23 сентября 2015 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданское дело № 2-2010/2015
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Степановой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению «Социально-культурный центр «Лидер» Скребловского сельского поселения Ленинградской области об обязании оборудовать вход в здание библиотеки специальным устройством для беспрепятственного доступа инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании оборудовать вход в здание библиотеки специальным устройством для беспрепятственного доступа инвалидов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Лужской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения и социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов. В ходе проверки было установлено, что вход в Межозерную сельскую библиотеку, расположенную по адресу: <адрес>, не оборудован пандусами или иными специальными устройствами для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе инвалидов использующих кресла-коляски.
В ходе проверки установлено, что техническая возможность оборудования пандусом входа в библиотеку отсутствует. В связи с чем, необходимо оборудовать вход в здание библиотеки, иным специальным устройством для беспрепятственного доступа инвалидов в здание учреждения, а именно кнопкой вызова персонала.
Допущенные нарушения федерального законодательства нарушают права неопределенного круга инвалидов на беспрепятственный доступ в здание библиотеки, на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Истец просит суд обязать СКЦ «Лидер» обеспечить здание библиотеки, расположенной по адресу: <адрес>, специальным устройством для беспрепятственного доступа инвалидов - кнопкой вызова персонала.
Участвующий в судебном заседании прокурор Сеидов В.О. поддерживает заявленные требования, считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Из ранее поступившего отзыва на иск следует, что ответчик исковые требования не признает. В здании Межозерного Дома культуры, в котором находится библиотека, производится капитальный ремонт. Срок окончания работ 2016 год. В процессе ремонта будет установлена кнопка вызова персонала.
Третье лицо Администрация Скребловского сельского поселения, будучи надлежащим образом уведомленная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направила, об отложении слушания дела не просила. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит, требования истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, соблюдение законодательства о социальной защите инвалидов, может являться предметом прокурорского надзора.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.).
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Как следует из пунктов 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.
В соответствии с пунктом 3.9 вышеуказанного СНиПа лестницы в здания, помещения должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.
Несмотря на то, что СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73, разработаны для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, исходя из смысла вышеуказанных правовых норм беспрепятственный доступ инвалидов должен быть обеспечен ко всем объектам инфраструктуры, как к проектируемым, так и к существующим.
Как следует из материалов дела, Лужской городской прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, установлено, что вход в Межозерную сельскую библиотеку, расположенную по адресу: <адрес> не оборудован пандусами или иными специальными устройствами для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски.
В ходе судебного разбирательства установлено, что библиотека является структурным подразделением СКЦ «Лидер».
Из отзыва на иск следует, что в настоящее время в здании Межозерного Дома культуры, в котором находится библиотека, производится капитальный ремонт. В процессе ремонта планируется установить кнопку вызова персонала.
СКЦ «Лидер» относится к числу объектов социальной инфраструктуры, и на него распространяются требования норм, в силу которых здание должно быть приспособлено для доступа инвалидов.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – зданию библиотеки является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд исходит из того, что несоблюдение и невыполнение СКЦ «Лидер» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, а также иных маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе: защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Допущенные нарушения федерального законодательства нарушают права неопределенного круга лиц инвалидов на беспрепятственный доступ в здание библиотеки, на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Количество инвалидов, права которых нарушены в связи с отсутствием кнопки вызова персонала, обеспечивающей доступ инвалидов в библиотеку, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица, чьи права нарушены, не могут быть определены.
Невыполнения ответчиком требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов.
Оценив представленные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению «Социально-культурный центр «Лидер» Скребловского сельского поселения Ленинградской области об обязании оборудовать вход в здание библиотеки специальным устройством для беспрепятственного доступа инвалидов удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение «Социально-культурный центр «Лидер» Скребловского сельского поселения Ленинградской области обеспечить здание библиотеки, расположенной по адресу: <адрес>, специальным устройством для беспрепятственного доступа инвалидов - кнопкой вызова персонала, в срок до 01 января 2016 года.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2015 года.