Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1986/2017 (2-10288/2016;) ~ М-7769/2016 от 28.11.2016

                                                 дело №2-1986/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2017 года                                                                                                г. Красноярск

Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Глебовой А.Н.,

при секретаре Минееве М.А.

с участием процессуального истца - помощника прокурора Свердловского района г.Красноярска Жалба И.В., представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Четверикова П.А. (доверенность от 01.01.2017г.)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г.Красноярска в интересах Емцов С.В. к ГУ-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Свердловского района г.Красноярска в интересах Емцов С.В. обратился в суд с иском к ГУ КРО ФСС РФ о признании незаконным действий, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки реализации права Емцов С.В. на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, проведенной прокуратурой Свердловского района г.Красноярска, установлено, что 14.01.2015г. Емцов С.В. обратился к ответчику с заявлением на обеспечение санаторно-курортным лечением, на основании которого заявитель был поставлен на учет для обеспечения соответствующей путевкой. 14.05.2015г. Емцов С.В. подал заявление в УПФ РФ Кировского района г.Красноярска об отказе от предоставления социальной услуги по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение с 01.01.2016г. В 2015г. материальному истцу не была предоставлена услуга в виде путевки на санаторно-курортное лечение, и в связи с его заявлением с 01.01.2016г. предоставление указанной услуги было прекращено и назначена соответствующая денежная компенсация. С этого же времени Емцов С.В. также был исключен из электронной очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение, в том числе за период 2015 года. Вместе с тем, с учетом не предоставления в 2015г. Емцов С.В. путевки на санаторно-курортное лечение, в силу действующего законодательства за Емцов С.В. сохраняется право на ее предоставление на будущий год.

В связи с изложенным, прокурор Свердловского района г.Красноярска просит признать незаконными действия ГУ КРО ФСС РФ по исключению Емцов С.В. с 01.01.2016г. из очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение; обязать ГУ КРО ФСС РФ включить Емцов С.В. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение с присвоением номера в очереди согласно ранее поданному заявлению от 14.01.2015г.

Прокурор Свердловского района г.Красноярска Жалба И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Четвериков П.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Суду пояснил, что в связи с тем, что материальный истец выразил отказ от набора социальных услуг, он был снят с очереди и сейчас получает денежную компенсацию. Считает, что права заявителя не нарушены, ответчик действовал в рамках закона.

Материальный истец Емцов С.В., представитель третьего лица ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Красноярска в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, учитывая, что все стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения спора, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав процессуального истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Емцов С.В. является инвалидом 3 группы, согласно справке для получения путевки, выданной Поликлинике ФГБУЗ СКЦ ФМБА России №1385 от 18.07.2014г., Емцов С.В. рекомендовано санаторно-курортное лечение.

На основании заявления Емцов С.В. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015г., Филиал №3 ГУ КРО ФСС РФ выдал уведомление №53 о принятии документов Емцов С.В. 14.01.2015г., и поставил его на учет для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение 14.01.2015г.

Также в судебном заседании установлено, что 14.05.2015г. Емцов С.В. обратился в УПФ РФ в Кировском районе г.Красноярска с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг: от санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, просил прекратить их оплату за счет суммы (части суммы) ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2016г.

При этом заявителю разъяснено о праве на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии со ст.6.3 ФЗ РФ от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также о прекращении предоставления набора социальных услуг с 01.01.2016г.

На основании указанного заявления от 14.05.2015г. Емцов С.В. с 01.01.2016г. был исключен из электронной очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение, ему была назначена ежемесячная денежная выплата за санаторно-курортное лечение.

Прокурор считает данное исключение из очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и просит обязать ответчика восстановить Емцов С.В. в указанной очереди согласно его заявлению от 14.01.2015г., поскольку если гражданин, имеющий право на получение путевки на санаторно-курортное лечение не был обеспечен ею в течение календарного года, услуга не считается предоставленной и за ним сохраняется право на ее предоставление за тот период в котором заявитель не был ей обеспечен на будущий год.

Вместе с тем, данные требования прокурора основаны на неверном токовании подлежащего применению положения ФЗ РФ №178-ФЗ от 17.07.1999г.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Согласно п.3 и п.4 ст. 6.3 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Таким образом, при расчете объема финансирования для исполнения ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, Емцов С.В. учтен не был, т.к. отказался от получения государственной социальной услуги на 2016г., следовательно, денежные средства на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение в бюджете на 2016г. предусмотрены не были, в связи с чем он не мог быть оставлен в списке граждан-получателей набора социальных услуг, нуждающихся в санаторно-курортном лечении.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для включения Емцов С.В. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение с присвоением номера в очереди согласно ранее поданному заявлению от 14.01.2015г. не имеется, в связи с чем требования прокурора о признании незаконными действий по исключению Емцов С.В. с 01.01.2016г. из очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности включить Емцов С.В. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

При этом, Емцов С.В. не лишен права согласно п.4 ст. 6.3 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ подать заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска в интересах Емцов С.В. к ГУ-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий по исключению Емцов С.В. с 01.01.2016г. из очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности включить Емцов С.В. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение с присвоением номера в очереди согласно ранее поданному заявлению от 14.01.2015г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья                                                А.Н.Глебова

Мотивированное решение изготовлено 12.05.2017 года

Судья Глебова А.Н.

2-1986/2017 (2-10288/2016;) ~ М-7769/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Емцев Сергей Викторович
Прокуратура Свердловского района г. Красноярска
Ответчики
ГУ КРО Фонд социального страхования Российской Федерации
Другие
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе г. Красноярска
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярска
Судья
Глебова А.Н.
Дело на странице суда
sverdl--krk.sudrf.ru
28.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2016Передача материалов судье
02.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2017Предварительное судебное заседание
28.03.2017Судебное заседание
28.03.2017Судебное заседание
26.04.2017Судебное заседание
12.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2018Дело оформлено
19.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее