Дело № 2-40/2022
УИД 44RS0003-01-2021-003002-02
Решение
Именем Российской Федерации
26 января 2022 года город Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Шушкова Д.Н., при секретаре Шадриной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войновой Т.Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области о взыскании невыплаченной суммы компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение срока выплат и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Войнова Т.Ю. обратилась в суд c иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области о взыскании:
невыплаченной суммы компенсации при увольнении в размере 146 540 рублей,
невыплаченной суммы компенсации отпуска при увольнении в размере 33759 рублей 21 коп.,
денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплат при увольнении за период с 19.12.2020г. по 12.11.2021г. в размере 21 308 рублей 36 коп.,
компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей,
выплаты денежной компенсации в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм выплат при увольнении за каждый день задержки, начиная с 13.11.2021г. по день фактического расчета включительно.
В обоснование иска указано, что истец замещала должность федеральной государственной гражданской службы и проходила государственную гражданскую службу в структуре территориальных органов Федеральной налоговой службы с 30.12.1992 г., в том числе с 21.12.2015 г. (приказ Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области от 21.12.2015 г. №_____) замещала должность начальника отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области.
В соответствии с Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области (УФНС России по Костромской области) от 17.09.2020 г. № 01-12/054 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области" Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области (Межрайонная ИФНС России № 6 по Костромской области) была реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области, которое является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области.
Приказом Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области от 07.12.2020 №_____ заключенный с Войновой Т.Ю. служебный контракт от 21.12.2015 г.№_____ расторгнут 18.12.2020 г. согласно пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в результате чего истец была освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности.
В связи с увольнением по данному основанию истцу были выплачены:
1. Компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ" О государственной гражданской службе Российской Федерации", в размере 144 724,92 рубля.
Расчет данной суммы произведен исходя из следующих составляющих денежного содержания Войновой Т.Ю. на дату расторжения служебного контракта:
- месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностного оклада) - 5825,00 рублей;
месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) -1788,00 рублей;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - 1748,00 рублей;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы- 5825,00 рублей;
ежемесячного денежного поощрения - 5825,00 рублей;
1/12 единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - 1231,67 рублей;
1/12 материальной помощи чрезвычайной - 1000,00 рублей;
1/12 материальной помощи при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - 615,83 рублей;
1/12 премий за выполнение особо важных и сложных заданий - 12322,73 рублей.
Итого месячное денежное содержание составляет 36 181,23 рубль.
Четырехмесячное денежное содержание составляет 36 181,23 х 4 =144 724,92 рубля.
2. Денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 27 календарных дней, в соответствии с пунктом 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в размере 32 206,08 рублей.
Расчет данной суммы произведен исходя из следующих составляющих денежного содержания Войновой Т.Ю. на дату расторжения служебного контракта:
- месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностного оклада) - 5825,00 рублей;
месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) -1788,00 рублей;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - 1748,00 рублей;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - 5825,00 рублей;
ежемесячного денежного поощрения - 5825,00 рублей;
1/12 материальной помощи чрезвычайной - 1000,00 рублей;
1/12 материальной помощи при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - 615,83 рублей;
1/12 премий за выполнение особо важных и сложных заданий - 12322,73 рублей.
Итого месячное денежное содержание составляет 34 949,56 рублей.
Денежная компенсация за неиспользованный отпуск составляет 34 949,56/29,3 х 27= 32 206,08 рублей.
Расчет размера компенсационных выплат при увольнении произведен не верно, а
именно при расчете не были учтены суммы разового материального стимулирования
(премий за счет дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета,
выделяемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда), а также суммы средств материального стимулирования, выплачиваемые ежеквартально.
Согласно приказам Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области Воиновой Т.Ю. были выплачены следующие суммы материального стимулирования ежеквартального:
приказом от 19.12.2019 г. №_____ выплачены средства материального стимулирования за 3 кв.2019 г. в сумме 70 300,00 руб.;
приказом от 20.04.2020 г. №_____ выплачены средства материального стимулирования за 4 кв. 2019 г. в сумме 53 180,00 руб.;
приказом от 29.06.2020 г. №_____ были выплачены средства материального стимулирования за 1 кв. 2020 г. в сумме 54 940,00 руб.;
приказом от 28.09.2020 г. №_____ были выплачены средства материального стимулирования за 2 кв. 2020 г. в сумме 60 000,00 руб.
