РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 июля 2023 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кремневой Т.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Хрипуновой И.Ю.,
с участием административного истца Бусаркиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2377/2022 по административному исковому заявлению Бусаркиной Е. И. к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП по <адрес> Петровой О.А., Егоровой А.В., Голосовой О.И., УФССП России по <адрес>, ПАО «Сбербанк», ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании незаконными действий судебного пристава - исполнителя,
у с т а н о в и л:
Административный истец Бусаркина Е.И. обратилась в суд с административным иском к ОСП <адрес> о признании незаконными действий судебного пристава - исполнителя.
В обоснование исковых требований административный истец указала, что в производстве судебного пристава – исполнителя ОСП <адрес> Петровой О.А. находятся исполнительные производства:
- №-ИП, возбужденное на основании судебного приказа № от <дата>, о взыскании денежной суммы в пользу НАО «Первое клиентское бюро»;
- №-ИП от <дата>, возбужденное на основании удостоверительной надписи нотариуса №-н/77-2020-6-5314 от <дата> в пользу АО «Тинькофф Банк»;
- №-ИП от <дата>, возбужденное на основании исполнительного листа № о взыскании денежных средств в пользу АО «Банк Р. С.»;
- №-ИП от <дата>, возбужденное на основании исполнительного листа № о взыскании денежных средств в пользу АО «Банк Р. С.».
В период с <дата> по <дата> со счета административного истца были удержаны денежные суммы с назначением платежа «меры социальной поддержки гражданам, имеющим детей» на общую сумму 19588 рублей. Списание со счета административного истца производилось банком по постановлению судебного пристава-исполнителя.
Административный истец считает, что банком списаны денежные средства, которые не подлежат списанию, поскольку являются социальными выплатами и не превышали прожиточный минимум.
Бусаркина Е.И. <дата> обратилась к административному ответчику с заявлением о незаконности списания денежные средств, с просьбой отменить постановление о наложении ареста. Каких – либо действий судебным приставом – исполнителем предпринято не было.
Ссылаясь на изложенное, Бусаркина Е.И. просила суд признать незаконными действия судебного – пристава исполнителя ОСП <адрес> Петровой О.А. по списанию денежных средств со счета Бусаркиной Е.И. в рамках исполнительных производств №-ИП от <дата>, №-ИП от <дата>, №-ИП от <дата>, №-ИП от <дата>; обязать судебного пристава – исполнителя ОСП <адрес> Петрову О.А. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца – снять арест со счета №, открытый в ПАО Сбербанк на имя
Бусаркиной Е.И., поскольку на данный счет приходят социальные выплаты.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от <дата> настоящее административное дело возвращено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда в протокольной форме <дата> к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков ПАО «Сбербанк», ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>.
В судебном заседании административный истец поддержал исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить, дополнив, что после списания банком денежных средств сумма остатка составляла менее прожиточного минимума. Истец указала, что пенсия по инвалидности является ее единственных доходом. Других источников дохода она не имеет, финансовую помощь ей оказывают родители. В отношении троих детей, проживающих с отцом, у нее алиментные обязательства, которые она исполняет добровольно. Истец считает, что дополнительная выплата к пенсии является целевой, предназначенной для детей, в связи с чем не подлежала списанию, просит вернуть излишне удержанные денежные средства.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Петрова О.А., Егорова А.В., Голосова О.И., УФССП России по <адрес>, ПАО «Сбербанк», ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>, заинтересованные лица НАО «Первое клиентское бюро», АО «Тинькофф Банк», АО «Банк Р. С.» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Судебный пристав-исполнитель Петрова О.А. представила суду на обозрение исполнительные производства. От ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> поступили возражения на административное исковое заявление.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного
заседания, не является препятствием к рассмотрению
и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 и частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным суду необходимо установить несоответствие постановления закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП <адрес> Егоровой А.В. от <дата> возбуждено исполнительное производство №-ИП по взысканию с Бусаркиной Е.И. задолженности по кредитным платежам в размере 231643,00 рубля в пользу АО «Банк Р. С.». Постановлением от <дата> в рамках указанного исполнительного производства обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, в том числе на счет №, открытый в ПАО «Сбербанк».
<дата> постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП <адрес> Голосовой О.И. возбуждено исполнительное производство №-ИП по взысканию с Бусаркиной Е.И. задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 120031,16 рубля. Постановлением от <дата> в рамках указанного исполнительного производства обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации в том числе на счет №, открытый в ПАО «Сбербанк».
