Именем Российской Федерации
Дело № 2- 908/2017 г.
05 июня 2017 года г. Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Счетчикова А.В.,
с участием истца Осипова С.А.,
представителя истца Носуля И.И.,
представителя ответчика - ГУ-УПФ РФ по Изобильненскому району Ставропольского края Ефанова В.В.,
при секретаре судебного заседания Бобрышовой <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Осипова <данные изъяты> к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Изобильненскому району Ставропольского края об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Осипов <данные изъяты> предъявил в суд иск к ГУ-УПФ РФ по <адрес>, в котором просил обязать ответчика включить в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы с ДД.ММ.ГГГГ в качестве составителя поездов в Ставропольском отделении СКЖД, а также обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права.
В судебном заседании истец Осипов <данные изъяты>. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Суду пояснил о том, что он работал с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве составителя поездов в Ставропольском отделении СКЖД. Его работа, в указанный период времени была связана с осуществлением обслуживания железнодорожного транспортапо формированию и расформированию поездов, различных составов, занятостью в течение полного рабочего дня, со всеми установленными льготами и компенсациями для работников на тяжелых видах работ. Он обратился в ГУ-УПФ РФ по Изобильненскому району СК с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, так как имеет необходимый стаж работы. В назначении пенсии ему было отказано, поскольку отсутствует необходимая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. В данный период работы он отбывал наказание по приговору Изобильненского районного суда по ч.1 ст. 211 УК РФ в виде исправительных работ. Ссылаясь на ст. 38 ИТК РСФСР считал, что указанный период отбывания наказания в виде исправительных работ, подлежит включению в общий трудовой стаж. Просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Носуля <данные изъяты> действующий в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по <адрес> - ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск. Суду пояснил, что в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. После изучения представленных Осиповым <данные изъяты> документов было установлено, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве составителя поездов в Ставропольском отделении СКЖД, не может быть включен в подсчет общего страхового стажа и стажа на работах с тяжелыми условиями труда, так как в данный период заявитель был осужден Изобильненским городским судом по ст.211 ч.1 УК РСФСР и осуществлял исправительные работы, в связи с чем, решением ГУ - УПФ РФ по <адрес> ему в установлении досрочно страховой пенсии по старости отказано. Согласно Положению "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, время отбывания исправительных работ не включается в общий трудовой стаж независимо от места отбывания. При определении права на досрочную страховую пенсию по старости к указанной категории лиц, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272.Просил в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из п. 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» решения об отказе в установлении страховой пенсии может быть обжаловано в суд.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушенного права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Обращение Осипова <данные изъяты>. в суд обусловлено нарушением ГУ-УПФ РФ по <адрес> СК его конституционного права на страховую пенсию.
Пункт 6 ч.1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ гласит, что мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из п. 5 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно ст. 35 ФЗ № 400-ФЗ с 01.01.2016г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 9 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 9 с последующим ежегодным увеличением на 2.4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» у истца Осипова <данные изъяты>. составляет <данные изъяты>, продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера составляет <данные изъяты>, с учетом суммирования списков - <данные изъяты>
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ № 400- ФЗ у истца Осипова <данные изъяты> отсутствует.
Из содержания трудовой книжки ДД.ММ.ГГГГ № №г., выданной на имя Осипова <данные изъяты>. следует, что он принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ. в Ставропольское отделение СКЖД в качестве составителя поездов. ДД.ММ.ГГГГ. осужден Изобильненским городским судом по ч. 1 ст. 211 УК РСФСР в виде исправительных работ на срок <данные изъяты> года с удержанием <данные изъяты> заработной платы в доход государства. Указанные исправительные работы осуществлял с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве составителя поездов в Ставропольском отделении СКЖД.
Из протокола решения ГУ-УПФ РФ по <адрес> СК № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Осипову <данные изъяты>. было отказано, в связи с тем, что отсутствует необходимой продолжительности стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается объяснением истца, а также исследованными письменными доказательствами, а именно трудовой книжкой, что назначенное ему приговором Изобильненского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. по ч. 1 ст.211 УК РСФСР наказание в виде исправительных работ на срок <данные изъяты> года с удержанием <данные изъяты> заработной платы в доход государства было им отбыто по месту его работы в Ставропольском отделении СКЖД, с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве составителя поездов.