На основании приказов Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области от 05.12.2019 г. №_____; от 20.12.2019 г. №_____; от 26.03.2020 г. №_____; от 07.04.2020 г. №_____; от 14.05.2020 г. №_____; от 05.06.2020 г. №_____; от 27.08.2020 г. №_____; от 08.09.2020 г. №_____; от 13.10.2020 г. №_____; от 11.11.2020 г. №_____ "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области" за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы Костромской области, Войновой Т.Ю. были выплачены средства материального стимулирования за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда в размере: 5 500,00 руб.; 50 000,00 руб.;43 700,00 руб.;12 300,00 руб.;13 300,00 руб.;14 300,00 руб.;15 300,00 руб.; 15 400,00 руб.;14 700,00 руб.;16 700,00 руб. соответственно.
Выплата Войновой Т.Ю. указанных сумм средств материального стимулирования подтверждается Выпиской из приказов о материальном стимулировании (квартальном и дополнительном) федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области.
Общая сумма выплаченных Войновой Т.Ю. средств материального стимулирования за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года составляет 439 620 рублей.
Указанные выплаты ответчиком не были учтены в составе денежного содержания для произведения расчетов при исчислении четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
При этом, среднемесячная сумма средств материального стимулирования, подлежащая включению и не включенная ответчиком в состав денежного содержания для произведения расчетов при исчислении четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, составляет 36 635 рублей (439 620,00/12).
Таким образом, сумма невыплаченной истцу компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 146 540 рублей (36 635 х 4 мес.), сумма невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении составляет 33 759,21 рублей (36 635 /29,3 х 27 дн.).
В соответствии со ст. 140 ТК РФ, ст. 73 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Общая сумма невыплаченных Войновой Т.Ю. денежных средств составляет 180 299,21 рублей (сумма не выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания 146 540 руб. + сумма не выплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении + 33 759,21 руб.).
Всего общая сумма денежной компенсация за каждый день задержки не выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и не выплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день направления искового заявления (включительно) (12.11.2021г.) составляет 21 308,36 рублей.
Представителем Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области в суд направлен отзыв на исковое заявление, в котором представитель считает доводы искового заявления не соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, указав следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Состав денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок его исчисления определен в статье 50 Закона № 79-ФЗ, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 указанного Закона денежное содержание гражданского служащего состоит из оклада месячного денежного содержания гражданского служащего (состоящего из должностного оклада и оклада за классный чин) и дополнительных выплат.
Исчерпывающий перечень указанных дополнительных выплат закреплен в пункте 5 статьи 50 Закона №79-ФЗ и в пункте 2 Правил.
Согласно указанным положениям норм права к дополнительным выплатам относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда
гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В ст. 51 Закона 79-ФЗ установлено, что в государственном органе устанавливается фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1. оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
2. ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской
службе - в размере трех должностных окладов;
3. ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской
службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
4. ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
5. премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
- ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно Указами Президента Российской Федерации;
7. единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого
отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Налоговые органы являются бюджетными учреждениями и расходуют денежные средства при осуществлении своей деятельности в пределах бюджетных ассигнований.
Порядок и условия выплаты средств материального стимулирования урегулированы законодательно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено осуществление выплат материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в 2007 - 2010 годах сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда.
Во исполнение пункта 4 данного Постановления Министерством финансов Российской Федерации 17.10.2007 г. издан приказ № 90н «Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы», согласно п. 2 которого материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего.
Данные денежные средства не формируют фонд оплаты труда для последующих выплат. Исходя из правовой природы спорных сумм, следует, что они доводятся дополнительными бюджетными ассигнованиями сверх установленных фондов оплаты труда, не увеличивают последние и не могут участвовать при определении среднего заработка, который используется для расчета компенсации при увольнении и сумм отпускных.
При увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Таким образом, при выплате компенсации при увольнении учитываются:
- в полном объеме:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской
службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
в размере 1/12 от выплаченной суммы:
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Из системного анализа вышеприведенных норм следует, что перечень выплат, учитываемых при исчислении месячного денежного содержания гражданских служащих при увольнении, является закрытым, не подлежит расширенному толкованию и определяется в пределах фонда оплаты труда.
Законом № 79-ФЗ определено, что выплаты при увольнении рассчитываются исключительно исходя из сумм денежного содержания, которые, в свою очередь, формируются из денежных средств, перечень видов которых носит исчерпывающий (закрытый) характер и не включает в себя средства материального стимулирования и разовые премии.
В течение 2020 года государственным гражданским служащим налогового органа выплачивались премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере от одного оклада месячного денежного содержания гражданского служащего до 0,7 денежного содержания. Данные премии выплачивались в пределах бюджетных ассигнований и фонда оплаты труда (премии за выполнение особо важных и сложных заданий) и были, в соответствии с действующим законодательством, включены в расчет компенсации при увольнении.
Материальное стимулирование и разовые премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленных фондов оплаты труда не входят в денежное содержание гражданского служащего и не являются гарантированной выплатой обязательного характера, следовательно, не должны учитываться при расчете компенсации при увольнении.