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП <адрес> Голосовой О.И. от <дата> возбуждено исполнительное производство №-ИИ по взысканию с Бусаркиной Е.И. задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 58816,44 рублей. Постановлением от <дата>, <дата>, <дата> обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
<дата> постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП <адрес> Петровой О.А. возбуждено исполнительное производство №-ИП по взысканию с Бусаркиной Е.И. задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере
15 300,00 рублей в пользу НАО «Первое коллекторское бюро».
Согласно расширенной выписке ПАО «Сбербанк» по счету
№ в рамках исполнительного производства №-ИП от <дата> в период с <дата> по <дата> удержаны денежные средства в сумме 16916,77 рублей, а именно <дата> – 3245,85 рублей, <дата> – 3081,12 рублей, <дата> – 10592,80 рублей. <дата> удержано 2670,00 рублей.
В период с <дата> по <дата> на счет Бусаркиной Е.И.
№ поступили денежные средства в сумме 37532,62 рублей, их которых 1252,06 рублей указаны как меры социальной поддержки, 36280,56 – пенсия ПФР.
Из материалов дела следует, что с <дата> Бусаркина Е.И. является получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст.9 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п.1 ст.28.1 Федерального закона от <дата> №191-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Размер страховой пенсии по инвалидности Бусаркиной Е.И. составляет 17108,15 рублей, в том числе фиксированная выплата в размере 7567,21 рублей с учетом нахождения на ее иждивении троих <данные изъяты> детей <дата> года рождения, <дата> года рождения, <дата> года рождения.
Суд отклоняет доводы Бусаркиной Е.И. о том, что фиксированная выплата, назначенная ей с учетом наличия у него иждивенцев, является целевой и предназначена как пособие на детей, в связи с чем на нее не может быть обращено взыскание.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» перечень имущества должника-гражданина, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.
Предоставляя, таким образом, должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии или недостаточности у должника-гражданина денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме принудительное исполнение судебных актов в отношении такого гражданина осуществляется посредством обращения взыскания на его заработную плату и иные доходы.
При этом часть 1 статьи 101 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание:
1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве <данные изъяты>, а также суммы, выплачиваемые на содержание <данные изъяты> детей в период розыска их родителей;
8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
12) пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от <дата> №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
б) в связи с террористическим актом;
в) в связи со смертью члена семьи;
г) в виде гуманитарной помощи;
д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
17) социальное пособие на погребение;
18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;
19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;
20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;
21) денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части.
Из анализа вышеприведенных положений закона усматривается, что в порядке исключения из общего правила о невозможности обращения взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию допускается обращение взыскания на пенсии по старости и по инвалидности, в том числе на фиксированные выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации №400-ФЗ от <дата> «"О страховых пенсиях» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной 1/3 суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации №400-ФЗ от <дата> «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии представляет собой обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно ч. 1 - 3 ст. 29 Федерального закона Российской Федерации №400-ФЗ от <дата> «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании в том числе, исполнительных документов, в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). При этом удержанию подлежат не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Как разъяснено п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в случае обращения взыскания на суммы пенсионных выплат, суммы выплачиваемой работнику заработной платы или иные доходы должника, перечисляемые на его счет, следует иметь в виду, что от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счет платежа.
Согласно п. 57 названного Постановления правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).
Таким образом, заявленные истцом суммы фиксированной доплаты на иждивенцев являются фиксированными платежами к базовой части пенсии и в перечне сумм, на которые не может быть обращено взыскание не содержатся, в связи с чем оснований для исключения этих сумм доплат при расчете удерживаемой суммы не имелось.
Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что после удержания денежных средств оставшаяся сумма составила величину менее прожиточного минимума.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Предусматривая в статье 99 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника, порядок исчисления размера такого удержания, законодатель в части 2 установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов.
Положения части 2 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривают максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, вместе с тем судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от <дата> №-П и определения от <дата> №-О-О, от <дата> №-О-О, от <дата> №-О-О, от <дата> №-О-О и от <дата> №-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <дата> №-О-О отметил, что сама по себе возможность удержания при исполнении исполнительного документа из пенсии, согласуется с задачами исполнительного производства, включающими правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), - в противном случае ставился бы под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения о взыскании денежных средств с должников-граждан, которые не имеют иного дохода, кроме пенсии.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от <дата> №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», нетрудоспособные граждане имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Социальная пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 названного Федерального закона (пункт 6 статьи 5).
Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды первой, второй и третьей группы, в том числе инвалиды с детства. Указанной категории граждан устанавливается пенсия по инвалидности (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от <дата> №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Такого рода пенсия назначена административному истцу, на которую допускается обращение взыскания при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
В соответствии с Постановлением <адрес> от <дата> № «Об установлении величины прожиточного минимума в <адрес> на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения на 2022 год» (с изменениями, внесенными Постановлением <адрес> № от <дата>) установлена на 2022 год величина прожиточного минимума в <адрес>: для инвалидов до <дата> – 10230 рублей, с <дата> - 11253 рубля.
В ходе судебного разбирательства установлено, что страховая пенсия по инвалидности Бусаркиной Е.И. назначена с <дата>. С указанной даты Бусаркиной Е.И. назначена и фиксированная выплата с связи с наличием иждивенцев.
Вместе с тем, как пояснила Бусаркина Е.И. в ходе судебного разбирательства, фактически фиксированная выплата назначена ей позже, в июне 2022 года, после предоставления документов на детей, с перерасчетом с даты назначения пенсии по инвалидности, то есть с <дата>. Перерасчет с поступление денежных средств на банковский счет осуществлен в июне 2022 года.
Из истории выплат, предоставленной ОСФР по <адрес>, а также справки о выплатах следует, что за май 2022 года Бусаркиной Е.И. начислена пенсия в размере 14840,31 рублей и ЕДВ в размере
1219,54 рублей, за июнь 2022 года начислена пенсия в размере 16324,52 рублей и ЕДВ в размере 119,54 рублей. Общая сумма за май и июнь 2022 года составила 33603,60 рублей, выплата осуществлена в июне 2022 года.
Прожиточный минимум за май и июнь 2022 года в совокупности составлял 21483,00 рубля.
Из выписке по счету следует, что удержания производились в размере 50% только из социальной пенсии по инвалидности. На получаемые Бусаркиной Е.И. социальные выплаты в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), обращение взыскания не производилось.
После списания в июне 2022 денежных средств в размере 16916,77 рублей со счета Бусаркиной Е.И., оставшаяся сумма составила величину менее прожиточного минимума – 16686,83 рублей (33603,60-16916,77=16686,83), до величины прожиточного минимума не достаточная сумма 4796,17 рублей (21483,00-16686,83=4796,17).
Судебный пристав-исполнитель, получив сведения о том, что должник в исполнительном производстве Бусаркина Е.И. является получателем пенсии, решая вопрос об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на банковских счетах, а также о размере производимых с нее удержаний, обязан был проверить ее реальное материальное положение, то есть выяснить обстоятельства, является ли пенсия административного истца его единственным доходом, не составит ли ее оставшаяся часть после обращения на нее взыскания по исполнительному документу меньше прожиточного минимума. Кроме того, судебный пристав-исполнительно располагал сведениями, что Бусаркина Е.И. является плательщиком <данные изъяты> на троих <данные изъяты> детей, поскольку соответствующее исполнительное производство также находится на исполнении в ОСП <адрес>. Судебным приставом-исполнителем при определении размера удержаний не учитывался источник и необходимый уровень существования должника-гражданина и членов его семьи, с тем чтобы не оставить его за пределами социальной жизни.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным действий судебного пристава по списанию денежных средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Восстановление нарушенных прав Бусаркиной Е.И. в данном случае возможно путем перечисления излишне удержанных денежных средств в размере 4796,17 рублей на счет административного истца.
Установлено, что <дата> со счета Бусаркиной Е.И. удержана сумма 2670,00 рублей. Учитывая, что в августе общая сумма выплат составила 18237,06 рублей, и после удержания остаток денежных средств составил 15567,06 рублей, что превышает прожиточный минимум, оснований для возврата удержанных в августе средств не имеется.
Суд также не находит оснований для возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности по снятию ареста со счета №, поскольку меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на указанном счете отменены:
- <дата> по исполнительному производству №-ИП
- <дата> по исполнительному производству №-ИП
- <дата> по исполнительному производству №-ИП
- <дата> по исполнительному производству №-ИП
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАСРФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые заявлению Бусаркиной Е. И. – удовлетворить частично.
Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП по <адрес> Петрову О.А. восстановить нарушенные права Бусаркиной Е.И. путем перечисления излишне удержанных денежных средств в размере 4796,17 рублей на банковский счет №, открытый в ПАО «Сбербанк».
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Н. Кремнева
В окончательной форме решение изготовлено 13.07.2023
Председательствующий Т.Н. Кремнева