Дело № 2-449/2015г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2015 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Кирсановой Н.В.,
при секретаре Крохиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Пограничного муниципального района <адрес> к Межрайонной инспекции ФНС № России по <адрес> о признании права собственности на нежилое здание,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Пограничного муниципального района обратилась в суд с иском к МИФНС № России по <адрес> о признании права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу <адрес>, наименование объекта - здание.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был поставлен на учет в качестве бесхозяйной вещи объект недвижимости с кадастровым номером № расположенный по вышеуказанному адресу - здание. Сведения о зарегистрированных правах и сделках на данный объект в Управлении Росреестра по <адрес> отсутствуют. Со дня постановки данного бесхозяйного имущества прошло более года. Данное здание было построено индивидуальным предпринимателем ФИО2 для электроснабжения многоквартирного дома. В настоящее время ИП ФИО2 не планирует оформлять за собой право собственности на возведенный объект, то есть до настоящего времени трансформаторная подстанция не имеет собственника. Просит признать право собственности на трансформаторную подстанцию за администрацией Пограничного муниципального района.
В судебное заседание представитель истца администрации Пограничного муниципального района <адрес> - ФИО3 (по доверенности) направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчика - МИФНС № России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежаще извещен. О причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего на стороне ответчика, не заявляющий самостоятельных требований - Управления Росреестра по <адрес> также в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости не проводилось. В ЕГРП отсутствуют сведения в отношении данного объекта. Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на спорный объект недвижимости при обращении заинтересованного лица в Управление Росреестра с предоставлением всех необходимых документов будет являться основанием для государственной регистрации права.
Исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в особом порядке необходима совокупность обязательных условий, перечисленных в ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
Как следует из материалов дела, заявителем представлено уведомление из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (дата), из которой следует, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>Г, сведения о наличии правообладателя отсутствуют.
Из ответов Территориального управления Росимущества в <адрес> и департамента имущественных отношений <адрес>, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорный объект недвижимости в реестре федерального имущества и реестре собственности <адрес> не значится.
Из ответа ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что силами и за счет средств ИП ФИО2 была построено данное здание для электроснабжения многоквартирного дома (как трансформаторная подстанция), в собственность данный объект не движимости ни кем не оформлялся. В настоящее время ИП ФИО2 не планирует оформление права собственности и не возражает против признания данного имущества бесхозяйным.
Согласно п. 2 и 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктами 1 и 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", определено - объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Пунктом 25 и 26 Приказа Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 (ред. от 08.12.2014) "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" определено, объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:
государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;
принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение;
государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет;
государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности. В случае снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного в связи с государственной регистрацией права муниципальной (государственной) собственности в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 225 КГ РФ, объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности.
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Пунктом п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного поселения отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; имущество, необходимое для содержания муниципального фонда.
В соответствии с абз. 5 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в том числе, в случае, если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, заявителем представлены все необходимые документы о том, что спорное имущество, должно находиться в муниципальной собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Пограничного муниципального района <адрес> к Межрайонной инспекции ФНС № России по <адрес> о признании права собственности на нежилое здание удовлетворить.
Признать за Администрацией Пограничного муниципального района <адрес> право собственности на нежилое здание с кадастровым (условным) номером: № расположенное по адресу: <адрес>-Г <адрес>, назначение - нежилое, наименование объекта: здание.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд Приморского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.В. Кирсанова