Суммы разовых премий за счет дополнительных ассигнований доводится до управлений ФНС письмом ФНС России ежегодно. Источник данных выплат аналогичен источнику, отраженному Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 №611.
Заработная плата Войновой Т.Ю. выплачивалась исходя из размера, установленного служебным контрактом, в соответствии с которым денежное содержание, состоит из:
месячного (должностного) оклада в соответствии с замещаемой должностью
государственной гражданской службы Российской Федерации;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской
службы;
- ежемесячное денежное поощрение;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе;
месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской
службы (оклад за классный чин);
премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с
положением, утвержденным Представителем нанимателя;
единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Выплаты сумм материального стимулирования и разовые премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований в служебном контракте и иных правовых актах в составе денежного содержания не предусмотрены.
В письмах Минфина от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300 указано, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством РФ не предусмотрены.
Таким образом, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты.
При расчетах по начислению гражданским служащим выплат по оплате труда (исчислению сохраняемого денежного содержания) учитываются условия выплаты материального стимулирования, предусмотренные в соответствующем государственном органе.
Спорные денежные средства не могут учитываться при определении сумм компенсации при увольнении и при расчете сумм отпускных при ежегодном оплачиваемом отпуске, т.к. не предусмотрены в денежном содержании Федеральной налоговой службы.
Обязанность работодателя возместить работнику моральный вред наступает при следующих обстоятельствах: причинение работнику физических и (или) нравственных страданий; совершение работодателем виновных неправомерных действий или бездействия; наличие причинной связи между неправомерными виновными действиями (бездействием) работодателя и физическими и (или) нравственными страданиями работника.
В своем заявлении Войнова Т.Ю. не представила доказательств нравственных переживаний. Причинение конкретных физических страданий заявителем также не указано и документально не подтверждено.
При таких обстоятельствах взыскание морального вреда в пользу заявителя не соответствует действующему законодательству и сложившейся правоприменительной практике.
Дело рассматривается в отсутствие истца Войновой Т.Ю., уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в отсутствие представителя ответчика, просившего о рассмотрении дела без участия представителя.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключение случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 данного закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 данного закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно ч. 2 Федерального закона N 79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец с 21.12.2015 г. замещала должность федеральной государственной гражданской службы - должность начальника отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области (л.д. 15, 16, 17).
Приказом Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области от 07.12.2020 №_____ заключенный с Войновой Т.Ю. служебный контракт от 21.12.2015 г. №_____ расторгнут 18.12.2020 г. согласно пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в результате чего истец была освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности (л.д. 18).
В обоснование иска Войнова Т.Ю. ссылается на то, что при расчете размера компенсационных выплат при увольнении не были учтены суммы разового материального стимулирования (премий за счет дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда), а также суммы средств материального стимулирования, выплачиваемые ежеквартально.
Выплата Войновой Т.Ю. указанных в исковом заявлении сумм материального стимулирования подтверждается материалами дела.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству РФ поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В письме Минфина России от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
В Письме Минтруда России от 05.05.2021 N 14-0/10/В-5300 «О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих» разъяснено, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами (Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562) порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих. Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по нашему мнению, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, выплачиваемое государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, относится к дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
На основании изложенного требования истца о взыскании невыплаченной суммы компенсации при увольнении в размере 146 540 руб., невыплаченной суммы компенсации отпуска при увольнении в размере 33759 руб. 21 коп. подлежат удовлетворению. Расчет данных сумм, приведенный в исковом заявлении, судом проверен и признан верным.
Согласно ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В связи с тем, что спорные выплаты истцу произведены не были, требования о взыскании денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплат при увольнении за период с 19.12.2020г. по 12.11.2021г. в размере 21 308 рублей 36 копеек согласно представленному истцом расчету, проверенного судом, подлежат удовлетворению, как и требования о взыскании выплаты денежной компенсации в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм выплат при увольнении за каждый день задержки, начиная с 13.11.2021г. по день фактического расчета включительно.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Из материалов дела следует, что в день увольнения выплата всех сумм, причитающихся истцу от работодателя, произведена не была.
Поскольку в ходе рассмотрения дела был установлен факт нарушения трудовых прав истца со стороны работодателя, то с учетом обстоятельств дела, периода и размера задолженности, объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, суд полагает, что с учетом разумности и справедливости требование о компенсации морального вреда должно быть удовлетворено в сумме 10000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 146 540 ░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 33759 ░░░░░░ 21 ░░░░░░░,
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 19.12.2020░. ░░ 12.11.2021░. ░ ░░░░░░░ 21 308 ░░░░░░ 36 ░░░░░░,
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 13.11.2021░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 03.03.2022 ░.