следовательно, Пенсионный фонд РФ, не являющийся бюджетной организацией, вправе в соответствии со ст. 325 Трудового кодекса РФ самостоятельно устанавливать размер, порядок и условия компенсации расходов по оплате работникам стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Правлением Пенсионного фонда РФ от 4.07.2005 года № 118-п утверждено Постановление «Положение о компенсационных выплатах, работникам системы Пенсионного фонда РФ, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
Согласно п. 12 указанного Постановления (с изменениями, внесенными постановлением Правления ПФР от 21.09.2011 г. № 285п) при проведении работниками отпуска за пределами территории РФ, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду воздушным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации аэропорта и обратно с учетом требований, установленных пунктами 8 и 9. При этом работником предоставляется справка о стоимости перевозки на территории РФ, включенной в стоимость проездного документа (билета), выданная транспортной организацией. Согласно п. 8 Постановления оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится по фактической стоимости, не превышающей стоимость проезда: воздушным транспортом – в салоне экономического (низшего) класса. Согласно данному положению работники и члены их семей имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств управления проезд к месту использования отпуска, в пределах территории Российской Федерации, и обратно любым видом транспорта.
В силу ст. 325 Трудового кодекса РФ, ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", п. 14 Положения о компенсационных выплатах работникам системы Пенсионного фонда РФ, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 04 июля 2005 г. N 118п, право на оплату стоимости проезда к месту использования работником отпуска и обратно неработающим членам его семьи зависит от наличия такого права у самого работника.
Установленные Правлением Пенсионного фонда РФ ограничения в части оплаты проезда не до границы Российской Федерации, а до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации аэропорта, нарушает права работников на полное возмещение понесенных на проезд к месту отдыха и обратно затрат и ставят их в неравное положение с теми, кто отдыхает в пределах Российской Федерации. Такое ограничение противоречит положениям статей 19, 27, 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод человека и гражданина, право на отдых и на свободный выезд за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Режим Государственной границы включает в себя правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через государственную границу лиц, товаров и животных и пр. (статья 7 указанного Закона).
Статьей 9 Закона определен порядок пересечения Государственной границы, в соответствий с которым воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством Российской Федерации и публикуемых в документах аэронавигационной информации.
Аналогичный порядок пересечения Государственной границы установлен и пунктом 31 "Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1084, в соответствии с которым пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по специально выделенным воздушным коридорам пролета. При выполнении международных полетов по воздушной трассе и местной воздушной линии, открытых для международных полетов, специально выделенным воздушным коридором пролета Государственной границы Российской Федерации является место пересечения участка воздушной трассы и местной воздушной линии с линией государственной границы Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм территорией Российской Федерации является все пространство, находящееся внутри линии государственной границы. Следовательно, применительно к авиаперелету государственная территория Российской Федерации заканчивается не в ближайшем к месту пересечения границы Российской Федерации аэропорту, а при пересечении воздушным судном государственной границы.
Принимая во внимание приведенные нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а так же установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Филипповой Л.В.
Факт понесенных Филипповой Л.В. расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно на неё и её несовершеннолетнего ребенка К. путем авиаперелета подтверждается справкой туристической компании ООО «<данные изъяты> которое в рассматриваемых правоотношениях выступает в качестве агента транспортной организации, а также представленными в материалы дела посадочными талонами, подтверждающими перелет по указанному в электронном авиабилете маршруту, с указанием таких реквизитов, как фамилия пассажира, маршрут, дата поездки, класс обслуживания.
Поскольку, истец непосредственно в транспортной компании авиабилеты не приобретала, стоимость авиаперелета включена в пакет туристических услуг, в связи с чем истец вправе в подтверждение стоимости авиаперелета предоставить справку туристической организации.
Согласно представленной истцом справке, стоимость перелета по маршруту Сыктывкар-Анатлия-Сыктывкар в салоне эконом класса составила на одного человека <данные изъяты>
При определении коэффициента, применяемого для расчета стоимости проезда, суд принимает во внимание справку, предоставленную транспортной организацией ОАО «<данные изъяты>», согласно которой, коэффициент для расчета стоимости проезда до границы РФ по маршруту: Сыктывкар-Алания-Сыктывкар равен <данные изъяты>
Таким образом, стоимость проезда по маршруту Сыктывкар-Алания-Сыктывкар с учетом данного коэффициента на одного человека составила <данные изъяты>, а на двоих человек соответственно <данные изъяты>
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая приведенные требования закона, выводы, к которым пришел суд в ходе рассмотрения дела, суд на основании ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным удовлетворить требования истца, взыскав с ответчика денежную компенсацию в размере <данные изъяты>
аНа основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:Взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республике Коми в пользу Филипповой Л.В. компенсацию расходов по проезду к месту отдыха и обратно на Филиппову Л.В. и её несовершеннолетнюю дочь К. в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.И. Сухопаров