Дело №2а-408/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2018 года Ленинский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Ананичевой Н.Б.,
при секретаре Ильиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску к Никулину С.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее – ИФНС России по г. Томску) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Никулину С.А., в котором просит взыскать с административного ответчика в доход соответствующего бюджета задолженность в размере 73638,67 руб., в том числе: земельный налог за 2014 г. в размере 491,00 руб., пени по земельному налогу в размере 1,50 руб., налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 68904,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4242,17 руб.
Свои требования мотивировала тем, что согласно сведениям органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственную регистрацию транспортных средств (ГИБДД ТО) Никулин С.А. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, помещения (сооружения) с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 128,30 кв.м по адресу: <адрес обезличен>, помещения (сооружения) с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, помещения (строения) с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, а также четырёх транспортных средств марки Toyota LandCruiser, ВАЗ Largus и Лифан), в связи с чем он являлась плательщиком земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем административным истцом ему произведено исчисление земельного налога за 2014 г. в сумме 491,00 руб., а также пени в размере 1,50 руб., налога на имущество физических лиц за 2014 г. в сумме 68904,00 руб., а также пени на налог на имущество физических лиц в сумме 422,17 руб., а также транспортный налог за 2014 г. в размере 6245,00 руб., а в связи с его несвоевременной уплатой – пени в размере 18,90 руб.
В адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления со сроком уплаты до 01.10.2015, а поскольку в срок налоги уплачены не были Никулину С.А. исчислены пени, и в его адрес направлены налоговые требования, однако и они до настоящего времени не исполнены. По данным карточки расчета с бюджетом налоги и пени Никулиным С.А, уплачены не были.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г.Томску Солоенко В.Е., действующий на основании доверенности от 09.01.2018, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, не явился, просил рассмотреть иск в его отсутствие.
Административный ответчик Никулин С.А., надлежащим образом неоднократно извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства по двум последним адресам, где был зарегистрирован (л.д.37,38,44) в судебное заседание не явился, доказательств уважительных причин своей неявки, а равно ходатайства об отложении дела слушанием на более поздний срок суду не представил, равно как и ходатайств о передаче по подсудности.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая приведенные выше правовые положения, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного иска и административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Указанным правовым положениям корреспондирует пункт 1 статьи 3, подп. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
При этом, как предусмотрено ст. 45 НКРФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 43 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
При наличии недоимки налогоплательщику, согласно положениям ст.69 НКРФ, направляется требование об уплате налога, с указанием суммы задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования.
По смыслу статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.
На основании п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из содержания п. 1 ст. 388 НК РФ, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Из п. 4 ст. 391 НКРФ следует, что налоговая база для каждого налогоплательщика - физического лица, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства;6) иные здание, строение, сооружение, помещение. Налоговая база в отношении указанных объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (ч. 1 ст. 402 НК РФ).
В силу п. 1ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Абзацами 1 и 2 часть 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Указанные положения Налогового кодекса РФ корреспондируют положениями ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании установлено, подтверждается представленными истцом доказательствами, что 27.05.2016 мировым судьей судебного участка №2 Ленинского судебного района г.Томска был вынесен судебный приказ о взыскании с Никулина С.А. в пользу ИФНС России по г.Томску задолженности по налогам и сборам, а также пеням в общем размере 79902,57 руб. В связи с поступившими возражениями административного ответчика указанный судебный приказ 20.07.2017 был отменен, что подтверждается определением мирового судьи от 20.07.2017.
В установленный п. 3 ст. 48 НК РФ срок после отмены судебного приказа налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней в порядке административного судопроизводства.
Как следует из административного иска, ИФНС России по г. Томску просит взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу, по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также пени в связи с неуплатой налогов в срок.
Оценивая правомерность возложения на ответчика данной обязанности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Никулин С.А. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, помещения (сооружения) с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, помещения (сооружения) с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, помещения (строения) с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, а также четырёх транспортных средств марки Toyota LandCruiser, ВАЗ Largus и Лифан), следовательно, он являлась плательщиком земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Обращаясь с настоящим иском в суд, ИНФС России по г. Томску указывает, что административным ответчиком не уплачены указанные выше налоги за 2014 г. и исчисленные на них пени.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г.Томску предпринимались попытки к досудебному урегулированию спора. Так, в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №1562203 (л.д.9) с предложением уплатить земельный, транспортный налог и налог на имущество физических лиц в срок до 01.10.2015 (л.д. 9).
В связи с неуплатой ответчиком указанных налогов в установленные сроки ему в порядке ст. 75 НК РФ исчислены пени, и направлено требование №121258 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 12.10.2015 со сроком исполнения до 25.11.2015 в общем размере 79902,57 руб. (л.д. 8).
Впоследствии налогоплательщику сделан перерасчет по транспортному налогу в размере 6245,00 руб. и пени 18,90 руб., что уменьшило размер задолженности административного ответчика до 73638,67 руб. (задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2014 г. и пени). Однако до настоящего времени ни земельный, ни налог на имущество физических лиц за 2014 г., ни пени в связи с просрочкой их уплаты в бюджет не поступили, доказательств обратному вопреки требованиям ст. 59 КАС РФ административным ответчиком не представлено.
На основании изложенного, учитывая, что доказательств уплаты указанной задолженности как полностью, так и в части, стороной ответчика в материалы дела представлено не было, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика в пользу административного истца указанных сумм в полном объеме.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то на основании ст.114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального образования «город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2409,16 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску к Никулину С.А. удовлетворить.
Взыскать с Никулина С.А., <дата обезличена> года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес обезличен>, задолженность по в размере 73638,67 руб., в том числе земельный налог за 2014 г. в размере 491,00 руб., пени по земельному налогу в размере 1,50 руб., налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 68904,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4242,17 руб.
Взыскание налога осуществить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску) ИНН7021022569; КПК 701701001. Банк получателя: отделение Томск, г. Томск; Расчетный счет 40101810900000010007; БИК046902001; Код ОКТМО69701000; КБК18210606042040000110 – уплата земельного налога; КБК18210606012042100110 – уплата пени по земельному налогу; КБК18210601020041000110 – уплата налога на имущество; КБК18210601020042100110 – уплата пени по налогу на имущество; КБК182106040120210000110 – уплата транспортного налога, КБК18510604012022100110 – уплата пени по транспортному налогу.
Взыскать с Никулина С.А., <дата обезличена> года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес обезличен>, в доход муниципального образования «город Томск» 2409,16 рублей – государственную пошлину, от которой административный истец был освобожден при подаче административного иска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.Б. Ананичева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>