РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2020 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Безденежного Д.В.,
при секретаре Дзанаевой З.В.
рассмотрев гражданское дело № 2-807/2020 по иску Киселева Александра Вениаминовича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ставропольский районный суд с вышеуказанным иском, просит:
-признать за Киселевым Александром Вениаминовичем право собственности на земельный участок, площадью 66000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (плане) от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной кадастровым инженером Рыжовой А.Ю.
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты | |
X |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Заявленные требования мотивированы тем, что истцу на основании постановления администрации Ставропольского района был выделен в собственность земельный участок площадью 7,4 га, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Мусорка. Границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством не установлены, площадь ориентировочная в связи с чем, истец обратился к кадастровому инженеру для установления местоположения границ и площади земельного участка. Споров по границам со смежными землепользователями не имеется. В связи с тем, что документы были оформлены не корректно, истец не имеет возможности зарегистрировать свое право, кроме как через суд.
В судебное заседание представитель истца, действующий на основании доверенности Митрофанова М.Н. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании гражданского дела извещался надлежащим образом, представил в суд отзыв, согласно которому возражений относительно исковых требований Киселева А.В. не имеет, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц – Управление Росреестра по Самарской области, администрации сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании гражданского дела извещались надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, возражений относительно удовлетворения исковых требований суду не представили.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя истца, представителя ответчика и третьих лиц.
Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ признание права является одним из способов судебной защиты нарушенного или оспариваемого права. Признание по решению суда права собственности предполагает доказанность законных оснований приобретения такого права обратившимся в суд лицом.
Согласно п. 9 ст. 3 ФЗ РФ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" N 137- ФЗ от 25.10.2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданы гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
Как разъяснено в п. 59 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04-2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных
прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Согласно ст. 26 ЗК РФ, право на земельные участки… удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 223 ГК РФ, право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступ. в силу до 02.01.2017 г.), права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу указанного Федерального закона – являются юридически действительными. Государственная регистрация таких прав производится по желанию правообладателей.
Согласно ст. 58 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки передаются по их желанию в собственность или в аренду. Распоряжение земельным участком главой крестьянского хозяйства осуществляется с согласия всех членов крестьянского хозяйства. Решение о предоставлении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства принимается районным Советом народных депутатов по представлению сельских Советов народных депутатов.
В силу ст. 59 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, являющимся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, членам колхозов, работникам совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, пожелавшим выйти из их состава и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районных Советов народных депутатов предоставляются участки, изымаемые из земель указанных предприятий.
Согласно ст.ст.7,8 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» для упрощения процедуры наделения земельными участками членов колхозов и работников совхозов, создающих крестьянские хозяйства, все сельскохозяйственные предприятия были обязаны определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь. Руководители хозяйств в течение одного месяца со дня подачи заявления о создании крестьянского (фермерского) хозяйства должны были выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре. Выделенный земельный участок должен быть оформлен местной администрацией в соответствии с действующим законодательством. Одновременно с земельной долей выделяется и имущественный пай.
В соответствии со ст. 8 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам.
Граждане, являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемая площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз (совхоз) или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривают заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предприятия, а также с представлением сельского (поселкового) Совета передают материалы в районный (городской) Совет народных депутатов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Киселеву А.В. на основании постановления администрации Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ за № «О предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» был предоставлен в собственность земельный участок площадью 7,4 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>.
Выдано свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с данным документом, Истцу в собственность передавался земельный участок общей площадью 7,4 га, из которых 6,6 га составляли пашня, 0,8 га - пастбища.
Оригинал указанного свидетельства имеется на руках у Истца, второй экземпляр свидетельства хранится в архиве Управления Росреестра по Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления администрации Ставропольского района Самарской области «Об обмене земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и ТОО «Победа», часть земельного участка истца площадью 0,8 га составляющих пастбища была обменена на земельный участок площадью 0,8 га под производственную базу в районе <адрес>. В связи с чем, истцу на участок под производственную базу было выдано свидетельство на право собственности на землю Серии РФ-VII САМ 32 № от ДД.ММ.ГГГГ.
В следствие произведенного обмена только часть земельного участка (0,8 га) принадлежащего истцу, была обменена и общая площадь земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства стала составлять 6,6 га.
Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, представленных суду письменных доказательств, суд приходит к выводу, что земельный участок истца не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничений прав истца на участок не имеется, администрация не предъявляла к нему никаких требований об изъятии (освобождении) земельного участка, не оспаривала право на земельный участок, доказательств обратного суду не представлено.
