Судья Константинова О.Г.
Дело № 7-1789/2019 / 21-1020/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 27 августа 2019 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу защитника Лущенко Ксении Константиновны, действующей в интересах ОАО «Пермские сельские леса», на решение судьи Очерского районного суда Пермского края от 05.07.2019 и постановление начальника отдела лесного надзора управления охраны защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 07.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица,
у с т а н о в и л а:
Постановлением начальника отдела лесного надзора управления охраны защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 07.03.2019 №01-03/03-19 Открытое акционерное общество «Пермские сельские леса» (далее ОАО «Пермсельлес») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Решением судьи Очерского районного суда Пермского края от 16.05.2019, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника ОАО «Пермсельлес» по доверенности Лущенко К.К., данное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит об отмене постановления от 07.03.2019 и решения от 05.07.2019, прекращении производства по делу, указывая на то, что в отношении ОАО «Пермсельлес» введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим юридического лица приложены все возможные меры для недопущения вмененного правонарушения, право аренды было выставлено на торги. Юридическое лицо самостоятельно заготовку древесины не осуществляет, такая возможность у него отсутствует, вынуждено заключать договоры продажи леса на корню. До заключения договора уступки прав аренды лесного участка был ранее заключен договор купли-продажи древесины с ООО «***», в рамках данного договора все необходимые мероприятия по вырубке и очистке мест рубок произведены вовремя. Полагает, что юридическое лицо незаконно привлечено к административной ответственности повторно, поскольку постановлением от 07.03.2019 №01-03/04-19 в рамках единой проверки.
В судебном заседании заявитель жалобы защитник Лущенко К.К., законный представитель ОАО «Пермсельлес» - конкурсный управляющий Мартиросян М.Р., извещенные должным образом, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.8.32 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч.3 ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу ч.3 ст.16 данного Кодекса порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1 Правил).
Пунктами 16 и 17 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Основанием для привлечения ОАО «Пермсельлес» к административной ответственности послужило невыполнение юридическим лицом приведенных выше требований.
Как установлено, ОАО «Пермсельлес» на основании договора аренды лесного участка ** от 07.09.2009 был предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 11426,1 га местоположением: **** – 9,5 га.
В соответствии с лесной декларацией от 21.03.2016, технологической картой, письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о продлении срока заготовки, хранения и вывоза древесины до 01.12.2017 ОАО «Пермсельлес» осуществлялась в указанном выделе заготовка древесины способом сплошной рубки.
На момент осмотра 02.07.2018 места лесосечных работ в квартале **, выделе **, делянке ** согласно акту осмотра лесосеки от указанной даты лесосека вырублена в полном объеме, очистка проведена не в полном объеме, не очищено 0,2 га: оставлена не вывезенной с погрузочной площадки древесина в объеме 23 м3. Согласно фотоматериалу к акту осмотра на лесосеке находятся также порубочные остатки.
Факт нарушения ОАО «Пермсельлес» Правил пожарной безопасности в лесах подтвержден собранными по делу доказательствами; актом осмотра от 02.07.2018, фототаблицей, договором аренды лестного участка, технологической картой разработки лесосек в квартале №** выделе ** ГКУ «Очерское лесничество» Очерского участкового лесничества.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.06.2018 №334-п в соответствии со ст.ст. 11, 53.5, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.14 Закона Пермского края от 24.11.2006 №31-КЗ «Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае», в связи с установлением сухой и ветреной погоды, изменением оперативной обстановки, связанной с лесными пожарами и требующей принятия дополнительных мер по обеспечению пожарной безопасности, Правительство Пермского края установлен особый противопожарный режим в лесах на территории Пермского края до 20.09.2018; рекомендовано лицам, использующим леса, выполнить до 01.07.2018 противопожарные профилактические мероприятия, предусмотренные проектами освоения лесов и государственными контрактами на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов…
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ОАО «Пермсельлес» не представило доказательств невозможности выполнения требований, предъявляемых действующим законодательством к заготовке древесины, а также доказательств принятия достаточных и своевременных мер по соблюдению действующего законодательства.
В соответствии с п.13.1 договора аренды арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором.
Фактическая заготовка древесины иным лицом не исключает возможности привлечения к административной ответственности юридического лица, которому следовало осуществлять контроль за действиями лиц, производящими рубку, принимать меры к недопущению нарушения лесного законодательства. В связи с этим не могут быть приняты доводы о том, что рубка осуществлялась силами покупателя – ООО «***». Доводы о том, что в рамках договора с указанным юридическим лицом все необходимые работы по очистке мест рубок были произведены, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. Напротив, приведенные доводы ничем не подтверждены.
В адрес ОАО «Пермсельлес» направлялся график освидетельствования лесосек ОАО «Пермсельлес» по Очерскому участковому лесничество на 2018 года, согласно которому осмотра спорного лесного участка был запланирован на 02.07.2018. Данный график был получен 11.05.2018, что следует из уведомления о вручении, а также на это прямо указано в жалобе. В связи с этим доводы о том, что об осмотре юридическое лицо не извещалось, не принимаются.
То обстоятельство, что в отношении ОАО «Пермсельлес» ведется конкурсное производство, которое в скором времени будет завершено, не освобождало юридическое лицо от обязанностей выполнять действующее законодательство при пользовании лесным участком. Предприятие, признанное банкротом, специальным субъектом, который освобождается от административной ответственности, не является. Кроме того, не представлено доказательств отсутствия возможности своими силами или силами других лиц провести соответствующие мероприятия.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в минимальном размере, в установленный годичный срок давности привлечения к административной ответственности, соразмерно содеянному.
Само по себе открытие конкурсного производства в отношении ОАО «Пермсельлес» исключительным обстоятельством, которое бы повлекло применение ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа не является. Документов о действительном финансовом и материальном положении юридического лица не представлено.
Процессуальные нарушения, которые бы повлияли на законность привлечения ОАО «Пермсельлес» к административной ответственности, не допущены.
Составление протокола об административном правонарушении с нарушением установленных ст.28.5 КоАП РФ сроков, не являющихся пресекательными, к таким нарушениям не относится.
Вопреки утверждению в жалобе тот факт, что ОАО «Пермсельлес» привлечено к административной ответственности на нарушение, выявленное в рамках одной проверки, в рассматриваемом случае не свидетельствует о том, что им совершено одно деяние, влекущее административную ответственность на основании ч.3 ст.8.32 КоАП РФ КоАП РФ. Объективная сторона составов вменяемых юридическому лицу административных правонарушений в двух вышеуказанных случаях является различной, поскольку правонарушения имели место на разных земельных участках. Каждое из противоправных действий, вменяемых названному лицу, образует самостоятельный состав административного правонарушения, положения ч.5 ст.4.1, п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в данном случае неприменимы. Следует отметить, что в рассматриваемом случае проводилась не проверка, а осмотр мест рубок в соответствии с утвержденным приказом Минприроды России от 27.06.2016 №367 Порядком осмотра лесосек в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка после завершения лесосечных работ.
С учетом изложенного основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Очерского районного суда Пермского края от 15.07.2019, постановление начальника отдела лесного надзора управления охраны защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 07.03.2019 оставить без изменения, жалобу защитника Лущенко Ксении Константиновны – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись