Дело № 2-7828/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2014 года г. Махачкала
Советский районный суд г.Махачкалы в составе: председательствующего судьи Махатиловой П.А., адвоката ФИО6, представителя МВД по РД ФИО7, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к МВД РФ по РД о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении в распоряжение МВД по РД, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, невыплаченной заработной платы за август 2014 г.,, компенсации морального вреда.
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском МВД РФ по РД о восстановлении на работе,, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, невыплаченной заработной платы за август 2014 г. за период нахождения в распоряжении МВД по РД и компенсации за задержку выплаты заработной платы,, компенсации морального вреда указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен о предстоящем увольнении, по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О службе в органах внутренних дел РФ», в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ из органов внутренних дел, в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, он был уволен.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О службе в органах внутренних дел РФ», контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел, в том числе, в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Согласно ч. 7 ст. 82 указанного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О службе в органах внутренних дел», расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или " 12 части 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Между тем, перевод на другую должность в органах внутренних дел ему предложен не был, вопрос о возможности такого перевода на обсуждение не ставился.
Обязанность работодателя истца, предусмотренная ч.7 ст.82 указанного Закона «О службе в ОВД», а также ч. 3 ст. 81, 180 ТК РФ, выполнена не была.
Он является единственным работающим членом своей семьи и содержит несовершеннолетнего ребенка - сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения и супругу ФИО4, что, в силу ст. 179 ТК РФ, наделяет его преимущественным правом на оставление, на работе при сокращении штата работников.
Ему не была выплачена заработная плата за последний месяц работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона «О службе в ОВД», сотрудник органов внутренних дел имеет право, в том числе, на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей.
В силу ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона «О службе в ОВД», сотрудник органов внутренних дел имеет право, в том числе, на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 74 указанного Закона, сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службыв органах внутренних дел, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.
Сотрудник органов внутренних дел, находившийся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, подлежит восстановлению на службе и зачислению в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о ее прекращении по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Основанием для восстановления сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел является решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда.
Сотрудник органов внутренних дел, подлежащий восстановлению на службе в органах внутренних дел, с его согласия может быть назначен на равнозначную должность в органах внутренних дел.
Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службев органах внутренних дел, время вынужденного прогула засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за стаж службы (выслугу лет), пенсию за выслугу лет и на иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.
В судебном заседании истец ФИО2 и адвокат в его интересах ФИО6 исковые требования уточнили, просили признать незаконным приказа об увольнении ФИО2 от ОВД от ДД.ММ.ГГГГ г.,, восстановить ФИО2 в распоряжение МВД по РД, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, а также невыплаченное денежное содержание за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период нахождения в распоряжении МВД по РД, компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.
Представитель МВД по РД по доверенности ФИО7 иск не признал, в его удовлетворении просил отказать, пояснив, что Приказом МВД по <адрес> от 11.07.2014г. № истец был зачислен в распоряжение МВД по <адрес> по п.1 ч.10 ст.36 ФЗ №342, а в последующем приказом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с уволен из ОВД по п.11 ч.2 ст.82 ФЗ № (в связи с сокращением должности в ОВД).
Часть 2 статьи 74 ФЗ № предусматривает необходимость восстановления сотрудника, уволенного из распоряжения органа внутренних дел, именно в распоряжение, для решения вопроса о дальнейшем прохождении службы. Истец был уволен из распоряжения МВД по РД и соответственно требования о восстановлении на прежнюю должность необоснованны.
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.2014г.. № «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» постановлено осуществить организационно-штатные изменения в. системе МВД Российской Федерации.
Во исполнение данного указа, был издан Приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № дсп (для служебного пользования), согласно которому в подразделениях полиции МВД по <адрес> сокращению подлежало 1000 единиц.
В целях сохранения личного состава и минимизирования сокращения
укомплектованных должностей, Приказом МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ г.№ в первую очередь были сокращены имевшиеся вакантные должности по всем
территориальным органам МВД по РД в количестве 319 единиц. Далее, приказами МИД по РД были сокращены не вакантные должности.
В соответствии с ч.2 ст.3 ФЗ № нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным с прохождением службы в органах внутренних дел. только в случае неурегулированности таковых специальным законодательством.
Порядок прохождения службы в органах внутренних дел при сокращении занимаемой сотрудником должности предусмотрен ст.36 ФЗ №342, то есть нормы трудового законодательства применению не подлежат.
На основании ч.1п. 1 ст.36 ФЗ «О службе в органах внутренних дел...» при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел.
Согласно ч.4 ст.36 ФЗ № сотрудник органов внутренних дел в случае отказа oт предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел.
Из приведенных норм закона вытекает, что сотрудник не вправе произвольно, по своему усмотрению выбирать любую имеющуюся вакансию в органе внутренних дел и требовать ее предоставления, закон наделяет его только правом выбора из предложенных по усмотрению работодателя вакансий. При этом специализированное законодательство не обязывает МВД по <адрес> предлагать все имеющиеся вакансии.
В соответствии с п. 8.2 Приложения № к Приказу МВД России oт ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудникам, увольняемым со службы в органах внутренних дел, соответствующим кадровым подразделением заблаговременно вручается уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Сотрудникам, увольняемым со службы в органах внутренних дел, по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Закона о службе, уведомление вручается не позднее двух месяцев до дня прекращения (расторжения) контракта и увольнения.
Пунктом 1 ч.2 ст.85 ФЗ № предусмотрено, что контракт расторгается и сотрудник увольняется со службы в органах внутренних дел не ранее чем через 2 месяца со дня уведомления о расторжении контракта.
О предстоящем увольнении истец был извещен под роспись ДД.ММ.ГГГГ г. приказ об увольнении издан 04.09.2014г., то есть сроки увольнения были соблюдены.
Согласно ч.3 ст.36 ФЗ № при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении, отношения могут быть продолжены в случае:
- предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел;
- направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Истцу были предложены 5 имевшихся вакантных должностей от которых он отказался (акт от 23.06.2014г.). Кроме того, следует отметить, что ФИО2 подвергался дисциплинарным взысканиям 25 раз, в том числе имеет 5 действующих взысканий.
Конституционный суд РФ неоднократно отмечал, что реализуя закрепленные Конституцией РФ (ст.34, ч.1; ст.35. ч.2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции РФ. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания. численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации. (Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №411-O-O, №412-О-О и №413-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №840-О-О).
Прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО2 состоял на службе в МВД РФ по РД с ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ состоял на службе в должности оперуполномоченного ОП по <адрес> УМВД РФ по <адрес>.
Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № дсп в подразделениях полиции МВД по РД сокращены 1000 единиц.
Во исполнение указанного приказа МВД России, приказом МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ № сокращены вакантные должности (319 единиц) в том числе и по ОП по <адрес> УМВД РФ по <адрес>.
Приказом МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ № 1053, « Об организационно-штатных изменениях в подразделениях МВД по РД и территориальных органах МВД РФ на районном уровне» утвержден перечень изменения в штатных расписаниях в том числе в ОП по <адрес> УМВД по <адрес>, где сокращено 4 единицы старших оперуполномоченных и 6 единиц оперуполномоченных ОУР.
Приказом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л\с ФИО2 зачислен в распоряжение МВД по <адрес> по п. 1 ч. 10 ст. 36 «О службе в органах внутренних дел...», и приказом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с уволен из ОВД по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № г. «О службе в ОВД РФ...» (в связи с сокращением должности в ОВД).
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел.
Приказ о зачислении в распоряжение МВД по РД истцом не оспорен.
В соответствии с п. 10 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае упразднения (ликвидация) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних Дел.
Истец был зачислен в распоряжение органа внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 10 ст. 36 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а именно упразднение (ликвидация) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел. Более того, часть 9 ст. 36 указанного Федерального закона не обязывает, а наделяет правом уполномоченного руководителя освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел.
При изложенных суд признает, что должность, которую занимал истец, была сокращена и имелись основания для его зачисления его в распоряжение МВД по РД.
На основании ч. 1 п. 1 ст. 36 ФЗ «О службе в органах внутренних дел...» при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел.
Согласно ч. 4 ст. 36 ФЗ «О службе в органах внутренних дел...» сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел освобождается от замещаемой должности и увольняется со службыв органах внутренних дел.
В соответствии с п. 8.2 Приложения № к Приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудникам, увольняемым со службы в органах внутренних дел. соответствующим кадровым подразделением заблаговременно вручается уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Сотрудникам, увольняемым со службы в органах внутренних дел, по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Закона о службе, уведомление вручается не позднее двух месяцев до дня прекращения (расторжения) контракта и увольнения.
О предстоящем увольнении истец был извещен под роспись ДД.ММ.ГГГГ г.
Пунктом 1 ч.2 ст.85 ФЗ № предусмотрено, что контракт расторгается и сотрудник увольняется со службы в органах внутренних дел не ранее чем через 2 месяца со дня уведомления о расторжении контракта.
Приказ об увольнении истца издан 04.09.2014г., то есть сроки увольнения были соблюдены.
Согласно ч.3 ст.36 ФЗ № при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении, отношения могут быть продолжены в случае:
- предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел;
- направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Истцу были предложены 5 имевшихся вакантных должностей от которых он отказался, что подтверждается Актом от 23.06.2014г.
Довод истца о том, что при увольнении не было учтено его преимущественное право на оставление на должности проверен судом и признан необоснованным.
Согласно п. 7 ст. 36 ФЗ «О службе в ОВД РД», преимущественное право на замещение должности в органах внутренних дел при прочих равных условиях предоставляется сотруднику органов внутренних дел, имеющему более высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию, уровень образования, большую продолжительность стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, либо сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе.
Из личного дела ФИО2 следует, что он имеет 5 действующих дисциплинарных взысканий.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для вывода о более высокой квалификации и более высоких результатах профессиональной деятельности у истца.
Иные обстоятельства, а именно наличие иждивенцев могли быть учтены работодателем при равной производительности труда и квалификации с сотрудниками, оставленными на службе.
Установленный ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядок при увольнении истца был соблюден и оснований для удовлетворения его исковых требований в части признания приказа об увольнении незаконным и восстановления в распоряжении МВД по РД не установлено.
Вместе с тем, суд признает, что исковое требование ФИО2 о взыскании денежного содержания, состоящего из должностного оклада, и оклада за специальное звание, за период нахождения в распоряжении МВД по РД с 4 августа по ДД.ММ.ГГГГ подлежит требование ФИО2 о взыскании с МВД по РД денежного содержания, удовлетворению по следующим основаниям.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, по смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части J) и 114 (пункт "е"), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
В соответствии с п. 11 ст. 36 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в течение следующего срока, в том числе не более двух месяцев.
Таким образом, ответчик обязан оплачивать в установленном порядке все время нахождения работников в распоряжении МВД по РД до разрешения вопроса о возможности дальнейшего прохождения такими сотрудниками службы в органах внутренних дел, либо их увольнения.
То обстоятельство, что пунктом 11 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», время нахождений сотрудника внутренних дел в распоряжении органа исполнительной власти ограничено сроком 2 месяца, не влияет на обязанность работодателя оплачивать своевременно труд работника за пределами данного иска.
Иное толкование вышеуказанных положений Федерального закона №342-ФЗ, вступит в прямое противоречие как с нормами международного права (статьей 1 Конвенции МОТ № «Относительно защиты заработной платы»), так и положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, что является недопустимым ограничением прав работника на справедливую и своевременную оплату труда.
Из материалов дела следует, что истец был зачислен в распоряжение МВД по РД приказом от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.
Из расчетного листка УМВД РФ по <адрес> следует, что денежное довольствие истцу выплачено только за июль 2014 г., истец уволен приказом от ДД.ММ.ГГГГ г., следователь денежное содержание, состоящее из должностного оклада, оклада за специальное звание, за период нахождения в распоряжении МВД по РД с 4 августа по ДД.ММ.ГГГГ в размере 25500 руб.\ 15000-оклад по воинской должности, 10500-оклад по воинскому званию подлежит взысканию в пользу ФИО2 с МВД по РД
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства внутренних дел по РД в пользу ФИО2 денежное содержание за период нахождения в распоряжении МВД по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца до дня вынесения.
Судья Махатилова П.А.