Дело № 3а-124/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Алешиной Е.А.,
с участием представителя административного истца Грабровой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Калашникова Александра Викторовича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере рыночной стоимости,
установил:
Калашников А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником трех земельных участков расположенных по адресу: <...>, категория земель – <...> разрешённое использование – <...> с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м.
Указывает, что земельный налог за земельные участки рассчитывается на основании их кадастровой стоимости, которая значительно выше рыночной стоимости указанных земельных участков, установленной отчётом об оценке, составленным обществом с ограниченной ответственностью «<...>».
По этим основаниям Калашников А.В. просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на 4 сентября 2017 г., земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рубля по состоянию на 21 сентября 2017 г. и земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на 12 октября 2017 г.
Административный истец Калашников А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени был извещен надлежащим образом, его представитель Граброва Д.А. заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила суд принять решение об их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.
Представитель заинтересованного лица администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив письменный отзыв административного ответчика, заслушав показания свидетеля <...> А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьёй.
Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222 (в редакции от 17 ноября 2011 года) утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пункту 1.2. данные Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель.Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (пункт 1.3. Методических указаний).
Пунктом 1.4. Методических указаний предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании установлено, что Калашников А.В. является собственником трех земельных участков:
- с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> сентября 2019 г. (л.д. 11-13);
- с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> сентября 2019 г. (л.д. 14-16);
- с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> сентября 2019 г. (л.д. 17-19).
Кадастровая стоимость указанных земельных участков согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 сентября 2019 г., выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, составляет: земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 4 сентября 2017 г. - <...>, земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 21 сентября 2017 г. - <...> и земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 12 октября 2017 г. - <...> (л.д. 20-22).
При обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости Калашников А.В. представил отчёт ООО «<...>» от <...> октября 2019 г. № <...>, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей по состоянию на 4 сентября 2017 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рубля по состоянию на 21 сентября 2017 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей по состоянию на 12 октября 2017 г. (л.д. 24-137).
В судебном заседании свидетель - оценщик ООО «<...>» <...> А.С. сведения, указанные в отчёте об оценке рыночной стоимости земельных участков, подтвердила в полном объеме. Пояснила, что составленный отчёт являются достоверными и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ».
Установлено, что отчёт об определении рыночной стоимости выполнен оценщиком на даты, по состоянию на которые определена кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.
Суд, исследовав указанный выше отчёт об оценке, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, в том числе показаниями свидетеля, полагает, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Калашникова А.В. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Калашникова Александра Викторовича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 4 сентября 2017 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, категория земель – <...> разрешённое использование – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 21 сентября 2017 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, категория земель – <...> разрешённое использование – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 12 октября 2017 года.
Датой подачи заявления Калашникова А.В. о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 16 декабря 2019 года.
Председательствующий Л.В. Майорова
Дело № 3а-124/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Алешиной Е.А.,
с участием представителя административного истца Грабровой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Калашникова Александра Викторовича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере рыночной стоимости,
установил:
Калашников А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником трех земельных участков расположенных по адресу: <...>, категория земель – <...> разрешённое использование – <...> с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м.
Указывает, что земельный налог за земельные участки рассчитывается на основании их кадастровой стоимости, которая значительно выше рыночной стоимости указанных земельных участков, установленной отчётом об оценке, составленным обществом с ограниченной ответственностью «<...>».
По этим основаниям Калашников А.В. просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на 4 сентября 2017 г., земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рубля по состоянию на 21 сентября 2017 г. и земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на 12 октября 2017 г.
Административный истец Калашников А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени был извещен надлежащим образом, его представитель Граброва Д.А. заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила суд принять решение об их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.
Представитель заинтересованного лица администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив письменный отзыв административного ответчика, заслушав показания свидетеля <...> А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьёй.
Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222 (в редакции от 17 ноября 2011 года) утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пункту 1.2. данные Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель.Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (пункт 1.3. Методических указаний).
Пунктом 1.4. Методических указаний предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании установлено, что Калашников А.В. является собственником трех земельных участков:
- с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> сентября 2019 г. (л.д. 11-13);
- с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> сентября 2019 г. (л.д. 14-16);
- с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> сентября 2019 г. (л.д. 17-19).
Кадастровая стоимость указанных земельных участков согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 сентября 2019 г., выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, составляет: земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 4 сентября 2017 г. - <...>, земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 21 сентября 2017 г. - <...> и земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 12 октября 2017 г. - <...> (л.д. 20-22).
При обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости Калашников А.В. представил отчёт ООО «<...>» от <...> октября 2019 г. № <...>, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей по состоянию на 4 сентября 2017 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рубля по состоянию на 21 сентября 2017 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей по состоянию на 12 октября 2017 г. (л.д. 24-137).
В судебном заседании свидетель - оценщик ООО «<...>» <...> А.С. сведения, указанные в отчёте об оценке рыночной стоимости земельных участков, подтвердила в полном объеме. Пояснила, что составленный отчёт являются достоверными и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ».
Установлено, что отчёт об определении рыночной стоимости выполнен оценщиком на даты, по состоянию на которые определена кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.
Суд, исследовав указанный выше отчёт об оценке, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, в том числе показаниями свидетеля, полагает, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Калашникова А.В. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Калашникова Александра Викторовича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 4 сентября 2017 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, категория земель – <...> разрешённое использование – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 21 сентября 2017 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, категория земель – <...> разрешённое использование – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 12 октября 2017 года.
Датой подачи заявления Калашникова А.В. о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 16 декабря 2019 года.
Председательствующий Л.В. Майорова