№ 2-6/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сибай 15 января 2018 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Суфьяновой Л.Х.
при секретаре судебного заседания Гаскаровой В.В.,
с участием истца Янтилиной Г.И., ее представителя Сарыгиной Э.Г.,
представителя ответчика Саитовой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Янтилина Г. И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сибай Республики Башкортостан о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Янтилина Г. И. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сибай Республики Башкортостан (далее ГУ УПФ в г. Сибай РБ) о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов. Исковые требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с письменным заявлением о перерасчета пенсии, однако решением ГУ УПФ в г. Сибай РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в перерасчете пенсии по представленной справке о заработной плате № в соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ от 28.12.2013 № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» по причине того, что согласно представленной справке о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО «Военторг-Восток», организация не является правопреемником военторга №. По подсчетам ГУ УПФ в г. Сибай РБ её стаж застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 30 лет 11 месяцев 2 дня. Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) застрахованного составляет 30.053. С указанным решением не согласна. Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала продавцом в магазине № в Военторге №, что подтверждается записями в её трудовой книжке (5 лет 8 месяцев 13 дней). Согласно справке № о стаже работы ей начислялась заработная плата, оклад составлял 85 рублей, 70% составлял районный коэффициент, 40% за подвижной характер работ, 10% за заведование. Кроме того также с ДД.ММ.ГГГГ ей производилась доплата 0,3 от оклада 40 рублей, 70% районный коэффициент, за совмещение обязанностей уборщицы. В спорный период работы производились отчисления в Пенсионный фонд, выплачивалась заработная плата. Считает, что справка о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО «Военторг-Восток» может быть принята для перерасчета размера пенсии. Военторг № располагался в <адрес> Дальневосточного федерального округа. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 «о внесении изменений и дополнений в перечень районов крайнего севера и местностей, приравненных к районам крайнего севера, утвержденный постановлением совета министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» - <адрес> приравнен к районам Крайнего Севера.
Уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просит признать незаконным решение ГУ УПФ в г. Сибай РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии; обязать ГУ УПФ в г. Сибай РБ произвести перерасчет пенсии с момента обращения с момента возникновения права на пенсию и исполнения ей 55 лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ; возместить понесенные по делу судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 17 000 рублей.
В судебном заседании истец Янтилина Г. И. и ее представитель истца Сарыгина Э. Г., допущенная к участию в деле по письменному ходатайству истца Янтилина Г. И., исковые требования поддержали, ссылаясь на приведенные в иске обстоятельства.
Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Сибай РБ Саитова Э. И., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила письменные возражения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 167-ФЗ), при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 36 указанного Федерального закона с 01 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 30.3 Федерального закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.
В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
На основании часть 4 указанной статьи Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного предоставления им необходимых для такого перерасчета документов (часть 4 статьи 23).
Согласно пункта 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С учетом указанных документов исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (часть 10 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ).
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ при определении размера пенсии среднемесячный заработок застрахованного лица подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18,19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27.02.2002 года № 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Перечень) (действовавший в период спорных правоотношений).
Пунктом 26 Перечня определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности.
Так, в частности если среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями, соответствует вышеуказанным положениям законов.
Согласно разъяснениям, которые были даны территориальным органам Пенсионного фонда РФ Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в Письме от 27.11.2001 года № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704 при невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Материалами дела подтверждается, что Янтилина Г. И. является получателем пенсии на основании ст. 8 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, что подтверждается решение о назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ. Этим же решением Янтилина Г. И. на общих основаниях была назначена трудовая пенсия по старости, суммарный размер которой составил 7 735,61 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Янтилина Г. И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии. Для перерасчета пенсии истец представила ответчику справку № от ДД.ММ.ГГГГ о своем заработке в военторге №пос. <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, выданную АО «Военторг – Восток». В справке отражено, что АО «Военторг – Восток» не является правопреемником военторга №, сведениями о правопреемнике не располагает.
Оспариваемым решением истцу в перерасчете пенсии отказано по причине отсутствия права на перерасчет пенсии по представленной справке о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО «Военторг – Восток».