При определении права на досрочную страховую пенсию по старости к указанной категории лиц, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272.
Согласно данному Списку право на досрочное назначение пенсии имеют составители поездов.
В силу ст. ст. 45, 50 Уголовного кодекса РФ исправительные работы являются основным видом наказания, которое отбывается осужденным в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание.
Порядок и условия отбывания указанного вида наказания устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом РФ, который не содержит ограничений в части включения периода отбывания наказания в виде исправительных работ в трудовой стаж.
Как следует из содержания ст. 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицу, осужденному к исправительным работам, запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции.
Таким образом, период отбывания наказания в виде исправительных работ одновременно является периодом работы.
Кроме того, законодательство, регламентирующее уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не содержит каких-либо изъятий в отношении граждан, отбывающих наказание в виде исправительных работ, т.е. на них распространяется общий порядок уплаты страховых взносов.
Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса РФ устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (ст. 27) и отбывалось осужденными как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.
По общему правилу, которое устанавливалось ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.
Однако при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
Как следует отметить, истец Осипов <данные изъяты> в порядке ст. 368 УПК РСФСР в суд не обращался с таким заявлением, соответствующее определение судом не выносилось.
Пунктом 39 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (вступил в силу с 21 июля 1992 года) были внесены изменения в ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР.
Согласно подпункту "а" указанного выше пункта время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсии, если этот период работы имел место после 21 июля 1992 года. Впервые положения ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, согласно которой время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж, были приняты на основании п. 39 ст. 1 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР".
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2989-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", принятая этим Законом в новой редакции ст. 94 Исправительно-трудового кодекс РСФСР вступает в силу с момента опубликования, то есть с 21 июля 1992 года. Обратной силы данная норма не имеет.
Таким образом, Закон РФ от 12 июня 1992 года устранил ограничения в части включения периода отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж с момента вступления указанного Закона в силу.
После внесения изменений в ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде исправительных работ стало включаться в общий стаж работы.
Из изложенного следует, что при отсутствии определения суда, вынесенного в порядке ст. 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, период отбывания осужденным наказания в виде исправительных работ по месту работы до 21.07.1992г. не подлежит включению в страховой стаж.
Поскольку ни сам Закон Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1, ни Постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие указанного Закона Российской Федерации, не содержат указаний о придании Закону обратной силы, время исправительных работ без лишения свободы подлежит включению в общий трудовой стаж осужденного в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1, а именно, после 21 июля 1992 года - даты официального опубликования названного Закона.
Таким образом, заявленный истцом период - с <данные изъяты>. не может быть включен в специальный трудовой стаж истца Осипова <данные изъяты>., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Однако, суд полагает возможным включить в специальный трудовой стаж истца Осипова <данные изъяты>. период отбывания наказания в виде исправительных работ, назначенного приговором Изобильненского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. по ч. 1 ст.211 УК РСФСР, по месту работы в Ставропольском отделении СКЖД, с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве составителя поездов, поскольку указанный период имел место после вступления в силу Закона РФ от 12.06.1992г. № 2988-1.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период отбывания наказания истца Осипова ДД.ММ.ГГГГ. в виде исправительных работ по месту работы в Ставропольском отделении СКЖД в качестве составителя поездов, в соответствии с положениями нормы, предусмотренной ст. 39 Конституции РФ, дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Разрешая требования истца об обязании ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с момента возникновения права, суд признает их законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в порядке ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п. 20 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» решения в том числе, об отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, могут быть обжалованы в суд
На основании вышеизложенного, руководствуясь, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Осипова <данные изъяты> к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии- удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в специальный трудовой стаж Осипова <данные изъяты>, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» период работы:
- ДД.ММ.ГГГГ. в качестве составителя поездов в Ставропольском отделении СКЖД.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Изобильненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Счетчиков