Документов, подтверждающих, что спорный земельный участок не мог быть выделен в собственность истца, либо ограничен (исключен) в обороте - не представлено.
Выделение земельного участка, произведено уполномоченным на то органом, в пределах его компетенции.
Судом также установлено, что истец использует земельный участок с момента его выделения по настоящее время. Претензий касательно спорного имущества истцу никто, никогда не предъявлял, на участок не претендовал, права собственности истца в том числе в судебном порядке, не оспаривал и обратного в судебном заседании не доказано.
Суд, с учетом изложенного выше приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований истца о признании права собственности на земельный участок.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно действующего земельного законодательства при проведении процедуры межевания вычисляются уникальные координаты угловых точек земельного участка, позволяющие однозначно определить их положение на местности.
В соответствии с положениями п.7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Граница принадлежащего истцу земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем истец обратилась к кадастровому инженеру для подготовки Карты (Плана) с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка.
Кадастровым инженером были проведены кадастровые работы и подготовлена Карта (План) в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
Из заключения кадастрового инженера следует, что местоположение земельного участка было определено согласно Схеме расположения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства Киселева А.В., выданной главой сельского поселения Мусорка Вечкановым В.В.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 24.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Карта-план территории состоит из текстовой и графической частей.
В состав текстовой части карты-плана территории включаются:
1) пояснительная записка с указанием оснований выполнения комплексных кадастровых работ, сведений о территории выполнения комплексных кадастровых работ, об учетных номерах кадастровых кварталов, являющихся территорией, на которой выполняются комплексные кадастровые работы, включая реквизиты полученных для выполнения комплексных кадастровых работ кадастровых планов территории указанных кадастровых кварталов, реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (в том числе в составе проекта планировки территории), реквизиты документа, устанавливающего распределение земельных участков в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и иных сведений о территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы;
2) сведения об объектах недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" объектами комплексных кадастровых работ (в том числе полученные в результате выполнения комплексных кадастровых работ), в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования;
3) акт согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ;
4) заключение или заключения согласительной комиссии, сформированной в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", о результатах рассмотрения возражений относительно местоположения границ земельных участков, обязательным приложением к которым являются указанные возражения.
Графическая часть карты-плана территории состоит из схемы геодезических построений и подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ схемы границ земельных участков, составленной с применением картографической основы или иного картографического материала, соответствующего требованиям, предъявляемым к картографической основе, в том числе карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, сведений, содержащихся в использованном при выполнении комплексных кадастровых работ кадастровом плане территории, схемы расположения элемента планировочной структуры, включенной в материалы по обоснованию утвержденного проекта планировки территории (при наличии), схемы организации улично-дорожной сети, схемы границ территорий объектов культурного наследия, схемы границ зон с особыми условиями использования территорий, чертежей межевания территории, включенных в проект межевания территории, и других данных, необходимых для определения местоположения границ земельных участков, утвержденных в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
На схеме границ земельных участков отображаются:
1) местоположение границ земельных участков, которые указаны в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и в отношении которых выполнены комплексные кадастровые работы, в том числе в целях исправления ошибок;
2) местоположение границ земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но в отношении которых комплексные кадастровые работы не выполнялись;
3) местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, которое установлено в ходе выполнения комплексных кадастровых работ, в том числе в целях исправления ошибок;
4) местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но в отношении которых комплексные кадастровые работы не выполнялись.
Карта-план территории подготавливается в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, а также в форме документа на бумажном носителе. Все документы или их копии, представленные или подготовленные для включения в состав карты-плана территории в форме документа на бумажном носителе, включаются в ее состав в виде электронного образа бумажного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, или копии этого документа. Форма карты-плана территории и требования к ее подготовке, а также форма акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно положениям ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Положениями ст.ст. 39, 40 Закона «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Возражений относительно местоположения границ земельного участка истца со стороны смежных пользователей, суду не представлено. Права смежных землепользователей не нарушены. Споров по границе нет.
Доказательств отсутствия у истца прав на уточнение местоположения границ земельного участка в заявленных истцом координатах суду не представлено, как не представлено и доказательств наличия споров относительно границ земельного участка со стороны смежных землепользователей, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования - удовлетворить.
Признать за Киселевым Александром Вениаминовичем право собственности на земельный участок, площадью 66000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, в границах указанных в Карте (плане) от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной кадастровым инженером Рыжовой А.Ю.
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты | |
X |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья Д.В. Безденежный