Представленная для определения расчетного размера страховой пенсии справка о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ не принята к рассмотрению ГУ УПФ в г. Сибай РБ, поскольку выдана АО «Военторг – Восток» - организацией, которая не является ни правопреемником, ни ответственным лицом за хранение документов работодателя.
Судом установлено и подтверждается записями в трудовой книжке истца, что ДД.ММ.ГГГГ Янтилина Г. И. принята продавцом овощного ларька на сезон реализации овощей в Военторг №(приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ - уволена в связи с окончанием сезонной работы ст. 253 КЗоТ РСФСР (приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ принята продавцом в магазин № в Военторг № (приказ 135-л от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ переведена старшим продавцом в магазин № в Военторг № (приказ 32-л от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в ОРС - НОД 2 (приказ 82-л от ДД.ММ.ГГГГ).
Записи в трудовой книжке за спорный период заверены печатью предприятия «Военторг №».
Из письма АО «Военторг – Восток» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что АО «Военторг - Восток» не является правопреемником ГУП Военторгов и ГУП отделов торговли. Вышеуказанные юридические лица были ликвидированы на основании распоряжения Правительства РФ «О ликвидации государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве хозяйственного ведения» №-р от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения, содержащиеся в архивах ГУП Военторгов и ГУП отделов торговли, должны были передаваться в архивы населенных пунктов по месту нахождения ликвидируемых юридических лиц, но ввиду неисполнения своих обязанностей конкурсными управляющими, часть архивных документов по работникам ГУП Военторгов и ГУП отделов торговли оказались брошенными, и были выявлены в результате проводимых инвентаризаций зданий и помещений АО «Военторг - Восток». АО «Военторг - Восток» договоров на хранение документов ликвидированных организаций не заключало, актов приема-передачи не подписывало, приказов и положений о хранении документов ликвидированных организаций не издавало. В Учредительных документах АО «Военторг - Восток» положения об ответственности за обеспечение сохранности документов, ликвидированных организаций, отсутствуют. Бывшим работникам ГУП военторгов и ГУП отделов торговли, документы которых были найдены в помещениях и зданиях, принадлежащих в настоящее время АО «Военторг - Восток», выдаются справки о стаже и заработной плате на основании сведений, которые содержатся в имеющихся (бесхозных) документах с пометкой о том, что АО «Военторг - Восток» не является правопреемником ликвидированных ГУП военторгов и ГУП отделов торговли.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая им заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Представленные истцом сведения не подтверждают конкретный размер именно её заработной платы, не содержат данных, достоверно свидетельствующих об индивидуальном характере её заработка, а, следовательно, не могут служить основанием для перерасчета пенсии.
В материалы дела Янтилина Г. И. представлены копии удостоверения Ударника коммунистического труда, депутатских удостоверений на её имя, однако данные документы не являются доказательством, подтверждающим размер её заработной платы в спорные периоды ввиду отсутствия в них таковых сведений.
Пенсионный орган не располагал сведениями о заработной плате Янтилина Г. И. в спорные периоды времени, поэтому не мог произвести расчет пенсии исходя из размера заработной платы за данный период. Обязанность по предоставлению таких сведений лежит на лице, обратившемся за назначением пенсии.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его определении от 21.12.2006 г. № 577-О, федеральный законодатель установил в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок назначения, выплаты и правила перерасчета трудовых пенсий.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет размера трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения при условии одновременного предоставления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Необходимые документы для перерасчета размера трудовой пенсии Янтилина Г. И. ни в ГУ УПФ в г. Сибай РБ, ни в суд не представлены, оснований для удовлетворения данного требования, в том числе произвести перерасчет с даты возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется.
Из справки №.3-09/6644 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОПФР по Хабаровскому краю, следует, что в настоящее время АО «Военторг-Восток» проводит работу по формированию имеющихся (бесхозных) архивных дел для их дальнейшей передачи в архивы населенных пунктов по месту нахождения ликвидированных юридических лиц. В связи с чем, у Янтилина Г. И. остается право на реализацию своих пенсионных прав в будущем.
В связи с отказом в удовлетворении основных исковых требований о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, суд отказывает и в удовлетворении требований истца возмещении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Янтилина Г. И. в удовлетворении исковых требований о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий: Л.Х.Суфьянова.