№ 2-1832-2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2013 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.А.
с участием заявителя Каленик А.П., представителя заявителя Макухина Ю.А.,
представителя заинтересованного лица Скородумовой М.Р.,
при секретаре Качалковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Каленик А.П.
об оспаривании приказа Территориального отраслевого органа исполнительной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району,
У С Т А Н О В И Л :
Приказом Территориального отраслевого органа исполнительной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району (далее – Управление социальной политики) от *** г. № Каленик А.П. отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заявитель, не согласившись с указанным приказом, обратилась в суд с заявлением о признании приказа незаконным.
В судебном заседании заявитель поддержала доводы заявления и указала, что *** г. она обратилась в Администрацию города с заявлением о постановке в очередь на получение жилья. Ее поставили в общую очередь на улучшение жилищных условий как малообеспеченную. По какой причине она не была поставлена в очередь как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не знает, указанное решение не оспаривала. Она неоднократно обращалась в отдел по опеке и попечительству, но там ей ничего не объясняли, не разъяснили ее прав, в том числе на обжалование отказа в постановке в очередь как ребенка-сироты. *** г. она обратилась в Управление социальной политики с заявлением о постановке в очередь на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей. В постановке в очередь ей отказано.
Представитель заявителя поддержал доводы заявления и указал, что приказом Управления социальной политики нарушены права Каленик А.П. на получение жилого помещения. Заявитель относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения. *** В *** г. Каленик А.П. обратилась в Администрацию города, где было отказано в постановке в очередь на предоставление жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Орган опеки и попечительства не принял мер к защите прав заявителя. Поскольку заявитель не была обеспечена жильем до *** лет, то право на получение жилья сохраняется до фактического предоставления.
Представитель Управления социальной политики требования заявителя не признала и пояснила, что Каленик (Нозгинова) А.П. состояла на учете в органах опеки и попечительства как лицо, оставшееся без попечения родителей. *** Каленик А.П. обращалась в Администрацию города, которая в соответствии с нормами прежнего законодательства, вела очередь данной категории граждан для предоставления жилых помещений. Заявитель включена в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не в очередь детей-сирот, поскольку семья занимает жилое помещение по договору социального найма. Каленик А.П. было предложено получить письменный отказ Администрации, чтобы обратиться в суд. Почему заявитель не довела дело до конца, не известно. С *** г. учет детей-сирот для предоставления жилых помещений возложен на Управление социальной политики. В *** г. Каленик А.П. обратилась с заявлением о постановке на учет, в чем ей отказано, поскольку на момент обращения с заявлением она достигла возраста *** лет. Право на предоставление жилья имеют дети-сироты, вставшие на учет до достижения возраста *** лет, право на получение жилья за ними сохраняется до фактического предоставления жилья. Приказ № от *** г. вынесен в соответствии с требованиями законодательства.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Приказом Управления социальной политики от *** г. № (л.д. 5) Каленик А.П. отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отказ обоснован тем обстоятельством, что Каленик А.П., *** г. рождения, не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент обращения с заявлением заявитель достигла возраста *** лет.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 1 абзац 4 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
Согласно положениям указанной статьи, в редакции Федерального закона № 185-ФЗ от 02 июля 2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими ***летнего возраста.
Аналогичную правовую позицию отразил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 января 2013 г. № 120-0, в котором указано, что в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Данная позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г., в соответствии с которым, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 г. № 527-ПП и вступившего в силу с 11 мая 2013 г., учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерством социальной политики Свердловской области.
Ранее в соответствии с пунктом 9 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 г. № 84-ПП, списки нуждающихся в жилье детей-сирот формировались органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области.
В Управление социальной политики с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, Каленик А.П. обратилась в *** г. после достижения возраста *** лет. Следовательно, в категории лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, в силу приведенных положений закона заявитель отнесена быть не может.
С учетом изложенного, приказ Управления социальной политики об отказе в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений вынесен в соответствии с требованиями закона, является законным и обоснованным.
В судебном заседании заявитель указала, что в *** г., до достижения ***летнего возраста обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке в очередь для предоставления жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В постановке на учет для предоставления жилого помещения по указанному основанию было отказано.
Данные обстоятельства не могут повлиять на правовую оценку оспариваемого заявителем приказа Управления социальной политики.
Заявитель не лишена возможности в ином порядке защищать свои права.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Каленик А.П. об оспаривании приказа Территориального отраслевого органа исполнительной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 06 ноября 2013 г.
Председательствующий: